Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:42, реферат
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.
1 Введение 2
2 Темперамент 3
2.1 Понятие о темпераменте. Компоненты, характеризующие темперамент 3
2.2 Свойства темперамента 4
2.3 Типы темперамента 5
2.4 Выбор профессии в зависимости от темперамента 9
3 Личность и ее свойства 12
3.1 Понятие «личность» 12
3.2 Теории личности 13
3.3 Темперамент и личность 15
4Заключение 18
5 Список использованных источников 19
Флегматики не выносят суеты и постоянно меняющихся условий, это может привести к сбою в работе, а иногда и к депрессии. Зато они способны длительное время заниматься делом, требующим сконцентрированности внимания, усидчивости и скурпулезности. Это терпеливые люди, способные до мелочей продумать какое-либо решение и до идеала довести какое-либо дело. Если их не торопить. Вот флегматики становятся хорошими экономистами, бухгалтерами, операторами ЭВМ и программистами, зубными техниками, поварами, делопроизводителями, портными, слесарями, механиками, часовщиками, библиографами, переводчиками и т.п. Но артистом дирижером, телерепортером, коммерсантом и продавцом флегматику становится не стоит.
Меланхолик
вряд ли будет успешен в профессиях, требующих
повышенной сосредоточенности, риска
и энергичности. Напряженная работа врача,
особенно хирурга, спасателя, летчика,
водителя, монтажника, диспетчера скорее
приведут меланхолика к истощению нервной
системы и ухудшению здоровья. Но в силу
таких особенностей, как чувствительность
и отзывчивость, эмоциональность и умение
сопереживать меланхолик ярко раскрывается
в профессиях актера, художника, писателя,
цветовода. Он имеет все шансы стать успешным
делопроизводителем, оператором ЭВМ, биологом,
библиотекарем, дизайнером[2].
3
ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ
СВОЙСТВА
3.1 Понятие «личность»
Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Она – продукт общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой. Понятие личности начало складываться в древности. Вначале термин «личность» означал маску, которую надевал актер древнего театра, затем самого актера и его роль в представлении. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями[4].
В определении личности следует выделить прежде всего ее общественную сущность. Человек рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной и трудовой деятельности. Речь идет о биологическом факторе, определенным образом влияющего на формирование личности. Так врожденными, передающимися по наследству являются особенности нервных процессов возбуждения и торможения, что определяет своеобразие типа высшей нервной деятельности человека, такие анатомо-физические особенности, как рост, отчасти телосложение, вес и другие. Однако, эти биологические особенности не являются определяющими в личности.
Термин
«личность» употребляется только по
отношению к человеку, и притом,
начиная лишь с некоторого этапа
его развития. Мы не говорим «личность
животного» как «личность новорожденного».
Мы всерьез не говорим о личности двухлетнего
ребенка, хотя он проявляет не только свои
наследственные особенности, но и великое
множество особенностей, приобретенных
под воздействием социального окружения.
Таким образом психология социальное
и биологическое в человеке рассматривает
в диалектическом единстве, выделяя в
этом единстве в качестве основных и определяющих
социальные факторы[5].
3.2 Теории личности
Психодинамические теории личности. Основные принципы психодинамической теории личности были сформулированы 3.Фрейдом в рамках созданной им теории, которую называют «классический психоанализ». По мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. энергию сексуальных инстинктов он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.
Фрейд выделил три основные
структуры личности: Оно (Id), Я
(Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет
собой источник всей
Феноменологическая теория личности. Феноменологическое направление подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Этот подход исходит из того, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени. Другой важный тезис, лежащий в основе данного подхода, заключается в том, что человек способен сам определять свою судьбу, он свободен в принятии решений относительно своей жизни и в то же время несет полную ответственность за то, что он собой представляет. Третье положение феноменологического подхода отражает позитивную природу человека и его стремление к самореализации, развитию, совершенствованию.
Наиболее последовательно
Поведенческие теории личности. Это направление иногда называют теориями научения, так как его основным тезис — утверждение о том, что личность — это тот опыт, который человек приобрел в жизни, то, чему он научился. Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов Дж.Уотсона и Б.Скинера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и может быть описано с помощью формулы: S->R. По мнению представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления — Альберт Бандура и Джулиан Роттер.
Когнитивные теории личности. Основоположником этого подхода был американский психолог Дж.Келли (1905— 1967). Он считал, что человек — это исследователь, пытающийся понять, что с ним происходит, и предсказать, что с ним произойдет в будущем. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Личность — это организованная система важных конструктов, т.е. личность — это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.
Все перечисленные выше теории
личности пытаются ответить, пожалуй,
на самый сложный вопрос
3.3 Темперамент и личность
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Впечатлительность – это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.
Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид – это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный
человек отличается от малотревожного
тем, что у него слишком часто
возникают связанные с
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.
Темперамент
в некоторой степени влияет на
развитие способностей человека, особенно
тех, в состав которых входят движения
с такими их существенными характеристиками,
как темп, скорость реакции, возбудимость
и тормозимость. В первую очередь это способности,
включающие в свой состав сложные и точные
движения с непростой траекторией и неравномерным
темпом. К ним также относятся способности,
связанные с повышенной работоспособностью,
сопротивляемостью помехам, выносливостью,
необходимостью длительной концентрации
внимания[5].
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.
Интересно
отметить, что некоторые люди, познав
особенности своего темперамента, преднамеренно
сами вырабатывают определенные методы,
чтобы овладеть им. Знание типа темперамента
и умение определить тип у конкретного
человека или группы людей помогает человеческой
личности найти подход к конкретному человеку
и лучше построить отношения с ним и в
коллективе. Важнейший фактор, определяющий
темперамент, – характеристики нервной
системы. Но не во всём он зависит от наследственных
свойств нервной системы, т.к. временная
и социальная динамика сдвигаясь тоже
оказывает на темперамент влияние.
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ