Теоретический анализ девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение того, что понимается под отклоняющимся поведением (девиантным).
Задачи:
Рассмотреть понятие «девиантное поведение».
Изучить основы особенностей отдельных форм девиантного поведения.
Рассмотреть социологические теории о девиантности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
1. ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ». ……………………………………………………………….... 5
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕВИАЦИИ …………………………...13
2.1. Теория аномии……………………………………………….…………….. 14
2.2 Теория культурного переноса. …………………………………....……….17
2.3 Теория конфликта ………………………………………………………… . 20
2.4 Теория стигматизации……………………………………………………… 23
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список …………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

ТАНЯ КУРСАЧ.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «Южно-Уральский государственный  университет» (Национальный исследовательский  унивеситет)

Факультет «Исторический»

Кафедра «ФИЛОСОФИЯ И Социология»

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы, к.с.н., доцент

 __________________ Е.И. Трошкин

 _________________________2013 г.

 

                                             Автор работы

                                                          студент группы И-202

        ___________________ Т.Е. Шарова

________________________2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

1. ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ». ……………………………………………………………….... 5

2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕВИАЦИИ …………………………...13

2.1. Теория аномии……………………………………………….…………….. 14

2.2 Теория культурного переноса.  …………………………………....……….17

2.3 Теория конфликта ………………………………………………………… . 20

2.4 Теория стигматизации……………………………………………………… 23

Заключение……………………………………………………………………….28

Библиографический список …………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия  и факторы, детерминирующие это  социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, –  отмечает Я.И. Гилинский, – определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».

Социальная норма находит  свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что  стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».

Но в реформируемом  обществе, где разрушены одни нормы  и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно  сложным делом. Конечно, общество не может долго оставаться в таком положении, где девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Целью работы является рассмотрение того, что понимается под отклоняющимся поведением (девиантным).

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «девиантное поведение».
  2. Изучить основы особенностей отдельных форм девиантного поведения.
  3. Рассмотреть социологические теории о девиантности.

          Проблема девиантного поведения  не нова, достаточно широка изучена. В данной работе были рассмотрены теории девиантного поведения, такие как: теория аномии, стигматизации, конфликта и культурного переноса. Над которыми работали, например, такие социологи, как Эмиль Дюркгейм, Роберт Мертон.

Структурно курсовая работа представлена введением, теоретической частью, состоящей из двух параграфов, заключением и библиографическим списком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 § 1. Содержание понятия «девиантное поведение»

 

Специальные социологические  теории исследуют отдельные социальные феномены как подсистемы конкретной общественной системы, зависимости объекта изучения от социального целого и взаимосвязи с другими социальными процессами (подсистемами).

Предметом подобных теорий могут социальные явления и институты  в определенной сфере общественного бытия (труд, политика, быт, досуг) или же «сквозные», присущие различным сферам.

Функционально частные  социологические теории служат методологией познания отдельных социологических  процессов, общностей, институтов и  методологической основой эмпирических исследований.

Социология девиантного  поведения относится к «сквозным» теориям. Специфика ее предмета состоит  в том, что круг изучаемых явлений  исторически изменчив и зависит  от сложившихся в данный момент в  конкретном обществе социальных норм.

Функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются, в конечном счете, также путем девиантного поведения.

Под девиантным (лат. «deviatio» – уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет  психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно. Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».

В теории организации  сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем – это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь «естественными», либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного – классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного – отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится «норма», «нормальны» же отклонения от нее.

Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников), причем каждая форма девиации имеет свою специфику.

Девиантное поведение  – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Девиации направлены на преодоление фрустрации – препятствия, вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия. Любое девиантное поведение предполагает не только стремление разрушить или сместить фрустрирующий блок, но и концентрацию энергии (физической и психической), необходимой для осуществления этого замысла. Антифрустрирующее действие всегда сопровождается определенной долей риска, но не обязательно носит разрушительных характер. Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, от того, как он научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых, - от того, каким образом общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности.

Следует различать два  вида девиантного поведения: созидательной  и разрушительной направленности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии. Агрессивный вид девиации как в прямой, так и в смещенной форме нацелен на преодоление фрустрации путем неадекватного в сложившейся ситуации перераспределения социальных благ, достижения цели без учета интересов окружающих людей, несправедливое решение проблемы в пользу одной из взаимодействующих сторон за счет ухудшения адаптационных условий другой. Агрессивный характер поведения обусловливается не только воспитанием, но и характером поведения взаимодействующей стороны. Смещенный вид агрессии свидетельствует о недостаточном для преодоления фрустрации энергетическом потенциале человека.

Девиантное поведение  деструктивной направленности –  совершение человеком или группой  людей социальных действий, отклоняющихся  от доминирующих в социуме (отдельной  социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом. Разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с преступностью. Преступность – поведение, уголовно наказуемое, запрещенное законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) – это социально значимые в  действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества. Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим еще раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, активной движущей силой ее является человек, точнее внутриличностный конфликт, возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально-ролевого поведения.

Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное  начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиациями являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, т.к. даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво.

Социальные идеалы (ценности), ожидания, общепринятые правила, нормы, как и критерии девиантного поведения, со временем меняются. Если процесс социализации и социальный контроль отвечают за сохранение социокультурного кода, функцию социального наследования в процессе общественного развития, то девиация – за функцию социальной изменчивости, приспособляемости индивида и всего общества к новым условиям. Под новой социальной реальностью мы понимаем ситуацию, при которой возникает дихотомия сложившихся в обществе целей и средств (невозможность удовлетворения старыми способами прежней потребности), а также возникновение новых потребностей.

В случае, если тот или  иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения  для многих людей, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие «нарушение правил» или провести переоценку социальных норм. В последнем случае поведение, которое считалось девиантным, оценивается как новая норма. Для того чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

а) расширять доступ к  законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;

б) соблюдать социальное равенство перед законом;

Информация о работе Теоретический анализ девиантного поведения