Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:14, реферат
Прежде, чем перейти к рассмотрению различных свойств и особенностей темперамента, необходимо отметить, что, во-первых, нет лучших или худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны. Во-вторых, «чистые» темпераменты в природе встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Поэтому главные усилия должны быть направлены не на исправление (что не возможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств и нивелирование отрицательных граней.
Особенности темперамента как свойства личности
Структура темперамента
Свойства темперамента
Классификация темперамента
Список литературы
Циклотимик, наделенный пикническим телосложением, характеризуется циклическими колебаниями эмоций от радости до подавленного настроения, при этом легко контактирует с людьми, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах.
Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе, тогда как в США приобрела популярность концепция Уильяма Шелдона, в основе которой также обнаруживается соотнесение выделенных типов темперамента с основными типами телосложения. Шелдон выделил три типа конституции: 1) эндоморфный; 2) мезоморфный; 3) эктоморфный. Индивиды с эндоморфным телосложением отличаются неразвитой мускулатурой и избытком жировой ткани. Мезоморфному типу присуще крепкое и стройное (атлетическое) телосложение, высокая физическая выносливость, сильная и развитая мускулатура. Эктоморфный тип характеризуется хрупким строением тела, узкой и плоской грудной клеткой, тонкими удлиненными конечностями. Соответствующие типы темперамента получили названия: висцеротоник, соматотоник и церебротоник.
Висцеротоник - человек с замедленными реакциями, расслабленный в осанке и движениях, стремящийся к комфорту, эмоционально уравновешенный, терпимый и приветливый со всеми. Соматотоник - энергичен, склонен к физической активности и риску, решителен, нередко агрессивен, недостаточно чувствителен к переживаниям других людей, вынослив, груб, стремится к доминированию. Церебротоник - скован и заторможен в движениях, характеризуется склонностью к уединению, замкнутостью, повышенной скоростью реакций, чрезмерной чувствительностью к боли.
Нейрофизиологические теории восходят к трудам И.П.Павлова. Он обратил внимание на зависимость темпераментов от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения нервной системы (их силу - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность), Павлов установил, что из большого числа возможных их сочетаний в природе имеются четыре основных типа высшей нервной деятельности:
· сильный - уравновешенный - подвижный;
· сильный - уравновешенный - инертный;
· сильный - неуравновешенный;
· слабый.
Этим четырем типам и соответствуют известные со времен Галена типы темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик (рис. 2).
Исследования Б.М.Теплова и В.Д.Нибылицина показали, что структура основных свойств нервной системы значительно сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем выделенное Павловым. Указанные четыре типа темперамента следует рассматривать как предельно обобщенные.
Теплов и Небылицин выделили и описали два дополнительных свойства нервной системы, определяющих тип темперамента: лабильность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов) и динамичность (легкость и быстрота образования положительных и тормозных условных рефлексов).
Тип темперамента связан с
врожденными анатомо-
Темперамент не характеризует содержательную сторону личности, ее направленность, ценностные ориентации, мировоззрение. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных личностных черт.
Источники
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1999.
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1995.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М., 1996.
3. Дружинин В.Н.
4. Иващенко Ф.И. Задачи
по общей, возрастной и
5. Куницына В.Н. Межличностное общение. М., 2001. (Серия «Учебник нового века»).
6. Курс общей, возрастной и педагогической психологии /Под ред. Н.В.Гамезо. М., 1982.
7. Маклаков А.Г. Общая психология. М., 2001. (Серия «Учебник нового века»).
8. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.
9. Общая психология /Под ред. В.В.Богословского. М., 1970.
10. Основы психологии и педагогики: Курс лекций/Под научной редакцией Н.А. Дубинко - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
11. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. М., 1986.
12. Психология и педагогика /Сост. и отв. ред. Радугин А.А. М., 1996.
13. Сапогова Е.Е. 1001 задача по психологии: В 3 ч. Тула, 1999.
14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2000.