Темперамент. Индивидуальность деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Темперамент – это жизненная энергия, биологический фундамент личности, дар природы, совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. С точки зрения современной психофизиологии он даётся человеку от рождения на всю жизнь. По ходу жизни темперамент остаётся стабильным, но может до определённой степени измениться под воздействием психических состояний и жизненных ситуаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Темперамент. Типы и свойства
1.1.Общее понятие о темпераменте
1.2.Основные свойства темперамента
1.3.Психологическая характеристика типов темперамента
1.4.Темперамент и личность
2. Темперамент и деятельность
2.1. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента.
2.2. Темперамент как фактор деятельности
2.3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
3.Современные исследования в области темперамента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

психология (темперамент).doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и отрицательной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации. Людям с таким типом темперамента не нравится непривычная пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную.

Свойства и три синдрома свойств оказались онтогенетически стабильными. Из этого положения можно было бы сделать вывод о хронической неадаптивнсти ребенка с трудным темпераментом. Однако это не совсем так. Оказалось, что если родители учитывают индивидуальные особенности своего "трудного" ребенка, специально готовят его к сложным ситуациям, им удается помочь ему справиться с проблемами и избежать неудач. В 15-летнем лонгитюдном исследовании Торгерсена было показано, что сходство у монозиготных близнецов всегда больше, чем у дизиготных близнецов, и с возрастом оно уменьшается. Существенные различия между монозиготными и дизиготными близнецами наблюдаются по таким показаниям, как активность, адаптивность (разница к 6 годам уменьшается, а потом к 15 - опять увеличивается), интенсивность. 
          Влияние генотипа на темперамент было обнаружено и в другом исследовании (в Луизвильском лонгитюде), где оно отчетливо прослеживалось на 600 парах близнецов, начиная с младенчества и дошкольного возраста, причем выраженность генетического вклада практически не зависела от метода диагностики. Как и во многих других работах, было выявлено, что по темпераментальным свойствам монозиготные близнецы более схожи между собой, чем дизиготные близнецы. 
          Биологическая основа темперамента отмечается практически во всех концепциях, однако влияние средовых факторов на формирование и проявление темпераментальных характеристик также считается немаловажным (Р. Пломин, М. Ротбарт, Я. Стреляу, А. Томас и С. Чесс). Интересно, что воздействие внутрисемейной среды может и ослаблять, и усиливать различия между детьми по индивидным и личностным свойствам. Источниками различий влияния среды на детей, проживающих в одних условиях, являются не одинаковые отношения к ним взрослых, в первую очередь родителей. Согласно Ж. Баллеги, существует связь между характером детей и типом семейного воспитания: трудные дети чаще встречаются в строгих и чрезмерно стимулирующих семьях; легкие дети - в любящих семьях, пассивные - в недостаточно стимулирующих. 
          С середины 90-х г. в лаборатории когнитивных процессов (Институт психологии РАН) было начато лонгитюдное исследование, одной из задач которого было выяснение вопроса о вкладе генотипа и среды в развитие темперамента на разных возрастных этапах. Объектом исследования выступали монозиготные близнецы (генетическое сходство равно 1), дизиготные близнецы (генетическое сходство, как у сибсов, равно 0,5), и одиночно рожденные дети (Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, А.В. Дозорцева) (см. Хрестомат. 8.1). Наблюдения проводились с такой частотой: на первом году жизни - в 3-4 месяца, 7-9 месяцев и в 12 месяцев, т.е. три раза, а затем - на втором году и далее один раз в полгода. Исследовалось 18 пар монозиготных близнецов - 9 пар мальчиков и 9 пар девочек, 22 пары дизиготных близнецов - 11 пар мальчиков, 11 пар девочек и 58 одиночно рожденных детей того же возраста.

Использовались: тест Ж. Баллеги "День ребенка" для родителей и тест Бейли для тестирования детей. Тест А. Баллеги оценивает темперамент ребенка. Типами темперамента являются:

трудный темперамент - большое внутреннее напряжение, низкий контроль;

стеничный - среднее напряжение, хороший контроль, положительные и отрицательные реакции на окружающих;

легкий - сбалансированное напряжение, умеренный контроль;

пассивный темперамент - низкое напряжение, слабый контроль.

Этот же метод позволяет определить тип семейного воспитания:

чрезмерно стимулирующая семья - интенсивные отношения между ребенком и родителями, высокие требования;

любящая семья - тесные отношения с детьми, но более позитивные, менее строгие;

пассивная семья - родители не особенно интересуются детьми;

строгая семья - мать заботится о ребенке, только когда необходимо, очень строга и ригидна; отец ведет себя жестко.

Тест Бейли включает шкалу ментального и психомоторного развития. В результате оцениваются уровни и психомоторного развития. 
          Было показано, что у монозиготных близнецов чаще выявляется трудный и пассивный характер, которые в сумме превосходят адаптивные (легкий и стеничный). У монозиготных близнецов на протяжении всего исследуемого периода велика частота трудного характера, а у дизиготных - легкого и пассивного; стеничный темперамент встречается редко. У одиночно рожденных детей - темперамент либо легкий, либо стеничный. 
          Регулятивные механизмы у близнецов находятся под влиянием генетических, биологических (недоношенность, малый вес) и средовых факторов (родительско-детских отношений).

Проведение факторного анализа позволило выделить следующую структуру темперамента:

в первый фактор входят шкалы отношений с родителями, автономности и защитных реакций; он был назван социабельностью;

во втором факторе представлены шкалы крайних состояний напряжения; неприятных ощущений, причем у монозиготных близнецов это шкалы высокого и низкого напряжения, у дизиготных - среднего, а у одиночно рожденных детей - высокого напряжения;

третий фактор - это шкалы среднего напряжения и ориентации на человека и на предметы;

четвертый - у монозиготных близнецов - шкала отношения с отцом, а у дизиготных и одиночно рожденных детей это фактор интерпретируется слабо.

В исследованиях было показано, что темперамент не обнаруживает возрастной стабильности. Величина генетического вклада в темперамент сильно варьирует в зависимости от возраста. 
          По типу средового влияния (тип воспитания) семьи монозиготных и дизиготных близнецов оказались схожими: у них преобладают любящие и строгие семьи. При изучении одиночно рожденных детей и их семей было выявлено преобладание любящей семьи, причем практически во всех (за исключением возраста 4 месяца) возрастах. 
          Уникальными оказались данные о нестабильности стиля семейного воспитания. Так, до 12-ти месячного возраста у монозиготных и дизиготных детей преобладает любящая семья, а в 18 месяцев она сменяется строгой семьей. В 36 месяцев возрастает частота чрезмерно стимулирующих семей. Похоже, что стиль семейного воспитания зависит от стадии социализации ребенка. 
          Итак, в исследовании не была обнаружена стабильность темперамента и стиля семейного воспитания. Отдельные характеристики темперамента находятся под значительным генетическим влиянием в течение всего периода исследования (от рождения до 36 мес.). Предварительные данные, полученные сотрудниками лаборатории, согласуются с выводами Беллеги и подтверждают тенденцию возрастной динамики темперамента в раннем возрасте. 
          Возможность возрастной динамики темперамента подтверждается данными о существовании корреляций между семейным типом воспитания и шкалами темперамента детей. Тип семейного воспитания либо способствует саморегуляции поведения, как это было показано у одиночно рожденных детей, либо приводит к его задержке (у монозиготных близнецов). 
          Многие авторы отмечают, что вопрос о природе темперамента пока остается открытым, поскольку существуют как теоретические, так и эмпирические противоречия, связанные с разными исходными посылками и гипотезами, которые формулируются в различных психологических школах и направлениях.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности - постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.  
2. Егорова Психология индивидуальных различий. М, 1997.  
3. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.  
4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982.  
5. Краткий словарь системы психологических понятий // К.К. Платонов - М. Высшая школа 1984.  
6. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента, М., 1964  
7. Павлов И. П. Поли. собр. Соч. Т.З.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.  
8. Немов Р.С. Психология // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1, М.: Просвещение ВЛАДОС, 1998.  
9. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 . Ю.Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б.  
Гиппенрейтера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982 . 11 .Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и  
других, М., изд. «АСТ-Пресс Книга», 2001 г.  
12.Практикум по общей психологии // Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1990.  
13.Практическая психология //Инструментарий. Под ред. Шапаря В.Б. -  
Ростов н/Д: изд. «Феникс», 2002. Н.Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М.,  
"Наука", 1984.  
15.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2000.  
16.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.  
17.Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974.  
18.Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий -М., 1982.

19. Теплов Б.М. Типологические свойства  нервной системы и их значение  для психологии // Психология индивидуальных  различий: Тексты. М., 1982. С. 32-38.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реакции людей с различными темпераментами в одинаковой ситуации (рисунок X. Бидструпа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Темперамент. Индивидуальность деятельности