Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:54, реферат
В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему можно предположить следующее схематическое определение: личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.
Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности.
Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных "элементов" личности, компоненты ("блоки") личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей является умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.
1. Введение
2. Психодинамическая теория личности
3. Аналитическая теория личности
4. Гуманистическая теория личности
5. Когнитивная теория личности
6. Поведенческая теория личности
7. Деятельностнаная теория личности
8. Диспозициональная теория личности
9. Заключение
10. Список используемой литературы
Российский
Государственный
Профессионально-педагогический
Университет
Реферат по психологии
на
тему «Теории личности»
Выполнила:
студентка
Института Лингвистики
гр. ИА-101
Евдокимова
М.Н.
Екатеринбург 2012
Содержание
1. Введение
2. Психодинамическая теория личности
3. Аналитическая теория личности
4. Гуманистическая теория личности
5. Когнитивная теория личности
6. Поведенческая теория личности
7. Деятельностнаная теория личности
8. Диспозициональная теория личности
9. Заключение
10.
Список используемой
литературы
1. Введение
В современной психологии
выделяют семь основных подходов к
изучению личности. Каждый подход имеет
свою теорию, свои представления о
свойствах и структуре
Выделяют психодинамическую, аналитическую,
гуманистическую, когнитивную, поведенческую,
деятельностную и диспозициональную теории
личности.
Существует три уровня анализа личности
как психологического образования: свойства
отдельных "элементов" личности,
компоненты ("блоки") личности и свойства
целостной личности. Соотношение свойств
и блоков личности всех трех уровней называют
структурой личности. Каждая теория позволяет
построить одну или несколько структурных
моделей личности. Большинство моделей
является умозрительными, и лишь немногие,
в основном диспозициональные, построены
с использованием современных математических
методов.
2. Психодинамическая теория личности
Основоположником
психодинамической теории личности, также
известный под названием "классический
психоанализ", является австрийский
ученый З. Фрейд.
По мнению Фрейда, главным источником
развития личности являются врожденные
биологические факторы (инстинкты), а точнее,
общая биологическая энергия - либидо
(от лат. - влечение, желание). Эта энергия
направлена, во - первых, на продолжение
рода (сексуальное влечение) и, во - вторых,
на разрушение (агрессивное влечение).
Личность формируется в течение первых
шести лет жизни. Доминирует в структуре
личности бессознательное. Сексуальные
и агрессивные влечения, составляющие
основу часть либидо, человеком не осознается.
Фрейд утверждал, что личность не обладает
никакой свободой воли. Поведение человека
полностью детерминировано его сексуальными
и агрессивными мотивами, которое он назвал
ид (оно). Что касается внутреннего мира
личности, то в рамках данного подхода
он полностью субъективен. Человек находится
в плену собственного внутреннего мира,
истинное содержание мотива скрыто за
"фасадом" поведения. И только описки,
обмолвки, сновидения, а также специальные
методы могут дать более или менее точную
информацию о личности человека.
Основные психологические свойства отдельных
"элементов" личности часто называют
чертами характера. Эти свойства формируются
у человека в раннем детстве.
На первой, так называемой "оральной"
фазе развития (от рождения до 1.5 лет), резкий
и грубый отказ матери кормить ребенка
грудью формирует у ребенка такие психологические
свойства, как недоверие, сверхнезависимость
и сверхзависимость, и наоборот, длительное
кормление (более 1.5 лет) может привести
к формированию доверчивой, пассивной
и зависимой личности. На второй (от 1.5
до 3 лет), "анальной", фазе грубое
наказание ребенка в процессе обучения
туалетным навыкам порождает "анальные"
свойства характера - жадность, чистоплотность,
пунктуальность. Попустительское отношение
родителей к обучению ребенка к туалетным
навыкам может привести к формированию
непунктуальной, щедрой и даже творческой
личности.
На третьем, "фаллическом", самом
важном этапе развития ребенка (от 3 до
6 лет), происходит формирование "комплекса
Эдипа" у мальчиков и "комплекса Электры"
у девочек. Комплекс Эдипа выражается
в том, что мальчик ненавидит своего отца
за то, что тот прерывает его первые эротические
влечения к противоположенному полу (к
матери). Отсюда - агрессивный характер,
незаконопослушное поведение, связанное
с неприятием семейных и социальных нормативов,
которые символизирует отец. Комплекс
Электры (тяга к отцу и неприятие к матери)
формирует у девочек отчуждение в отношениях
между дочерью и матерью.
Фрейд выделяет три основных концептуальных
блока, или инстанции личности:
Ид ("оно") - главная структура личности,
состоящая из совокупности бессознательных
(сексуальных и агрессивных) побуждений;
ид функционирует в соответствии с принципом
удовольствия;
Эго ("я") - совокупность преимущественно
осознаваемых человеком познавательных
и исполнительных функций психики, представляющих,
в широком смысле, все наши знания о реальном
мире; эго - это структура, которая призвана
обслуживать ид, функционирует в соответствии
с принципом реальности и регулирует процесс
взаимодействия между ид и суперэго и
выступает ареной непрекращающейся борьбы
между ними;
Суперэго ("сверх - я") - структура,
содержащая социальные нормы, установки,
моральные ценности того общества, в котором
живет человек.
Ид, эго и суперэго находятся в постоянной
борьбе за психологическую энергию из-за
ограниченного объема либидо. Сильные
конфликты могут привести человека к психологическим
проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности
этих конфликтов личность вырабатывает
специальные "защитные механизмы",
которые функционируют бессознательно
и скрывают истинное содержание мотивов
поведения. Защитные механизмы являются
целостными свойствами личности. Вот некоторые
из них: вытеснение (перевод в подсознание
мыслей и чувств, причиняющих страдания);
проекция (процесс, посредствам которого
личность приписывает собственные неприемлемые
мысли и чувства другим людям, возлагая
таким образом на них вину за свои недостатки
или промахи); замещение (переадресовка
агрессии от более угрожающего к менее
угрожающему); реактивное образование
(подавление неприемлемых побуждений
и замена их в поведении на противоположные
побуждения); сублимация (замена неприемлемых
сексуальных или агрессивных побуждений
на социально приемлемые формы поведения
в целях адаптации). У каждого человека
есть свой набор защитных механизмов,
сформированных в детстве.
Таким образом, в рамках психодинамической
теории личности есть система сексуальных
и агрессивных мотивов, с одной стороны,
и защитных механизмов - с другой, а структура
личности представляет собой индивидуально
различное соотношение отдельных свойств,
отдельных блоков (инстанций) и защитных
механизмов.
3. Аналитическая теория личности
Аналитическая теория
личности близка к теории классического
психоанализа, так как имеет с
ней ряд общих корней. Многие представители
этого направления были учениками
З. Фрейда. Однако было бы неверным считать,
что аналитическая теория является
неким новым, более совершенным
этапом в развитии классического
психоанализа. Это - качественно другой
подход, основанный на ряде новых теоретических
положений. Наиболее ярким представителем
этого подхода является швейцарский
исследователь К. Юнг.
Главным источником развития личности
Юнг считал врожденные психологические
факторы. Человек получает по наследству
от родителей готовые первичные идеи -
"архетипы". Некоторые архетипы универсальны,
например, идея Бога, добра и зла, и присущи
всем народам. Но есть архетипы культурно
- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал,
что архетипы отражаются в сновидениях,
фантазиях и нередко встречаются в виде
символов, используемых в искусстве, литературе,
религии, архитектуре. Смысл жизни каждого
человека наполнить врожденные архетипы
конкретным содержанием. По мнению Юнга,
личность формируется в течение всей жизни.
В структуре личности доминирует бессознательное,
основная часть которого составляет "коллективное
бессознательное" - совокупность всех
врожденных архетипов. Свобода воли личности
ограничена. Поведение человека фактически
подчинено его врожденным архетипам, или
коллективному бессознательному. Внутренний
мир человека, в рамках данной теории,
полностью субъективен. Раскрыть свой
мир личность способна только через свои
сновидения и отношения к символам культуры
и искусства. Истинное содержание личности
скрыто от постороннего наблюдателя.
Основными элементами личности являются
психологические свойства отдельных реализованных
архетипов данного человека. Эти свойства
также часто называют чертами характера.
Например, свойства архетипа " персона"
(маска) - это все наши психологические
характеристики, роли, которые мы выставляем
напоказ; свойства архетипа "тень"
- это наши истинные психологические чувства,
которые мы прячем от людей; свойства архетипа
"анимус" (дух) - быть мужественным,
твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться
и т.д.; свойства архетипа "анима"
(душа) - нежность, мягкость, заботливость.
В аналитической модели выделяют три основных
концептуальных блока, или сферы, личности:
Коллективное бессознательное - основная
структура личности, в которой сосредоточен
весь культурно-исторический опыт человечества,
представленный в психике человека в виде
унаследованных архетипов.
Индивидуальное бессознательное - совокупность
"комплексов", или эмоционально заряженных
мыслей и чувств, вытесненных из сознания.
Примером комплекса может служить "комплекс
власти", когда человек всю свою психическую
энергию тратит на деятельность прямо
или косвенно связанную со стремлением
к власти, не осознавая этого.
Индивидуальное сознательное - структура,
служащая основой самосознания и включающая
те мысли, чувства, воспоминания и ощущения,
благодаря которым мы осознаем себя, регулируем
свою сознательную деятельность.
Целостность личности достигается за
счет действия архетипа "самость".
Главная цель этого архетипа - "индивидуация"
человека, или выход из коллективного
бессознательного. Это достигается благодаря
тому, что "самость" организует, координирует,
интегрирует все структуры психики человека
в единое целое и создает уникальность,
неповторимость жизни каждого отдельного
человека. У самости существует два способа,
две установки такой интеграции:
экстраверсия - установка, заключающаяся
в том, чтобы наполнить врожденные архетипы
внешней информацией (ориентация на объект);
интроверсия - ориентация на внутренний
мир, на собственные переживания (на субъект).
В каждом человеке существует одновременно
и экстраверт, и интроверт. Однако степень
из выраженности может быть совершенно
различной.
Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа
переработки информации: мыслительный,
чувственный, ощущающий и интуитивный,
доминирование одного из которых придает
своеобразие экстравертивной или интравертивной
установке человека. Таким образом, в типологии
Юнга можно выделить восемь подтипов личности:
Экстраверт-мыслительный - сфокусирован
на изучении внешнего мира, практичен,
заинтересован в получении фактов, логичен,
хороший ученый.
Интроверт-мыслительный - заинтересован
в понимании собственных идей, рассудителен,
бьется над философскими проблемами, ищет
смысл собственной жизни, держится на
расстоянии от людей.
Согласно аналитической теории, личность
- это совокупность врожденных и реализованных
архетипов, а структура личности определяется
как индивидуальное своеобразие соотношения
отдельных свойств архетипов, отдельных
блоков бессознательного и сознательного,
а также экстравертированной и интравертированной
установок личности.
4. Гуманистическая теория личности
В гуманистической
теории личности выделяется два основных
направления. Первое, "клиническое"
(ориентированное
Главным источником развития личности
представители гуманистической психологии
считают врожденные тенденции к самоактуализации.
Развитие личности есть развертывание
этих врожденных тенденций. Согласно К.
Роджерсу, в психике человека существует
две врожденные тенденции. Первая, названная
им "самоактуализирующейся тенденцией",
содержит изначально в свернутом виде
будущие свойства личности человека. Вторая
- "организмический отслеживающий процесс"
- представляет собой механизм контроля
за развитием личности. На основе этих
тенденций у человека в процессе развития
возникает особая личностная структура
"Я", которая включает "идеальное
Я" и "реальное Я". Эти подструктуры
структуры "Я" находится в сложных
отношениях - от полной гармонии.
Цель жизни, согласно К. Роджерсу, - реализовать
весь свой врожденный потенциал, быть
"полностью функционирующей личностью"
т.е. Человеком, который использует все
свои способности и таланты, реализует
свой потенциал и движется к полному познанию
себя, своих переживаний, следуя своей
истинной природе.
А. Маслоу выделил два типа потребностей,
лежащих в основе развития личности: "дефицитарные",
которые усиливаются после их реализации.
Всего, по Маслоу, существует пять уровней
мотивации;
физиологические (потребности в еде, сне);
потребности в безопасности (потребности
в квартире, работе);
потребности в принадлежности, отражающие
потребности одного человека в другом
человеке, например в создании семьи;
уровень самооценки (потребность в самоуважении,
компетенции, достоинстве);
потребность в самоактулизации (метапотребности
в творчестве, красоте, целостности и т.д.).
Потребности первых двух уровней относятся
к дефицитарным, третий уровень потребностей
считается промежуточным, на четвертом
и пятом уровне находятся ростовые потребности.
Маслоу сформулировал закон поступательного
развития мотивации, согласно которому
мотивация человека развивается поступательно;
движение на более высокий уровень происходит
в том случае, если удовлетворены (в основном)
потребности высшего уровня. Другими словами,
если человек голоден и у него нет крыши
над головой, то ему будет трудно создать
семью и тем более испытывать уважение
к себе или заниматься творчеством.
Наиболее важным для человека являются
потребности в самоактуализации - не конечное
состояние совершенства человека. Ни один
человек не становится настолько самоактуализированным,
чтоьы отбросить все мотивы. У каждого
человека всегда остаются талант для дальнейшего
развития. Человек, достигший пятого уровня
называется "психологически здоровой
личностью".По мнению гуманистов, решающего
возрастного периода не существует, личность
формируется и развивается в течение всей
жизни. Однако ранние периоды жизни (детство
и юношество) играют особую роль в развитии
личности. В личности доминируют рациональные
процессы, где бессознательное возникает
лишь временно, когда по тем или иным причинам
блокируется процесс самоактуализации.
Гуманисты считают, что личность обладает
полной свободой воли. Человек осознает
себя, осознает свои поступки, строит планы,
ищет смысл жизни. Человек - творец собственной
личности, творец своего счастья.
Внутренний мир человека, его мысли, чувства,
эмоции для гуманистов не есть прямое
отражение действительности. Каждый человек
интерпретирует реальность в соответствии
со свои субъективным восприятием. Внутренний
мир человека в полной мере доступен только
ему самому. Только субъективный опыт
является ключом к пониманию поведения
конкретного человека.
Гуманистическая модель личности основными
концептуальными "единицами" выступают:
"Реальное Я" - совокупность мыслей,
чувств и переживаний "здесь и сейчас"
"Идеальное Я" - совокупность мыслей,
чувств и переживаний, которые человек
хотел бы иметь для реализации своего
личного потенциала.
Потребности в самоактуализации - врожденные
потребности, определяющие рост и развитие
личности.
Хотя "реальное я" и "идеальное
я" являются довольно размытыми понятиями,
тем не менее существует способ измерения
их конгруэнтности (совпадения). Высокий
показатель конгруэнтности свидетельствует
об относительно высокой гармонии "реального
я" и "идеального я" (о высокой самооценке).
При низких же значениях конгруэнтности
(низкой самооценки) отмечается высокий
уровень тревожности, признаки депрессии.
При рождении обе подструктуры структуры
"Я" полностью конгруэнтны, и поэтому
человек изначально добр и счастлив.
В последствии благодаря взаимодействию
с окружающей средой, расхождений между
"реальным Я" и "идеальным Я"
могут приводить к искаженному восприятию
реальности - субцепции по терминологии
К. Роджерса. При сильных и длительных
расхождениях между "идеальным Я"
и "реальным Я" могут возникнут психологические
проблемы.
Студенты с высокой самооценкой в случае
неудачи (например, провал на экзамене)
пытаются установить контакт с преподавателем
и пересдать предмет еще раз. При повторных
попытках их показатели только улучшаются.
Студенты же с низким уровнем самооценки
отказываются от дальнейших попыток пересдать
экзамен, преувеличивают свои трудности,
избегают ситуаций, где они могли бы проявить
себя, чаще страдают от одиночества.
В качестве блоков личности в этой теории
выступают пять уровней потребностей
человека по Маслоу.
Целостность личности достигается том
случае, когда конгруэнтность между "реальным
Я" и "идеальным Я" приближается
к единице. Целостность личности - основное
качество "полностью функционирующей
личности". Смысл воспитания и коррекции
личности состоит в развитии целостной
личности.
Целостная личность, во-первых, стремится
к установлению хорошего психологического
контакта со своими друзьями и близкими,
к раскрытию им своих скрытых эмоций; во-вторых,
четко знает, кто она есть на самом деле
("реальное Я") и кем бы оно хотело
быть ("идеальное Я"); в-третьих, максимально
открыто к новому опыту и принимает жизнь
такой, какая она есть "здесь и сейчас";
в-четвертых, практикует безусловное позитивное
отношение ко всем людям; в-пятых, тренирует
в себе эмпатию к другим людям, то есть
пытается понять внутренний мир другого
человека и смотреть на другого человека
его глазами.
Целостную личность характеризует:
Эффективное восприятие реальности;
Способность, простота и естественность
поведения;
Ориентация на решение проблем, на дело;
Постоянная "детскость" восприятия;
Частые переживания "пиковых" чувств,
экстаза;
Искреннее желание помочь всему человечеству;
Глубокие междуличностные отношения;
Высокие моральные стандарты.
Таким образом, в рамках гуманистического
подхода личность - это внутренний мир
человеческого "Я", как результат
самоактуализации, а структура личности
- это индивидуальное соотношение "реального
Я" и "идеального Я", а также индивидуальный
уровень развития потребности в самоактуализации.
5. Когнитивная теория личности
Когнитивная теория личности
близка к гуманистической, однако в ней
имеется ряд существенных отличий. Основоположником
этого подхода является американский
психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению,
единственное, что человек хочет знать
в жизни, - это то, что с ним произошло и
что с ним произойдет в будущем.
Главным источником развития личности,
согласно Келли, является среда, социальное
окружение. Когнитивная теория личности
подчеркивает влияние интеллектуальных
процессов на поведение человека. В этой
теории любой человек сравнивается с ученым,
проверяющим гипотезы о природе вещей
и делающим прогноз будущих событий. Любое
событие открыто для многократного интерпретирования.
Главным понятием в этом направлении является
"конструкт" (от англ. Сonstruct - строить).
Это понятие включает в себя особенности
всех известных познавательных процессов
(восприятия, памяти, мышления и речи).
Благодаря конструктам человек не только
познает, но и устанавливает межличностные
отношения. Конструкты, которые лежат
в основе этих отношений, называются личностными
конструктами (Франселла Ф., Баннистер
Д., 1987). Конструкт - это своеобразный классификатор-шаблон
нашего восприятия других людей и себя.
Келли открыл и описал главные механизмы
функционирования личностных конструктов,
а также сформулировал основополагающий
постулат и 11 следствий. Постулат утверждает,
что личностные процессы психологически
канализированы таким образом, чтобы обеспечить
человеку максимальное предсказание событий.
Все остальные следствия уточняют этот
основной постулат.
С точки зрения Келли, каждый из нас строит
и проверяет гипотезы, одним словом, решает
проблему, является ли данный человек
спортивным или неспортивным, музыкальным
или немузыкальным, интеллигентным или
неинтеллигентным и т.д., пользуясь соответствующими
конструктами (классификаторами). Каждый
конструкт имеет "дихотомию" (два
полюса): "спортивный и неспортивный",
"музыкальный и немузыкальный" и
т.д. Человек выбирает произвольно тот
полюс дихотомического конструкта, тот
исход, который лучше описывает событие,
т.е. обладает лучшей прогностической
ценностью. Одни конструкты пригодны для
описания лишь узкого круга событий, в
то время как другие обладают широким
диапазоном применимости. Например, конструкт
"умный-глупый" вряд ли годиться для
описания погоды, а вот конструкт "хороший-плохой"
пригоден фактически на все случаи жизни.
Люди отличаются не только количеством
конструктов, но и их местоположением.
Те конструкты, которые актуализируются
в сознании быстрее, называются суперординатными,
а которые медленнее - субординатными.
Например, если, встретив какого-то человека,
вы сразу оцениваете его с точки зрения
того, является ли он умным или глупым,
и только потом - добрым или злым, то ваш
конструкт "умный-глупый" является
суперординатным, а конструкт "добрый-злой"
- субординатным.
Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения
между людьми возможны только тогда, когда
люди имеют сходные констукты. Действительно,
трудно представить себе ситуацию, чтобы
успешно общались 2 человека, у одного
из которых доминирует конструкт "порядочный-непорядочный",
а у другого такого конструкта нет вообще.
Конструктная система не является статическим
образованием, а находится в постоянном
изменении под влиянием опыта, т.е. личность
формируется и развивается в течение всей
жизни. В личности доминирует преимущественно
"сознательное". Бессознательное
может относиться только к отдаленным
(субординатным) конструктам, которыми
при интерпретации воспринимаемых событий
человек пользуется редко.
Келли полагал, что личность обладает
ограниченной свободой воли. Конструктная
система, сложившаяся у человека в течение
жизни, содержит в себе известные ограничения.
Однако он не считал, что жизнь человека
полностью детерминирована. В любой ситуации
человек способен сконструировать альтернативные
предсказания. Внешний мир - не злой и не
добрый, а такой, каким мы конструируем
его в своей голове. В конечном итоге, по
мнению когнитивистов, судьба человека
находится в его руках. Внутренний мир
человека субъективен и является, по мнению
когнитивистов, его собственным порождением.
Каждый человек воспринимает и интерпретирует
внешнюю реальность через собственный
внутренний мир. Согласно когнитивной
теории, личность - это система организованных
личностных конструктов, в которых перерабатывается
(воспринимается и интерпретируется) личный
опыт человека. Структура личности в рамках
данного подхода рассматривается как
индивидуально своеобразная иерархия
конструктов.