Теоретический анализ социальных представлений о материнстве у женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 00:35, статья

Описание работы

Образ матери в культурном наследии многих народов считается высшим воплощением женского начала. Однако в современной России традиция ценностного отношения к материнству утрачивается. Женщины все чаще стремятся рожать детей как можно позже - тогда, когда завоевано определенное положение в обществе и достигнуто материальное благополучие. Материнство должно вписаться в структуру личности женщины. Оно может вступить в конфликт с другими, важными для нее ценностями, связанными с получением образования, карьерой, желанием вести активный образ жизни, заботиться о своем здоровье.

Файлы: 1 файл

Теоретический анализ социальных представлений о материнстве у женщин.docx

— 23.10 Кб (Скачать файл)

Теоретический анализ социальных представлений о материнстве у женщин

Образ матери в культурном наследии многих народов считается  высшим воплощением женского начала. Однако в современной России традиция ценностного отношения к материнству утрачивается [3, 1]. Женщины все чаще стремятся рожать детей как можно позже - тогда, когда завоевано определенное положение в обществе и достигнуто материальное благополучие. Материнство должно вписаться в структуру личности женщины. Оно может вступить в конфликт с другими, важными для нее ценностями, связанными с получением образования, карьерой, желанием вести активный образ жизни, заботиться о своем здоровье.

Большинство  исследований, направленных на изучение материнства, рассматривают его с позиций реализации биологической функции женщины, как осуществление института родительства посредством обеспечения условий жизни ребенка, его взращивания и социализации, как социальная функция женщины, как этап ее личностного развития, часть личностной сферы женщины. При всем общенаучном интересе к материнству исследования, посвященные изучению социальных представлений о материнстве как компоненте картины мира современных женщин, остаются актуальной, но неисследованной областью.

Само понятие  «социальные представления»  было предложено Сержем Московичи в 1960-м году. С. Московичи, развивая положения Э. Дюркгейма, различавшего индивидуальные и коллективные представления, считает, что социальные представления не тождественны коллективным представлениям.

Согласно Московичи, социальные представления - это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения, идеологические взгляды, знания, собственно наука,  раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность [5].  Уточняя данное определение, Д. Жоделе считает социальные представления «формой познания социальной действительности» [2, 207].

Изучая социальные представления  в условиях современного российского  общества, Т.П.Емельянова определяет социальные представления как элементы общественного  сознания, в которых на уровне здравого смысла взаимодействуют различные  идеологические взгляды, убеждения, знания, которые в совокупности составляют и объясняют социальную реальность [4,41].

Проблема социальных представлений  в последнее время становится все более актуальной, ей уделяют все больше внимания при изучении самых разных проблем. Например, как в нашем случае проблема материнства.

В середине ХХ века сфера материнства стала изучаться шире.    Потребность в детях, по определению Бойко В.В., - это устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное её внутренними побуждениями.

Материнство понимается как осознанная потребность в рождении, воспитании детей, предполагающее эмоционально-ценностное отношение к ребенку как объекту любви и заботы.

Как пишет Е.В. Шамарина, отношение к материнству в истории человечества изменялось в зависимости от представлений о нем к данной конкретной культуре [9, 8].

Факты свидетельствуют о  том, что современные молодые  женщины крайне мало ориентированы  на выполнение материнских ролей (Титаренко  В.Я., Мытиль А. и др.). Женщина рожает ребёнка, но считает его обузой (Бердникова Т.В.). В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер.

С.П. Акутина справедливо замечает, что у подрастающего поколения изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи  [1, 20]. В.В. Пациорковский и В.В. Пациорковская считают, что снижение ценности родительства связано, в первую очередь, с «гиперсоциализацией» современной молодежи. СМИ, сверстники, а подчас семья и школа ориентируют девушку на реализацию себя в обществе любой ценой [7, 123].

 В общественной жизни появилось новое явление, свойственное некоторой части российской молодежи – определенная «педофобия» – нежелание иметь детей, из-за боязни нести моральную и экономическую ответственность за них.

В. Пантин, анализируя отношение к ценностям родительства у россиян, делает вывод о том, что у большинства наших молодых соотечественников есть потребность в принятии семьи, материнства и детства как главнейших ценностей [6, 10].

Однако в реальности эта  потребность уходит на второй план не только из-за материальных трудностей, но и под влиянием определенных стереотипов  общественного сознания, акцентирующих  внимание на экономической, социальной и нравственной незащищенности семьи, матери и детей перед угрозами современного мира.

В сознании многих женщин сложилась  конфликтная конкуренция ценностей: материнство – профессиональный рост. Общественная деятельность способствует формированию у женщин традиционно мужских качеств, что порой напрямую противоречило предназначению женщины-матери, милосердной, мягкой, терпеливой и любящей. К тому же этот властный стиль женского поведения стал переноситься в семейные отношения, что привело к доминированию в семье авторитета не мужа, а жены.

Сегодня в современной  России существует три основных социально-психологических  типа материнства, которые мы можем  обозначить как: 

1) феминистский (осознанный отказ женщины от выполнения ей роли матери),  2) традиционно-ценностный (материнство как важнейшая духовно-нравственная ценность как самой женщины, так всего общества), 3) компромиссный (совмещение материнского призвания и профессиональных обязанностей женщины) [8].

В итоге доминирование  данных социально-психологических  типов в значительной степени  обусловило кризисные явления в  современной семье, преодоление  которых является насущной задачей  общества и государства.

 

 

 

 

Литература:

  1. Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы. Нижний Новгород, 2010. - С. 46.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 288.
  1. Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект// Журнал практической  
    психологии и психоанализа.-2010.-№3. С. 13.

  1. Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 6. С. 39-47.
  2. Московичи С. От коллективных представлений - к социальным // Вопросы социологии. 1992. № 2.
  3.   Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании россиян / В. Пантин // Воспитание школьников. – 2008. – №10. С. 9-14.
  4.   Пациорковский В.В. Большая семья в демографической ситуации России / В.В.  Пациорковский, В.В. Пациорковская //Социологические исследования. – 2009. – № 3. C. 121-128.
  5.   Попов В.Г. О развитии семьи  в современных условиях / В.Г. Попов // Семья на рубеже веков: материалы международной научно-практической конференции. – Пермь, 2000. - С. 11.
  6.   Шамарина Е.В. Культурный смысл материнства в западноевропейской и отечественной философской мысли. Барнаул, 2008. - С. 175.

Информация о работе Теоретический анализ социальных представлений о материнстве у женщин