Теоретические основы неуспеваемости старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:10, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение причин неуспеваемости старшеклассников их преодоления и предупреждения. Мы предполагаем, что основная наша гипотеза состоит в том, что основными причинами низкой успеваемости являются педагогическая запущенность, психическое и физическое здоровье, чрезмерная учебная нагрузка, школьная тревожность, снижение мотивации в учебе.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы неуспеваемости старшеклассников 4
1.1 Педагогическая запущенность 4
1.2 Психическое здоровье – залог успешности в учёбе 6
1.3 Подростки с временной задержкой психического развития 7
1.4 Чрезмерная учебная нагрузка 8
1.5 Снижение мотивации в учёбе 9
2. Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости 10
2.1 Время как фактор успешности учения 10
2.2 Методы как сохранить успешность 11
Заключение 14
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

реферат педагогика и психология.doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Изучение умственной работоспособности старшеклассников выявило увеличение случаев сильного и выраженного утомления к  концу учебного дня у учащихся гимназий до 55% случаев против 38% в массовых школах. Количество неблагоприятных сдвигов артериального давления к концу учебной недели у гимназистов было гораздо больше. Прослежена чёткая зависимость числа неврозоподобных реакций учащихся от объёма учебной нагрузки. У гимназистов этот показатель достигал 85% против 60% у учащихся массовых школ.

Наиболее низкие адаптационные  возможности, работоспособность, успеваемость отмечены у учащихся 1-х, 7–8-х классов  и 10–11-х классов. Напряженный характер учёбы, значительный объём учебной  нагрузки, дефицит времени для усвоения информации является выраженными психотравмирующими факторами для подростка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает отрицательное воздействие организм.

К сожалению, в российских школах всё ещё доминирует авторитарная педагогика. Исследования в классе, где занятия вела авторитарный педагог показали, что незначительные успехи в учёбе были достигнуты путём ухудшения здоровья детей. Но во многих случаях у таких педагогов ребята менее успешны в учёбе. Более высокие результаты в учёбе достигают школьник с доброжелательным педагогом.

Психологический дискомфорт, который испытывали учащиеся на уроках авторитарного педагога, снижал продуктивность их учёбы, увеличивал затраты времени на приготовление уроков и дефицит сна, сокращал время прогулок. Полученные результаты убеждают нас в том, что авторитарный, профессионально-неадекватный учитель способен нанести вред учебному процессу.

К наиболее выраженным стрессовым ситуациям в школе могут быть с полным правом отнесены экзамены. Весьма образно охарактеризовал состояние экзаменуемого знаменитый писатель Андре Моруа, выступая на съезде французских врачей: перспектива трудного экзамена иной раз действует на школьника сильнее самого мощного слабительного. Тревога и страх – сами по себе болезни; наслаиваясь на другой недуг, они ужесточают его течение». Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением организма школьников. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима сна и отдыха, эмоциональные переживания – всё это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние организма и соответственно на успеваемость старшеклассников.

Важно в каждый учебный  день, на каждом уроке чувствовать  субъективное состояние каждого  школьника. Это даёт учителю основание  для творческого поиска методов  обучения и воспитания учащихся, реализации творческих возможностей для преодоления неуспеваемости старшеклассников в образовательном процессе.

 

1.5 Снижение  мотивации в учёбе

 

Снижение мотивации  в учёбе обнаруживается в полном отсутствии познавательной направленности у  подростка. В этом случае можно предположить, что совместных познавательных занятий взрослые с ребёнком никогда не вели, не привили интерес к учёбе. В случае дефицита мотивации имеющиеся задатки не превращаются в способности.

Причина отсутствия познавательных интересов может быть и обратной: когда родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих формах начинают «напичкивать» его знаниями, учить читать, писать и считать. Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у школьника желание заниматься любыми подобными вещами. Выход и в этом случае тот же: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, вдалбливающего знания нерадивому ученику.

Простейшие варианты совместных познавательных занятий со школьниками – это наблюдения за растущими растениями, фиксация изменений в природе, проведение опытов по химии. Занятие из предложенного набора или какое-либо самостоятельно изобретённое с учётом конкретных семейных условий становится первым мостиком, ведущим к восстановлению учебной мотивации. Познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного школьника в сферу интересов другого, а не обычного «подтягивания» отстающего по предметам.

Значимость общения  со старшим школьником может оказаться условием «запуска» познавательных мотивов. Местом совместных занятий не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать нечто вроде «клуба по интересам», в котором сами принимают посильное участие.

 

2. Методы преодоления  и предупреждения неуспеваемости

 

2.1 Время как  фактор успешности учения

 

Какое влияние оказывает  время на успешность учебы старшеклассников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению  ко внутреннему, определяющему познавательный процесс  подростка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом плане рассматривался ритм, темп, насыщенность, продолжительность урока. Факторов успешности учения много. Среди них и генетические способности, и способности ребенка, и пол, и воспитание в семье и школе, и состояние здоровья, и мастерство учителя. Особо выделяется время как объективный и очень устойчивый независимый показатель учебной деятельности. Оно проявляется в деятельности и через деятельность, сохраняя свою автономию.

Ученые изучали влияние  социального времени, согласно которому структурирована учебная деятельность в школе (четверти, семестры, триместры), на успешность учения. В результате получили семь типов, характеризующих  динамику успеваемости старшеклассников. Первый тип характеризовался постоянной величиной успеваемости по всем трем временным интервалам учебной четверти. Таких детей не более 10% из обследованных 150 человек – старших классов. Как правило, это были либо отличники, либо заядлые троечники. Второй тип характеризовался подъемом успеваемости к середине четверти и далее – в ее конце. К такому типу учения относятся 15% учащихся, как правило «хорошисты». Третий тип, напротив, характеризовался спадом успешности с начала четверти, через ее середину, к концу. Таких оказалось 12% учащихся. Четвертый тип – это те, кто начинает и кончает четверть лучше, чем учится в ее середине. Таких более всего – 30%. Шестой тип – те, что достигают вершины в середине и сохраняют ее в конце четверти. Их – 15% от состава изученных. Седьмой тип – те, что снизили успеваемость к середине четверти, так и не подняв ее в конце, их 10%.

Данные показали: во-первых, что тип учебной деятельности, определяемый по факту успешности, есть показатель довольно устойчивый. Почти в 70% случаев у детей сохраняется эта динамика успеваемости по определенным предметам в разные четверти года и в разные годы (изучались три учебных года). Во-вторых, успешность учебной деятельности есть величина, напрямую не связанная с социальным временем учения. Как правило, к концу четверти учителя и ученики стараются повысить успеваемость. По логике вещей, конец каждой четверти должен быть наиболее успешным, давать наиболее высокий средний балл. Данные эти не подтвердились. В-третьих, тип учебной деятельности, определяемый по успешности учения, есть характеристика индивидуальная.

Таким образом, у процесса обучения обнаруживается скрытая структура  временного протекания, влияющая на успешность значительно сильнее, чем структура  социальная.

 

2.2 Методы как сохранить успешность

 

Двигательная активность – самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Поэтому введение организационных  занятий подвижными играми, правильное распределение их в режиме дня  оказывают благотворное влияние на функционирование всех систем организма, и прежде всего на центральную нервную систему.

Для того чтобы учитывать  динамику успеваемости в процессе учебных  занятий, интересно знать, какие  существуют типы индивидуальной дневной  динамики работоспособности.

По динамике изменений  в течение дня можно выделить:

  • ровный, или устойчивый, тип работоспособности, но работоспособность при этом может быть и на высоком, и на среднем, и на низком уровне;
  • исходный высокий уровень сохраняется до середины дня и резко снижается в конце дня;
  • исходный уровень снижается к середине дня и остается таким до конца дня;
  • непрерывное снижение уровня работоспособности от начала к концу дня;
  • при низком или среднем исходном уровне работоспособность улучшается только к концу дня;
  • при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается к середине дня и сохраняется до конца дня;
  • при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается в течение дня;
  • улучшение работоспособности в первой половине дня и ухудшение во второй;
  • ухудшение работоспособности в первой половине дня и улучшение во второй.

 

 

Рисунок 3. Типы динамики работоспособности

 


 

 

Рисунок 4. Типы и уровни работоспособности (по С.М. Громбаху)

 

Динамика работоспособности может быть различной и в течение дня, и в течение урока. Сохранение высокого уровня успешности и на благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы, но в качестве первого и, пожалуй, основного для школьников состояние здоровья, имея в виду комплексную характеристику, учитывая физическое и психическое развитие ученика, его функциональное состояние, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов, факторов внешней среды. Дети ослабленные, часто болеющие, с отклонениями психоневрологического статуса, отличаются низким уровнем успеваемости и неблагоприятной динамикой.

 

Заключение

 

Выявление мной абсолютной и относительной успеваемости показало, что учебную деятельность и ее результаты можно предсказывать, поскольку существует довольно устойчивые не только общие, но и индивидуальные циклы. У каждого класса, отдельного учебного предмета и отдельного учащегося обнаруживается своя, присущая только ему динамика успешности. Эта динамика повторяется из года в год даже при общем изменении абсолютной успеваемости.

Ученики, испытывающие трудности  обучения, требуют особого внимания учителя. Естественно, они осложняют  работу в классе, замедляют общий  темп работы, нуждаются в индивидуальном подходе. Знание причин трудностей освоения навыка, своевременная медико-педагогическая коррекция помогут оградить старшеклассников от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье, а это главная задача преподавателя.

Поставив перед собой  гипотезу «причины неуспеваемости старшеклассников и пути её преодоления и предупреждения», изучив и исследовав эту тему, мы считаем, что гипотеза не полностью  подтвердилась на практике. Ряд задач  и вопросов остались без ответа, и требуют дальнейших исследований. Для того чтобы доказать гипотезу, которая предложена изначально, нами было сделано следующее:

  1. полностью раскрыт объем и содержание понятий «мотивация ученика» и «успешность учения» по крайней мере, на уровне их рабочих определений.
  2. в ходе экспериментального исследования для доказательства гипотезы была использована система фактов, (таблицы, графики, диаграммы и т.д.), которая полностью покрывает объем и содержание понятий «мотивация учения» и «успешность учения».

Главное, что было выявлено – это интерес к учебному предмету положительно влияет на успеваемость учащихся. А это значит, что каждый учитель должен прежде всего заинтересовать ученика своим предметом, а уже  потом развивать у ученика  навыки и умения. Развив эти качества у школьника, будут появляться качественные знания. Не последнюю роль играет доброжелательность и внимание учителя к ученику. Ведь если быть внимательным к своим ученикам, отмечаются изменения в их поведение, появляется старание к успешности. Нужно обязательно держать в поле зрения каждого подростка, ведь он не должен быть вялым, замкнутым, склонным к уединению или, наоборот, беспокойным, агрессивным, не дающим ни минуты покоя, ни себе, ни окружающим. Особенно важно вовремя заметить резкое изменение поведения. Эти изменения, особенно «вдруг» возникшие, требуют пристального внимания и учителя, и родителей.

Исследования показали, что у школьников, имеющих затруднения  в успеваемости, может не быть снижения интеллектуального развития и, если вовремя установить характер и причины этих затруднений, провести весь комплекс необходимой медико-педагогической коррекции (как например, с детьми, имеющими нарушения фонетико-фонематического восприятия), можно предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребенка в школе.

Практика показывает, что неуспехи в учебе могут  привести к чувству неполноценности, а оно в свою очередь формирует  отрицательное отношение к учебе. Вот эту цепь неуспехов, неверия  в себя и необходимо разорвать.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика?» – М.: Просвещение, 1991
  2. Божович Л.Н., Благонадежина Л.В. «Изучение мотивации детей и подростков» – М.: Педагогика, 1972
  3. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи» – М.: Педагогика, 1988
  4. Бадмаева С.А. «Психологическая коррекция отклоняющего поведения» – М.: Педагогика, 1993
  5. Венгер А.Л. «Готов ли ребенок к школе?» – М.: Просвещение, 1994
  6. Венгер А.Л., Цукерман А.Г. «Психологическое обследование младших школьников» – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004
  7. Выготский Л.В. «Собрание сочинений Т. 3» – М.: Просвещение, 1983
  8. Директор школы (журнал) – №9/2005
  9. Занков Л.В. «Обучение и развитие». – М.: Педагогика, 1992
  10. Начальная школа (журналы) за 2003–2006
  11. Немов Р.С. «Психология» кн. 3 – М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002

Информация о работе Теоретические основы неуспеваемости старшеклассников