Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:59, доклад
Теория У.Джемса и К.Ланге – согласно данной теории первопричинами возникновения эмоций являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Возникнув под влиянием внешних или внутренних стимулов, они затем отражаются в головном мозге человека через систему обратных нервных связей и порождают ощущение определенного эмоционального тона. Исходя из вышесказанного П.К.Анохин утверждал, что произведя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретная ситуация ответной организмической реакции.
Теории возникновения эмоций.
Теория У.Джемса и К.Ланге – согласно данной теории первопричинами возникновения эмоций являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Возникнув под влиянием внешних или внутренних стимулов, они затем отражаются в головном мозге человека через систему обратных нервных связей и порождают ощущение определенного эмоционального тона. Исходя из вышесказанного П.К.Анохин утверждал, что произведя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретная ситуация ответной организмической реакции.
Теория У.Кеннона и П.Барда – У.Кеннон предложил альтернативную описанной выше теорию эмоций, он считал, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким источником – эмоциогенным центром является таламус, который играет важную роль в регуляции основных органических процессов. Возникновение эмоций есть результат одновременного возбуждения через таламус симпатической нервной системы и коры головного мозга.
П.Бард развил высказанные положения У.Кенноном. Он показал, что в действительности как телесные изменения, так и эмоциональные переживания возникают почти в одно и то же время. С эмоциями более всего связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы. В экспериментами на животных удалось доказать, что посредством электрического воздействия на эти структуры можно в определенной степени управлять эмоциональными состояниями, такими, например, как страх и гнев.
Теория Ч.Дарвина – рассматривал эмоции как ответ организма на ситуацию. Считал, что большая часть эмоциональных реакций объясняется либо тем, что они полезны (например, выражение гнева – пугает врага), либо просто тем, что они являются рудиментами движений, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Например, если руки становятся влажными от страха, то это значит, что некогда эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев.
Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера – суть данной теории заключается в том, что диссонанс – есть отрицательное, эмоциональное состояние, которое возникает в ситуации, когда субъект располагает двумя противоречивыми знаниями об одном и том же объекте. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремяться избавиться. Для этого у человека есть два выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получит новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями.
Информационная концепция эмоции П.В.Симонова – согласно этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах времени, ресурсах, предположительно необходимым для удовлетворения потребности, с информацией поступившей в данный момент. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Этот подход реализуется в формуле: Э = -П(Ин – Ис), где Э – эмоция, ее сила и качество; П – величина и специфика актуальной потребности; Ин – информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности; Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент. Следствия вытекающие из формулы таковы: если у человека нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0). Эмоция не возникает и тогда, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности.