Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 00:35, статья
Образ матери в культурном наследии многих народов считается высшим воплощением женского начала. Однако в современной России традиция ценностного отношения к материнству утрачивается. Женщины все чаще стремятся рожать детей как можно позже - тогда, когда завоевано определенное положение в обществе и достигнуто материальное благополучие. Материнство должно вписаться в структуру личности женщины. Оно может вступить в конфликт с другими, важными для нее ценностями, связанными с получением образования, карьерой, желанием вести активный образ жизни, заботиться о своем здоровье.
Теоретический анализ социальных представлений о материнстве у женщин
Образ матери в культурном наследии многих народов считается высшим воплощением женского начала. Однако в современной России традиция ценностного отношения к материнству утрачивается [3, 1]. Женщины все чаще стремятся рожать детей как можно позже - тогда, когда завоевано определенное положение в обществе и достигнуто материальное благополучие. Материнство должно вписаться в структуру личности женщины. Оно может вступить в конфликт с другими, важными для нее ценностями, связанными с получением образования, карьерой, желанием вести активный образ жизни, заботиться о своем здоровье.
Большинство исследований, направленных на изучение материнства, рассматривают его с позиций реализации биологической функции женщины, как осуществление института родительства посредством обеспечения условий жизни ребенка, его взращивания и социализации, как социальная функция женщины, как этап ее личностного развития, часть личностной сферы женщины. При всем общенаучном интересе к материнству исследования, посвященные изучению социальных представлений о материнстве как компоненте картины мира современных женщин, остаются актуальной, но неисследованной областью.
Само понятие «социальные представления» было предложено Сержем Московичи в 1960-м году. С. Московичи, развивая положения Э. Дюркгейма, различавшего индивидуальные и коллективные представления, считает, что социальные представления не тождественны коллективным представлениям.
Согласно Московичи,
Изучая социальные представления в условиях современного российского общества, Т.П.Емельянова определяет социальные представления как элементы общественного сознания, в которых на уровне здравого смысла взаимодействуют различные идеологические взгляды, убеждения, знания, которые в совокупности составляют и объясняют социальную реальность [4,41].
Проблема социальных представлений в последнее время становится все более актуальной, ей уделяют все больше внимания при изучении самых разных проблем. Например, как в нашем случае проблема материнства.
В середине ХХ века сфера материнства стала изучаться шире. Потребность в детях, по определению Бойко В.В., - это устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное её внутренними побуждениями.
Материнство понимается как осознанная потребность в рождении, воспитании детей, предполагающее эмоционально-ценностное отношение к ребенку как объекту любви и заботы.
Как пишет Е.В. Шамарина, отношение к материнству в истории человечества изменялось в зависимости от представлений о нем к данной конкретной культуре [9, 8].
Факты свидетельствуют о том, что современные молодые женщины крайне мало ориентированы на выполнение материнских ролей (Титаренко В.Я., Мытиль А. и др.). Женщина рожает ребёнка, но считает его обузой (Бердникова Т.В.). В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер.
С.П. Акутина справедливо замечает, что у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи [1, 20]. В.В. Пациорковский и В.В. Пациорковская считают, что снижение ценности родительства связано, в первую очередь, с «гиперсоциализацией» современной молодежи. СМИ, сверстники, а подчас семья и школа ориентируют девушку на реализацию себя в обществе любой ценой [7, 123].
В общественной жизни появилось новое явление, свойственное некоторой части российской молодежи – определенная «педофобия» – нежелание иметь детей, из-за боязни нести моральную и экономическую ответственность за них.
В. Пантин, анализируя отношение к ценностям родительства у россиян, делает вывод о том, что у большинства наших молодых соотечественников есть потребность в принятии семьи, материнства и детства как главнейших ценностей [6, 10].
Однако в реальности эта потребность уходит на второй план не только из-за материальных трудностей, но и под влиянием определенных стереотипов общественного сознания, акцентирующих внимание на экономической, социальной и нравственной незащищенности семьи, матери и детей перед угрозами современного мира.
В сознании многих женщин сложилась
конфликтная конкуренция
Сегодня в современной России существует три основных социально-психологических типа материнства, которые мы можем обозначить как:
1) феминистский (осознанный отказ женщины от выполнения ей роли матери), 2) традиционно-ценностный (материнство как важнейшая духовно-нравственная ценность как самой женщины, так всего общества), 3) компромиссный (совмещение материнского призвания и профессиональных обязанностей женщины) [8].
В итоге доминирование данных социально-психологических типов в значительной степени обусловило кризисные явления в современной семье, преодоление которых является насущной задачей общества и государства.
Литература:
Информация о работе Теоретический анализ социальных представлений о материнстве у женщин