Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 13:08, реферат
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Отечественная психология рассматривала проблему индивидуального подхода в воспитании личности дошкольников через деятельность, т. к. в активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
29. Теоретические основы индивидуального подхода в воспитании личности дошкольников.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Первым принцип природосообразности воспитания выдвинул Я.А.Коменский, в это понятие он вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию. Идея природосообразности воспитания разными педагогами интерпретировалась по-разному. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой, наоборот, считали, что воспитание не должно нарушать природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все сходились в одном- н. внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.
Я.А.Коменский – индивидуальные особенности н. выявлять
путем систематических наблюдений. К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его
тоже во всех отношениях», кроме того он считал что в что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие- то определенные рецепты, тем самым, подчеркивая творческий характер решения проблемы. А.С.Макаренко - ориентация на положительные кач-ва р-ка- это главная точка опоры в индивидуальном подходе к детям.
В.А.Сухомлинский - изучение индивидуальных особенностей р-нка н. начинать с семьи, так как в каждой семье свой уклад.
Отечественные психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Люблинская, Д.Б.Эльконин и дают следующее определение понятию личности.
Личность - неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей. Личность проявляется в мировоззрении, устремлении, чем богаче духовный мир человека, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу.
Отечественная психология рассматривала проблему индивидуального подхода в воспитании личности дошкольников через деятельность, т. к. в активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Основными видами деятельности ребенка являются игра, посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.
Теоретические основа:
- учение о ВНД Павлова - 4 типа высшей нервной деятельности
- учение о характере, характер не является врожденным, его нужно
воспитывать и развивать. Условия становления характера - деятельность, единые требования к поведению р-ка как в ДС, так и в семье.
- учение о формировании личности
- знании анатомо-физиологических и психических особ-тей
- обобщенные данные педагогики и возрастной психологии.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов
их деятельности необходимо рассматривать как определенную
взаимосвязанную систему.
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка - индивидуальный подход в физическом воспитании.
Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. Содержание игр формирует добрые чувства,
смелость, решительность, уверенность в себе. К концу дошкольного периода
ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того,
чтобы приступить к систематическому овладению общественно-
историческим опытом человека.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.
Одним из условий правильного осуществления индивидуального
подхода к ребенку является единство требований к нему как работников
детского сада, так и родителей. Осуществляя индивидуальный подход к
детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те
положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать
качества личности.
Информация о работе Теоретические основы индивидуального подхода в воспитании личности дошкольников