Темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Содержание работы

Введение.
Тип высшей нервной деятельности и темперамент.
Характеристика типов темперамента.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Современные исследования подтвердили, что правое и левое  полушария имеют специфические  функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает  существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве - не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

Известный психолог К. Юнг  подразделяет людей по складу личности на экстравертов «обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный  тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержанны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть черты как тех, так и других, это зависит от врожденных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств. Любопытно, что у экстравертов ведущим полушарием является правое полушарие, у интровертов ведущим является левое полушарие.

Каждый ребенок с  рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает, что:

Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение. Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.

Темперамент ребенка  влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент - больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.

Лучше всего он проявляется  в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.

Темперамент нельзя изменить, так как он является врожденной характеристикой. Следовательно, попытки изменить темперамент  ребенка зачастую приводят к разочарованию родителей, а также травмированию детской психики. Такие попытки со стороны родителей подрывают самоуважение ребенка, его веру в собственные возможности и самостоятельность. После неудачных попыток изменить темперамент ребенка, а также из-за непонимания и неумения найти выход из трудной ситуации, у родителей могут начаться проблемы с нервной системой, депрессивные состояния. Родители, как и дети, в этот трудный период могут нуждаться в поддержке психолога.

Американские психологи  ввели такое понятие как «Goodness of fit» – соизмерение потребностей и возможностями ребенка (которые дает его темперамент) с ожиданиями окружения ребенка. Он означает согласование особенностей конкретного темперамента ребенка с окружающей действительностью.   
Приспособляемость ребенка заметно улучшается, когда требования, которые к нему предъявляются, соизмеряются с его возможностями и потребностями, в которых «виноват» именно темперамент. Именно поэтому также важно обеспечить ребенку подходящий для его темперамента режим и общение. В противном случае возможны отклонения в поведении ребенка.  
С учетом семейных потребностей необходимо приспосабливать условия микроокружения к особенностям темперамента малыша.  
Основные трудности могут возникать при различиях темпераментов нескольких детей в семье.

Заключение

Подводя итоги  вышеизложенного, скажем, что представление  о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых  характерных для данного лица психологических особенностей. Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного, с выразительной мимикой и движениями называют сангвиником. Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют холериком. Человека впечатлительного, с глубокими переживаниями, легкоранимого, но внешне, слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом. Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего разной степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.

Понятно, что  не всех людей можно распределить по четырем типам. Вопрос о разнообразии темпераментов еще не является окончательно решенным в науке. Но названные типы принято считать основными. В жизни достаточно часто встречаются люди, которых можно отнести к тому или другому из этих типов.

Список литературы

1. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов  /Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2005.

2. Рубинштейн С. Л. основы общей психологии. - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 2002.

3. Столяренко Л. Д.  Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006.

       4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: «Юрайт» 2002.-336с. 
       5. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.-1989.-Т.10,-№ 1. - С. 12. 
       6. В.А. Крутецкий “Психология” Москва “Просвещение”2004. • Л.А.

 


Информация о работе Темперамент