Теории личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 23:33, курс лекций

Описание работы

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст, в пространстве которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.
Б.Г. Ананьев, анализируя особенности развития современной науки, еще в 60-е годы прогнозировал резкое возрастание интереса к проблеме человека. По его мнению, первая из этих особенностей заключается в превращении проблемы человека в общую проблему всей науки в целом. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин. Третья же особенность науки характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов изучения человека.

Файлы: 1 файл

Текст лекций.doc

— 642.00 Кб (Скачать файл)

 

Цель достижения превосходства  имеет свои корни в эволюционном процессе постоянной адаптации к окружающей среде. Все виды должны развиваться в направлении наиболее эффективной адаптации, в противном случае они исчезнут. Таким образом, личность вынуждена искать более гармоничных отношений с окружающим миром.

Жизненные цели. По Адлеру, цель покорения окружающей среды - слишком широкое понятие, чтобы с его помощью логически объяснить, как люди выбирают свою линию в жизни. Поэтому Адлер выдвинул идею, согласно которой личность вырабатывает специфическую жизненную цель, используя ее в качестве ориентира. На жизненную цель человека влияют его личный опыт, его ценности, склонности и личные свойства. Жизненная цель не есть ясная и осознанная цель.

Формирование жизненных  целей начинается в детстве как  компенсация чувства неполноценности, незащищенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели обычно служат защитой от чувства бессилия, мостом из неудовлетворяющего настоящего в яркую, подвластную нам, полноценную будущую жизнь. Потом, когда мы становимся взрослыми, у нас могут появиться четкие, логические причины для нашего выбора карьеры. Однако жизненные цели, которые руководят нами и побуждают нас к действию, формируются в раннем детстве и остаются скрытыми от сознания. В качестве примера Адлер указывал на то, что многие врачи, как и он сам, выбирают свою карьеру в детстве, надеясь таким образом совладать со своими опасениями относительно смерти.

Жизненные цели - всегда нечто  нереалистичное, и они могут быть невротически преувеличены, если чувство  неполноценности слишком сильно. Для невротика обычно существует огромная пропасть между сознательно поставленными целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно. Фантазиям о личном превосходстве и самоуважении уделяется больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям. Адлер любил задавать своим пациентам вопрос; "Что бы вы делали, если бы у вас не было этой проблемы?" По ответам на него он обычно обнаруживал, чего стремился избежать пациент, прячась за симптомы своего заболевания.

Стиль жизни. Адлер подчеркивал  необходимость анализировать личность как единое целое. Жизненный стиль - это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности.

Согласно Адлеру, ключ к  пониманию поведения человека находится в скрытых целях, которыми он руководствуется. Эти цели простираются далеко за рамки внешних фактов и ситуаций, например, если я считаю, что мой отец плохо обращался со мной в детстве, и возлагаю на это вину за свою неудавшуюся жизнь, в то время как я сам дирижирую своими поражениями. Неважно, как со мной в действительности обращались. Моя вера в то, что меня подавляли, - психологическая правда. Далее я превращаю плохое обращение в реальность, подходящую для оправдания стиля жизни, выбранного мной, - жизни неудачника.

Как мы уже видели, в первые четыре или пять лет жизни человек  формирует единство своего сознания, выстраивает отношения между  сознанием и телом. Он использует наследственный материал и впечатления, получаемые от окружающего мира, приспосабливая их к своему стремлению к превосходству. К концу пятого года жизни его личность кристаллизуется. Значение, которое он придает жизни, цель, которую он преследует, способ ее добиваться и его эмоциональные склонности - все фиксируется. Он может это изменить в дальнейшем, но только если освободится от ошибки, допущенной во время детской кристаллизации.

Мозак (1989) перечислил следующие  основные составляющие жизненного стиля:

1. Я-концепция - представление  человека о себе, кто он есть.

2. Идеал себя - мнение о том, каким он должен быть. (Адлер развивал эту концепцию в 1912 году.)

3. Образ мира - представления  о таких вещах, как мир, люди  и природа, а также о том,  что мир требует от человека.

4. Этические убеждения  - личный этический кодекс.

Схема апперцепции. Как часть  жизненного стиля, личность вырабатывает представление о себе и о мире. Адлер назвал эти представления  схемой апперцепции. Апперцепция - это  психологический термин, который  относится к восприятию, включая  субъективную интерпретацию того, что мы получаем посредством чувств.

Адлер подчеркивал, что это - личная концепция мира, определяющая поведение человека. Если некто верит, что моток веревок в темном углу - змея, то его страх может  быть таким же сильным, как если бы змея там и в самом деле была. Схема апперцепции имеет свойство усиливать сама себя. Например, если мы боимся, мы более склонны замечать угрозы в окружающем мире и тем самым усиливаем нашу изначальную веру в то, что окружающий мир угрожает нам. Работа Адлера над схемой апперцепции является важной предпосылкой когнитивной психологии и когнитивной терапии.

Творческая энергия личности. Индивидуальная психология как наука  возникла из попыток понять эту таинственную творческую энергию жизни, которая  проявляется в желании развиваться, стараться, достигать... Это телеологическая сила, она выражается в стремлении к цели, и в этом стремлении все телесные и психологические усилия призваны действовать вместе. Ядром адлеровской модели человеческой природы является творчество - способность формулировать (сознательно или бессознательно) цели и способы их достижения. Она достигает наивысшего развития в создании жизненного плана, который организует жизнь человека в последовательный жизненный стиль.

По Адлеру, формирование жизненной цели, жизненного стиля и схемы апперцепции, в сущности, есть творческий акт. Творческая сила индивидуума организует и направляет его реакцию на окружающий мир. Адлер приписывал личности уникальность, самосознание и контроль над своей судьбой - качества, которым, по его мнению, Фрейд не уделял должного внимания в своей концепции человеческой природы.

Социальный интерес. Многие критики упрощенно воспринимали мысли Адлера относительно агрессии и стремления к власти, приписывая им слишком большое значение в  его концепции. Центральным в позднейшей работе Адлера является понятие социального интереса. Более точным переводом оригинального немецкого термина могло бы служить понятие "общественные чувства (community feelings). Под социальным интересом Адлер понимал "чувство солидарности, связанности человека с человеком... расширенное значение "чувства товарищества в человеческом обществе"". Чувство общности (community feelings) касается участия, которое мы принимаем в делах других людей, не просто ради достижения собственных целей, но из "интереса к интересам" других.

В некотором смысле все  поведение человека социально, потому что, как. доказывал Адлер, мы развиваемся  в социальном окружении и наши личностные характеристики формируются  обществом. Социальный интерес - это  нечто большее, чем забота о непосредственном социальном окружении или конкретном обществе. В самом широком смысле он является заботой об интересах "идеального сообщества всего человечества, которое есть основная цель эволюции". Социальный интерес включает в себя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом.

 

Основные принципы теории А. Адлера.

Мозак (1989) выделил основные утверждения адлеровского направления  в психологии. Их можно свести к  следующему:

1. Все действия  человека происходят в социальном контексте. Нельзя изучать людей изолированно.

2. Упор делается  на межличностной (тт,егрегзопа1) психологии. Самым важным для  индивидуума является развитие  у него чувства включенности  его в некое более крупное  социальное целое в качестве  неотъемлемой части.

3. Индивидуальная  психология придерживается холистической,  а не редукциониетской точки  зрения. Все функции подчинены  личной цели и стилю жизни.

4. В психологии  Адлера термин бессознательное  - прилагательное, а не существительное-  Бессознательные процессы целенаправлены и служат целям индивидуума, так же как и сознательные процессы.

5. Чтобы понять  человека, надо понять его или  ее стиль жизни, или когнитивную  организацию. Это линза, через  которую люди видят себя и  свою жизнь.

6. Хотя поведение может меняться, стиль жизни и долговременные пели индивидуума остаются относительно постоянными, пока не изменятся его основные убеждения. Достижение такой трансформации является одной из важнейших задач терапии.

7. Поведение  определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех.

8. Главная движущая  сила личности - стремление к совершенству  или к превосходству. Это утверждение  можно сравнить с концепцией самореализации  К. Хорни или с самоактуализацией   А. Маслоу.

9. Человеку предоставлен  широкий выбор различных вариантов  жизни. Он или она могут выбрать  здоровые, общественно полезные  цели или невротические, бесполезные  для общества.

10. Психология  Адлера концентрируется в первую очередь на процессе. Относительно небольшое внимание уделяется классификации типов личностей.

11. В любом  случае смысл нашей жизни определяется  тем, как мы относимся к ней.  Здоровая концепция жизни включает  в себя осознание того, как важно помогать другим людям и работать на пользу общества.

 

Психологический рост.

Сущность психологический  роста  состоит прежде всего в  движении от эгоцентричной цели достичь  личного превосходства к позиции  конструктивного воздействия на окружающую среду и на развитие общества. Конструктивное стремление к превосходству плюс сильный социальный интерес и кооперация - вот основные черты здоровой личности.

Жизненные задачи. Адлер рассматривал три главные  жизненные задачи, стоящие перед  человеком: работу, дружбу и любовь. Эти задачи определяются основными условиями человеческого существования:

Эти три главных  узла определены тем фактом, что  мы живем в одном конкретном месте  вселенной и должны развиваться  в пределах тех возможностей, которые  предоставляют нам обстоятельства; а также тем, что мы живем среди других подобных нам существ, приспосабливаться к которым нам приходится учиться, и еще тем, что мы разделены на два пола и будущее нашей расы зависит от отношений этих двух полов.

Работа включает в себя деятельность, полезную для общества, а не просто те занятия, которые приносят доход. По Адлеру, работа приносит чувство удовлетворения и самоуважения только тогда, когда она полезна для остальных.

Дружба обусловлена  нашей принадлежностью к человеческой расе и необходимостью постоянно приспосабливаться к другим существам нашего вида и взаимодействовать с ними. Дружеские отношения позволяют обзавестись жизненно важными связями, так как ни один индивидуум не может быть привязан к обществу абстрактно. Дружеские, совместные усилия есть важный элемент конструктивной работы.

Любовь рассматривается  Адлером в смысле гетеросексуальной  любви. Она приводит к близкому взаимодействию на физическом и ментальном уровне и порождает высокую степень  сотрудничества между людьми противоположных полов. Любовь возникает из интимных отношений, которые необходимы для продолжения нашего рода. Адлер писал, что тесные узы семейных отношений требуют от нас величайшей способности взаимодействовать с другим человеческим существом, а успешный, счастливый брак создает наилучшую обстановку для воспитания в детях общительности и социального интереса.

По Адлеру, эти  три компонента (работа, дружба и  любовь) взаимосвязаны. Успех в чем-то одном ведет к успеху в других. Фактически, все три задачи являются разными сторонами одной проблемы - как жить конструктивно в окружающем нас мире.

Препятствия росту.

Обсуждая главные  препятствия для роста и развития человека, Адлер прежде всего отмечал  три негативных обстоятельства, связанных  с детством: органическую неполноценность, избалованность и заброшенность. Он подчеркивал, что все неврозы взрослых имеют свои корни в попытках преодолеть чувство неполноценности, которое приводит ко все увеличивающейся изоляции и отчуждению от окружающего мира. Неврозы и фактически все другие психологические проблемы возникают, когда мы стараемся добиться личного превосходства вместо того, чтобы стремиться к здоровому конструктивному поведению.

Органическая  неполноценность, избалованность и  заброшенность - вот ситуации детства, которые ведут к недостатку социального интереса, изоляции и обособленному стилю жизни, основанному на нереальной цели добиться личного превосходства.

Дети, перенесшие серьезные заболевания, часто становятся крайне эгоцентричными. Из чувства  неполноценности и неспособности успешно конкурировать с другими детьми они избегают любого социального взаимодействия. Однако те дети, которые преодолевают свои затруднения, могут, компенсируя свою изначальную слабость, развить способности до уровня выше обычного.

Избалованные или испорченные дети также испытывают трудности в развитии социального интереса и способности сотрудничать с другими людьми. Они теряют уверенность в своих способностях, потому что другие всегда делали за них то, что они могли бы сделать сами. Вместо того чтобы взаимодействовать с другими, они предъявляют односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них обычно минимален, и, как обнаружил 1 Адлер, избалованные дети чаще всего не испытывают особенно теплых чувств  к своим родителям, которыми хорошо манипулируют.

Информация о работе Теории личности