Теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотреть теории личности.
Для выполнения работы необходимо выполнить ряд задач:
1. Изучить суть различных теорий личности.
2. Исследовать гештальтпсихологический и необихевиористический подходы к формированию теорий личности.

Содержание работы

Введение 3
1. Социокультурная теория К. Хорни 4
2. Межличностная теория Салливана 5
3. Гуманистическая психология К. Роджерса 6
4. Гуманистический подход А. Маслоу 7
5. Гуманистический психоанализ Э. Фромма 8
6. Гештальтпсихология в формировании теории личности 10
7. Необихевиористический подход 11
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

История психологии.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

 

Личностью человек не рождается, а становится. С данной точкой зрения сегодня соглашается  большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам  подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. Эти различия вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов. Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему.

Теории личности - это  тщательно выверенные гипотезы о  том, что представляют собой люди, как они ведут себя и почему поступают именно так, а не иначе.

Цель работы - рассмотреть теории личности.

Для выполнения работы необходимо выполнить ряд задач:

1. Изучить суть различных теорий личности.

2. Исследовать гештальтпсихологический и необихевиористический подходы к формированию теорий личности.

 

1. Социокультурная теория К. Хорни

 

Следуя основным положениям психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, Хорни акцентировала внимание на значении воздействий окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека она видела в чувстве беспокойства - «постоянной тревоге», возникающее у ребенка из-за «изолированности и беспомощности в потенциально враждебном мире». Это чувство заставляет человека стремиться к безопасности, в нем имеется потребность в самореализации. Эти положения легли в основу неофрейдизма. Каждый индивид может и хочет совершенствовать свой личностный потенциал, но когда это естественное стремление блокируется внешним социальным влиянием, возникает невротический конфликт. Чтобы затормозить его, человек использует защитные механизмы в виде определенных «стратегий» поведения, таких, как движение к людям, от людей, против людей [2].

В основу социокультурной теории легли  три основных соображения Хорни.

1) Хорни отвергала высказывания  Фрейда относительно биологической природы женщин и мужчин. Это была отправная точка расхождения с ортодоксальной фрейдовской позицией.

2) Социокультурные условия оказывают  глубокое влияние на развитие  и функционирование индивидуума.

3) Клинические наблюдения за  пациентами в Европе и США  показали поразительные различия  в их личностной динамике, что было подтверждением влияния культурных факторов. В результате был сделан вывод о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

 

2. Межличностная  теория Салливана

 

Великий американский психиатр Гарри Стэк Салливан утверждал, что человеческую личность можно изучить только с помощью научного исследования межличностных отношений. Он считал, что наше личностное развитие происходит только в социуме, а без других людей мы были бы лишены личности. Личность не может быть изолирована от комплекса межличностных отношений, в которых человек существует.

Межличностная теория Салливана подчеркивает важность различных этапов развития в жизни человека: этапа младенца, детства, ювенильного периода, ранней юности, поздней юности и зрелости. В основе здорового психического развития человека лежит способность устанавливать близкие отношения с другими людьми.

Основные понятия в теории личности, разработанной Салливаном, - это  напряжение и трансформация энергии, причем эти термины следует понимать в чисто физическом смысле. Салливан подавал человеческую личность как когнитивную систему, энергия в которой может существовать либо в виде напряжения (потенциальных возможностей действий), либо в виде непосредственных действий (трансформаций энергии). Напряжение, в зависимости от происхождения, исследователь разделяет на согласованные (потребности) и разногласные (тревога) [2].

Для Салливана психиатрия близка социальной психологии, и его теорию личности отличает явная ориентация на социально-психологические понятия и переменные.

 

3. Гуманистическая психология К. Роджерса

 

Гуманистическая психология рассматривает  личность как уникальную целостную  систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс. В создании своей теории личности исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности, по К. Роджерсу, является «Я-концепция» [5]. Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентной (противоречивой). Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни зависит от того, насколько его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Однако формирование самооценки не проходит без конфликтов, она часто не совпадает с оценкой человека окружающими, и тогда возникает дилемма - принять оценку других, остаться со своей. Неправильное представление о себе приводит иногда до крайности в искажении самооценки. Такие случаи могут вызвать невротические конфликты и нуждаются в помощи психолога в создании гибкой самооценки. Способность к гибкой самооценки, умение под давлением опыта переоценивать систему ценностей, возникла раньше,-все это определяется К. Роджерсом как важное условие психической целостности личности и ее психического здоровья в различных жизненных ситуациях Благодаря К. Роджерсу явления самосознания и самооценки, их функции в поведении и развитии субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований [3].

 

4. Гуманистический  подход А. Маслоу

 

Другой яркий представитель  гуманистической психологии А. Маслоу. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку. Согласно его учению, основная потребность человека - это потребность в самоактуализации, реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и талантов. В связи с этим ученый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Порядок при этом таков: 1) физиологические потребности, 2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви и привязанности, 4) потребности в признании и оценке 5) потребность в самоактуализации - реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация как способность может развиваться у большинства людей, однако у немногих она осуществляется [3].

Ученый считал, что понятие самоактуализации личности - это полное использование  человеком своих талантов, способностей, возможностей и т.п. Личностный рост, по Маслоу, является удовлетворением  все более высоких потребностей, которыми в его иерархии являются потребности в самоактуализации. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивит не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности и признании. Стремление к высокой цели само по себе является показателем психического здоровья. Процесс личностного роста осуществляется путем сомоактуализации, предусматривающий продолжительность, непрерывность процесса роста и максимальное развитие способностей.

 

5. Гуманистический психоанализ Э. Фромма

 

Наиболее «социализированным» учением неофрейдизма признается теория отчуждения Фромма. Для концепции Фромма характерно положение об определенном взаимодействии психологических и социальных факторов, но в то же время он не очень возражает против теории либидо 3. Фрейда. Он считает, что в процессе эволюционного развития человек приходит к обособлению, индивидуализации, теряет связь с миром и другими людьми Это осуществляется в постоянной взаимосвязи человека с социальной средой. В результате этой индивидуализации у человека появляется ощущение одиночества и собственной никчемности. Возникает отчуждение человека, которое Э. Фромм называет «негативной свободой». Человек становится «свободным от всего» и тому отчужденным. Это состояние подавляет человека и порождает неврозы. Задачей психоаналитического исследования личности является выработка средств, с помощью которых человек избавляется от невыносимого чувства безнадежности и одиночества. Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этой природной связи. Путь к оздоровлению современного общества, несовместимого с гуманистическими требованиями человеческой природы, лежит через моральное обновление, духовного очищение человека. Для Э. Фромма отчуждения становится роковой основой межчеловеческих отношений. Непереносимость бремени отчуждения может перерасти в чувство агрессии, проявляющейся в реакциях садизма и мазохизма, которые прежде всего средствами защиты. Отчуждение может оказаться и в противоположном типе поведения - конформизме, когда люди, не выдерживают одиночества, приспосабливаются друг к другу, спасаясь от отчуждения [4].

Человек в представлении  Э. Фромма одновременно является и частью природы, и отдельным от нее, он одновременно и животное, и человеческое существо. Как животное, человек обладает определенными биологическими потребностями, которые должны быть удовлетворены. Как человеческое существо, он обладает самосознанием, разумом, воображением. Эта двуаспектность - бытие животным и человеком - составляет базовое противоречие человеческого существования.

Э. Фромм подчеркивал  двойственную природу человека. С  одной стороны, она тянется к  независимости, а с другой - хочет  избавиться от этой независимости, которая  ведет к отчуждению. Для преодоления отчуждения Э. Фромм предлагает прививать людям гуманистические принципы, в основе которых лежит чувство любви. Это чувство присуще наиболее развитом типа социального характера человека - духовной, продуктивном. Потребность в любви предполагает два ее типа - любовь к себе и любовь к другим людям. Отчуждение губит человека, порождает неврозы, а любовь способствует ее оздоровлению и в целом - улучшению общества [4].

Основную проблему человеческого  существования усматривал в экзистенциальном противоречии, возникающем вследствие нарушения естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе с другим человеком и с самим собой.

 

6. Гештальтпсихология в формировании теории личности

 

Гештальтпсихология возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целеосных структур (гештальтов). На основе гештальтпсихологии разработал свою теорию личности Курт Левин, назвав ее «теорией психологического поля» [5].

Гештальтпсихология выступила  против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, которая трактовала сложные психические феномены как выстроенные из простых по законам ассоциации. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущения). Например, хотя мелодия при ее исполнении в разной тональности и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит из осознания структурных требований элементов проблемной ситуации и из действий, которые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте - особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в поле, которое воспринимается. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям. Представителями этой школы являются также Ф Перлз, П. Гудмен, Дж. Симкин, Р. Хефферлин, К. Наранхо [1].

Сейчас гештальт-терапия широко распространена в мире в целом, и особенно в Европе. Растущая популярность гештальт-терапии обусловлена как собственными разработками гештальтистов теории и практики психотерапии, так и заимствованием идей гештальт-терапии другими направлениями.

 

7. Необихевиористический подход

 

Необихевиористический подход «Стимул - реакция». Этот подход берет начало в исследовательских работах Вольпи и Айзенка и использует теории обучения Павлова, Газри, Халла, Маурера и Миллера к решению клинических проблем. В отличие от прикладного бихевиорального анализа, где изучается только непосредственно наблюдаемое поведение, необихевиористы оперируют также и опосредованными, неконкретными терминами для объяснения и изменения человеческого поведения [1].

 Например, тревога  - это гипотетическая конструкция,  не поддается непосредственному  наблюдению. Однако делается попытка  связать это абстрактное понятие  с предыдущими и последующими  событиями во внешнем мире, которое можно измерить непосредственно. В основе этого метода лежат принципы и процедуры классического обусловливания.

 Когнитивные процессы, которые выступают как промежуточные посредники между стимулом и реакцией, последовательно отвергаются.

Социально-когнитивная  теория получила широкое признание  в психологии в качестве эффективного способа исследования поведения  в лабораторных условиях и модификации  поведения в клинических [1].

 Но результаты экспериментальных  исследований и психологических  теорий за последние 20 лет показали ограниченность моделей обусловливания в применении к сложному человеческому поведению. Сейчас многие бихевиоральные терапевты, особенно социальной направленности, используют более широкий спектр принципов и процедур.

 

Заключение

 

Все теории личности или  большее их количество имеют достаточно возможностей для того, чтобы достичь  внутренней валидности и развить  собственные инструменты оценки. Каждая теория дает ограниченные знания о личности и закрыта от данных другой теории.

Социокультурная теория К. Хорни акцентировала внимание на значении воздействий окружающей социальной среды на формирование личности.

Межличностная теория Салливана  подчеркивает важность различных этапов развития в жизни человека: этапа  младенца, детства, ювенильного периода, ранней юности, поздней юности и зрелости.

К. Роджерс в создании своей теории личности исходил из того, что каждый человек наделен  способностью к личностному самосовершенствованию.

Информация о работе Теории личности