Теоретические основы индивидуального подхода в воспитании личности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 13:08, реферат

Описание работы

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Отечественная психология рассматривала проблему индивидуального подхода в воспитании личности дошкольников через деятельность, т. к. в активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

Файлы: 1 файл

29.docx

— 18.51 Кб (Скачать файл)

29. Теоретические основы индивидуального подхода в воспитании личности дошкольников.

 

 

 Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Первым принцип природосообразности воспитания выдвинул Я.А.Коменский, в это понятие он вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека: врожденного человеку  стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию. Идея природосообразности воспитания разными педагогами интерпретировалась по-разному. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой, наоборот, считали, что воспитание не должно нарушать природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все сходились в одном- н. внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.

    Я.А.Коменский – индивидуальные особенности н. выявлять

путем систематических наблюдений. К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его

тоже во всех отношениях», кроме того он считал что в что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие- то определенные рецепты, тем самым, подчеркивая творческий характер решения проблемы. А.С.Макаренко -  ориентация на положительные кач-ва р-ка- это главная точка опоры в индивидуальном подходе к детям.

В.А.Сухомлинский - изучение индивидуальных особенностей р-нка н.  начинать с семьи, так как в каждой семье свой уклад.

Отечественные психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Люблинская, Д.Б.Эльконин и дают следующее определение понятию личности.

 Личность - неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей. Личность проявляется в мировоззрении, устремлении, чем богаче духовный мир человека, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу.

Отечественная психология рассматривала проблему индивидуального подхода в воспитании личности дошкольников через деятельность, т. к. в активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Основными видами деятельности ребенка являются игра, посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.

Теоретические основа:

- учение о ВНД Павлова - 4 типа высшей нервной деятельности

- учение о характере, характер не является врожденным, его нужно

воспитывать и развивать. Условия становления характера - деятельность, единые требования к поведению р-ка как в ДС, так и в семье.

- учение о формировании  личности

- знании анатомо-физиологических и психических особ-тей

- обобщенные данные педагогики и возрастной психологии.

 

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов

их деятельности необходимо рассматривать как определенную

взаимосвязанную систему.

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка - индивидуальный подход в физическом воспитании.

Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. Содержание игр формирует добрые чувства,

смелость, решительность, уверенность в себе. К концу дошкольного периода

ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того,

чтобы приступить к систематическому овладению общественно-

историческим опытом человека.

 

     Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.

    Одним из условий правильного осуществления индивидуального

подхода к ребенку является единство требований к нему как работников

детского сада, так и родителей. Осуществляя индивидуальный подход к

детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те

положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать

качества личности.


Информация о работе Теоретические основы индивидуального подхода в воспитании личности дошкольников