Теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить главные характеристики основных теорий личности.

Задачи данной работы:

1. Дать понятие личности.

2. Охарактеризовать основные положения гуманистической теории личности.

3. Охарактеризовать основные положения психоаналитической теории личности.

4. Выявить отличительные черты двух теорий.

Содержание работы

Введение

1. Личность, как научный предмет исследования

2. Характеристика гуманистической теории личности

3.Психоаналитическая теория личности
4.Поведенческая теория рличности
Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

к.р псих 2!!!!!.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

3. Психоаналитическая теория личности

Уже в  начале века венский психиатр и психолог З.Фрейд предложил свою трактовку  личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую  науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.

Дискуссии, связанные с анализом и оценкой  фрейдовских идей, длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его  последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их. [4, стр.84]

Инстинктивные влечения оказываются, таким об-разом, вытесненными из сознательной жизни  личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в  сферу бессознательного, «уходят  в подполье», но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они исподволь, из сферы бессознательного, продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности.

В сфере  бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные комплексы, которые и являются, по утверждению  Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно одной из задач психологии признается выявление бессознательных комплексов и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили эдипов комплекс.

Суть  его в том, что в раннем детстве у каждого ребенка, как предполагается, возникает драматическая ситуация, которая напоминает конфликт, составляющий основное содержание трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип»: по неведению кровосмесительная любовь сына к матери и убийство отца. [3, стр 74]

На первый план выдвигается зависимость личности от среды. При этом личность выступает  в качестве проекции социальной среды, которой личность якобы автоматически  определяется.

Среда проецирует на личность свои важнейшие  качества, они становятся формами активности этой личности (например, поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества).[3, стр.95]

К.Хорни  связывает основную мотивацию поведения человека с «чувством коренной тревоги» - беспокойством, объясняя егозпечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение. [4, стр.112]

Объяснение  продолжающимся влиянием специфики  обращения со значимыми другими  в очень раннем детстве на характер переживаний взрослого человека. С этой точки зрения, ранний жизненный опыт приводит к формированию устойчивых внутренних миров, которые эмоционально заряжают конструкции внешних миров и их эмоциональное переживание. Внутренние миры создаются в очень раннем детстве и представляют сконструированные основания прохождения жизни - психической реальности. [4, стр.110]

Констатация в качестве основного регулятора психической жизни индивида психологической  защиты, направленной на преодоление  внутреннего беспокойства. Практически  для всех школ психоанализа характерно признание того, сто сознание и наши внутренние версии мира - установленные в детстве - систематически изменяются с целью избегания беспокойства. Психологическая защита направлена на создание внутренних версий мира, уменьшающих беспокойство и делающих жизнь более терпимой. Так как психологическая защита часто проявляется бессознательно именно с действием ее механизмов и связаны многие наши иррациональные поступки и представления.

Природа человеческих затруднений связана  с разрешением основного конфликта между Я и Сверх-Я, то есть требованиями личности и требованиями социума, который порождает тревогу. Что бы справиться с тревогой человек включает психологические защиты. Однако такое включение приводит порой к неполному развитию личности.

Основной  метод: анализ свободных ассоциаций, который используется при анализе  ошибок, оговорок, описок, анализе сновидений клиента, самоанализ, анализ трансфера, интерпретация сопротивления, эмоциональное  переучивание.

Достоинства психоаналитической теории личности: исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, нетрадиционные инсайты, методы терапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблем клиента.

Недостатки: высокий субъективизм, метафоричность, низкая валидность, ориентированность на прошлое в ущерб настоящему и будущему в развитии субъекта. 
 
 

4. Поведенческая теория  личности

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название - «наученческая», поскольку  главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.

Еще один образ личности - личность как система  реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого  человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой ин-формации и т. д. Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «блюдет» свой интерес: если его по-ведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя скорее всего агрессивно, дезорганизующе. Но каждый человек стремится из-бегать наказаний и получать поощрения и в этом плане одно-значно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определенным образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя прямую аналогию между поведением человека и животных. Отсюда и изменения личностного поведения выводятся из процесса научения, понимаемого как стимуляция «хороших», т. е. желаемых, действий.

В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение властей и т. п., но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение. В то же время чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал воз-награждающие воздействия со стороны других, тем менее ценным становится для него каждое аналогичное последующее действие. При переносе этого принципа на уровень межличностных отношений делается вывод, что добровольное взаимодействие между партнерами существует лишь до тех пор, пока каждый из них считает, что он в выигрыше, т. е. что его «вклад» в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.

Бихевиористы  считают, что личность формируется  и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Ранние годы жизни человека они рассматривают как более  важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовых, закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, а в других - нет.

Согласно  поведенческой теории, человек практически  полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано  внешними обстоятельствами. Мы часто  ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность.

В качестве элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (то есть, основных свойств, характеристик, черт личности) присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если человек воспитывался в доброй, спокойной семье и его поощряли за доброту и спокойствие, то он будет добрым и спокойным. Если человек грустен, печален и отличается повышенной ранимостью, то это также не его вина: он - продукт общества и воспитания.

Таким образом, в рамках данного подхода, личность - это система социальных навыков и условных рефлексов, с  одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности - с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности - это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Заключение

Какие бы критические соображения не высказывались  по поводу охарактеризованных здесь  психологических теорий личности, творческий вклад их создателей и разработчиков  невозможно переоценить.

В результате построения психоаналитических и других теорий личности психология обогатилась огромным числом понятий, продуктивных исследовательских методик и тестов.

Им она  обязана обращением к области  бессознательного, возможностями осуществления  широкомасштабной психотерапевтической практики, усилением связей между психологией и психиатрией и другими значительными продвижениями, обновившими облик современной психологии.

В процессе жизнедеятельности люди зачастую проявляются  как социальные индивиды, подчиняясь определенной технологии общества, тем  правилам и нормам, которые к ним предъявляются. Но система предписаний не может предусмотреть всех конкретных вариантов ситуаций или жизненных случаев, и человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и являются критериями личностного уровня самосознания.

И в  зарубежной психологии, в свою очередь, отсутствует единая теория личности и разработка ее проблематики заведомо осуществляется на уровне теорий среднего уровня. Очевидно, что лоскутная  пестрота философских концепций, которая  просвечивает сквозь многочисленные теоретические построения западной психологии, эклектизм позиций, который нередко выдается за широту подхода к научному факту и даже становится поводом для гордости ученого, не могут не размывать основы для построения единой теории личности. 

Список  используемой литературы:

    1. Большая  Советская Энциклопедия Т4., М.:-1980

  1. Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ. - СПб: Изд-во «Речь», 2003.

3. Общая  психология /Состав. Е .И. Рогов.  М, 1995.

  1. Петрошевский А. В., Ярошевский М. Т. Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. -2-е изд.-М.: - Издательский центр «Академия», 2000. -512с.
  2. Современная западная философия. Словарь / под ред. В. Лекторского и др. М., 1991.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990
  4. Райгородский Д. Я. Психология личности: Том 1, 2. Хрестоматия.

Информация о работе Теории личности