Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 18:36, реферат
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Введение.
Тип высшей нервной деятельности и темперамент.
Характеристика типов темперамента.
Заключение.
Список литературы
Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.
Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, не могли ориентироваться в конкретном пространстве - не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.
Известный психолог К. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов «обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержанны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть черты как тех, так и других, это зависит от врожденных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств. Любопытно, что у экстравертов ведущим полушарием является правое полушарие, у интровертов ведущим является левое полушарие.
Каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает, что:
Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение. Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.
Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент - больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.
Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.
Темперамент нельзя изменить, так как он является врожденной характеристикой. Следовательно, попытки изменить темперамент ребенка зачастую приводят к разочарованию родителей, а также травмированию детской психики. Такие попытки со стороны родителей подрывают самоуважение ребенка, его веру в собственные возможности и самостоятельность. После неудачных попыток изменить темперамент ребенка, а также из-за непонимания и неумения найти выход из трудной ситуации, у родителей могут начаться проблемы с нервной системой, депрессивные состояния. Родители, как и дети, в этот трудный период могут нуждаться в поддержке психолога.
Американские психологи
ввели такое понятие как «Goodness of fit» – соизмерение потребностей
и возможностями ребенка (которые дает
его темперамент) с ожиданиями окружения
ребенка. Он означает согласование особенностей
конкретного темперамента ребенка с окружающей
действительностью.
Приспособляемость ребенка заметно улучшается,
когда требования, которые к нему предъявляются,
соизмеряются с его возможностями и потребностями,
в которых «виноват» именно темперамент.
Именно поэтому также важно обеспечить
ребенку подходящий для его темперамента
режим и общение. В противном случае возможны
отклонения в поведении ребенка.
С учетом семейных потребностей необходимо
приспосабливать условия микроокружения
к особенностям темперамента малыша.
Основные трудности могут возникать при
различиях темпераментов нескольких детей
в семье.
3. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.
Курс лекций. - М.: «Юрайт» 2002.-336с.
5. Русалов В.М. Предметный
и коммуникативный аспекты темперамента
человека// Психологический журнал.-1989.-Т.10,-№
1. - С. 12.
6. В.А. Крутецкий
“Психология” Москва “Просвещение”2004.
• Л.А.