Теории агрессии и подражания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:58, реферат

Описание работы

Социальные теории, их краткое изложение.

Файлы: 1 файл

теории.doc

— 29.50 Кб (Скачать файл)

ТЕОРИИ  АГРЕССИИ И ПОДРАЖАНИЯ

Подход  Н. Миллера и Д. Долларда

    В конце 30-х годов была сформулирована ставшая впоследствии широко известной  в психологической науке гипотеза фрустрации — агрессии. Ее авторами являются Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Сиэрс.

Авторы следующим  образом сформулировали гипотезу: наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии.

Фрустрация — это любое условие, блокирующее достижение желаемой цели. Агрессия определяется «как поведение, цель которого — разрушить либо сместить фрустрирующий блок»

  Так же  используется понятие «смещенная  агрессия», т.е. агрессия, направленная  не против непосредственного  источника фрустрации, а на какой-либо другой, как правило, «безобидный» объект. Эта черта агрессивного поведения обстоятельно анализируется в модели конфликта Миллера.

Миллер и Доллард, исходит из предположения, что фрустрирующее событие вызывает побуждение (драйв), которое и является непосредственной причиной агрессивного поведения.

Четырехлетняя Наташа ездила отдыхать к бабушке, а  когда она вернулась домой, ее было не узнать. Девочка стала бить всех детей во дворе, с которыми до этого у нее были прекрасные отношения. Ее мама была шокирована поведением дочери. Наташа у бабушки общалась с агрессивными детьми и научилась их способам достижения цели, которые стала применять и в своем дворе.

Другим важным сюжетом теоретических построений Миллера и Долларда является проблема подражания, или имитации.

Миллер и Доллард  в работе «Социальное научение и  подражание»  рассматривают подражание как объект инструментального научения и объясняют его соответствующими законами.

включают постулирование четырех фундаментальных факторов всякого научения: драйва, сигнала, реакции, вознаграждения. Сигналы и побуждения рассматриваются в словаре Миллера и Долларда как два аспекта одного явления — стимула.

    В своей схеме социального научения авторы вводят среди прочих вторичных побуждений побуждение подражать, имитировать. По их мнению, одним из наиболее важных классов сигналов в ситуации социального научения является поведение других. Наблюдая открытые поведенческие реакции модели на определенные сигналы, одни из которых ведут к вознаграждению, а другие — нет, наблюдатель приобретает, согласно Миллеру и Долларду, определенную иерархию ценностей сигналов.

Главная функция  вознаграждения, или подкрепления, согласно Миллеру и Долларду, — редукция силы драйва.

Итак, в целом парадигма всех ситуаций научения, включая подражание, представляет, по Миллеру и Долларду, следующую цепочку: сигнал внутренняя реакция драйв внешняя реакция вознаграждение.

Основной тезис  Миллера и Долларда следующий: подражающее  поведение имеет место, если индивид вознаграждается, когда он подражает, и не вознаграждается, когда не подражает.

Два брата играют в ожидании возвращения домой  отца. Обычно отец приходит с конфетой для каждого. Старший, играя, слышит звук шагов у входа. Для него это служит сигналом возвращения отца. Реагируя на сигнал, он бежит к входу. Для младшего ребенка звуки шагов отца еще не служат отличительным сигналом и поэтому не «воодушевляют» его бежать. И часто он продолжал играть, когда старший убегал навстречу отцу. Но в данном случае младший брат побежал за старшим, и каждый получил от отца по конфете. В следующих подобных случаях младший будет чаще бежать, просто увидев бегущего брата. Продолжая получать подкрепление конфетой, поведение младшего стабилизируется: он будет бежать, глядя на брата, во всех случаях, даже если место и время будут варьировать. Таким образом, он научается подражать старшему брату, но шаги отца еще не приобрели для него характера сигнала. 

Информация о работе Теории агрессии и подражания