Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 22:38, творческая работа
Теория, автором которой является американский философ Эрих Фромм, заключается в том, что принципиальная основа характера видится не в типах организации либидо, а в специфических типах отношения человека к миру. В процессе жизнедеятельности человек оказывается связанным с миром двояким образом: 1) приобретая и потребляя вещи и 2) устанавливая отношения с другими людьми (и с самим собой). Первое называется процессом ассимиляции, а второе - процессом социализации. Обе формы связи являются "открытыми", а не обусловлены инстинктами, как у животных. Человек может получать материальные продукты либо из внешнего источника, либо самостоятельно производя их. Но человек должен приобретать и потреблять определенным образом. Кроме того, человек не может жить без связи с другими людьми. Он вынужден объединяться с другими в целях защиты, работы, сексуального удовлетворения, игр, воспитания детей, для передачи другим людям материального и культурного наследия.
Однако связь между характером и этикой высказана не явно. Да она и должна оставаться довольно путаной, из-за того, что Фрейд, уделяя главное внимание изучению невротического характера, недостаточно внимания уделял анализу и описанию зрелого уровня развития характера.
Мышление Лютера и Кальвина - как и мышление Канта и Фрейда - основано на предположении, что эгоизм и любовь к себе - это понятия идентичные. Любить другого - добродетель, любить себя - грех; и вообще любовь к другим и любовь к себе друг друга исключают. С точки зрения теории здесь допускается ошибка в понимании природы любви. Любовь не создается каким-то специфическим "объектом", а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности, который лишь "приводится в действие" определенным объектом. Как ненависть - это страстное желание уничтожить, так и любовь - страстное утверждение "объекта"; это не "аффект", а внутреннее родство и активное стремление к счастью, развитию и свободе объекта любви (2) . Любовь - это готовность, которая в принципе может обратиться на кого угодно, в том числе и на нас самих. Исключительная любовь лишь к одному "объекту" внутренне противоречива. Конечно же, не случайно, что "объектом" явной любви становится определенная личность. Факторы, определяющие выбор в каждом отдельном случае, слишком многочисленны и слишком сложны, чтобы обсуждать их здесь; важно, однако, что любовь к определенному "объекту" является лишь актуализацией и концентрацией постоянно присутствующей внутренней любви, которая по тем или иным причинам обратилась на данного человека. Дело обстоит вовсе не так, как предполагает идея романтической любви: что существует только один человек на свете, которого вы можете полюбить, что найти . этого человека - величайшая удача в вашей жизни и что любовь к нему приведет вас к удалению от всех остальных людей. Любовь такого рода, которая может относиться только к одному человеку, уже самим этим фактом доказывает, что она не любовь, а садистско-мазохистская привязанность. Возвышающее утверждение личности, заключенное в любви, направлено на возлюбленного как на воплощение всех лучших человеческих качеств; любовь к одному определенному человеку опирается на любовь к человеку вообще. А любовь к человеку вообще вовсе не является, как часто думают, некоторым обобщением, возникающим "после" любви к определенной личности, или экстраполяцией опыта, пережитого с определенным "объектом"; напротив, это предпосылка такого переживания, хотя такая предпосылка и возникает лишь из общения с конкретными индивидами. Из этого следует, что моя собственная личность в принципе также может быть объектом моей любви, как и любая другая. Утверждение моей собственной жизни, счастья, роста, свободы предполагает, что я вообще готов и способен к такому утверждению. Если у индивида есть такая способность, то ее должно хватать и на него самого; если он может "любить" только других, он вообще на любовь не способен. Эгоизм - это не любовь к себе, а прямая ее противоположность. Эгоизм - это вид жадности, и, как всякая жадность, он включает в себя ненасытность, в результате которой истинное удовлетворение в принципе недостижимо. Алчность - это бездонный, истощающий человека колодец; человек тратит себя в бесконечных стараниях удовлетворить такую потребность, которая не удовлетворяется никогда. Внимательное наблюдение показывает, что эгоист, хотя он всегда усиленно занят собой, никогда не бывает удовлетворен. Он всегда беспокоен, его постоянно гонит страх где-то чего-то недобрать, что-то упустить, чего-то лишиться; он преисполнен жгучей зависти к каждому, кому досталось больше. Если присмотреться еще ближе, заглянуть в динамику подсознания, мы обнаружим, что человек такого типа далеко не в восторге от себя самого, что в глубине души он себя ненавидит. Загадка этого кажущегося противоречия разрешается очень легко: эгоизм коренится именно в недостатке любви к себе. Кто себя не любит, не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем нет внутренней уверенности, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и утверждения. Он вынужден заниматься собой, жадно доставать себе все, что есть у других. Поскольку у него нет ни уверенности, ни удовлетворенности, он должен доказывать себе, что он не хуже остальных. То же справедливо и в отношении так называемой нарциссической личности, занятой не приобретением для себя, а самолюбованием. Кажется, будто такой человек любит себя до крайности; на самом же деле он себе не нравится, и нарциссизм - как и эгоизм - это избыточная компенсация за недостаточность любви к себе. Фрейд полагал, что при нарциссизме любовь отбирается у всех остальных и вся направляется на себя самого. Верна лишь первая половина этого утверждения: такой человек не любит не только других, но и себя.
Введение
Э.Фромм (1900—1980) - самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию «гуманистического психоанализа». К психоанализу Фромм пришел после завершения образования социолога. Существенно отметить также, что в 1929—1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на Майне, Биограф Фромма, Райнер Функ замечает, что он был не только психоаналитиком: он объединил социологию с психоанализом в самостоятельную аналитическую социальную психологию. На протяжении всей жизни его восхищали тексты Ветхого и Нового Завета. Углубленное изучение религии иудаизма, немецких мистиков, классического буддизма способствовали формированию гуманистических представлений о человеке и путях его развития (см., напр., его «Иметь или быть?», 1976).
Главное открытие Фромма связано с признанием социальной обусловленности теории и терапии психоанализа. «В противоположность точке зрения Фрейда анализ, предложенный в этой книге, основан на предположении, что ключевой проблемой психологии является особого рода связанность индивида с внешним миром, а не удовлетворение или фрустрация тех или иных человеческих инстинктивных потребностей.
1. Гуманистический психоанализ Э. Фромма
Теория личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования.
Личность, с точки зрения Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве существовать. Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе "Человек для себя" Фромм описывает следующие социальные типы характера:
Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; вечно ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы достичь их расположения.
Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится достать их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и денежки, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.
Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.
Характер любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выдаваться из остальных. Позже, в работе "Душа человека", Фромм описал ещё два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.
Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личности человека, в его природе заложены экзистенциальные потребности, является важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творческом созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рациональном. взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).
Смысл существования чел. Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе "Бегство от свободы" Фромм описал механизмы такого "бегства".
Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое "Я" с кем-нибудь или чем-нибудь внешним для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести верх над людьми, эксплуатировать их и понуждать страдать.
Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам, преодолением скованности и изолированности.
Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. "Я" и окружающим миром, а совместно с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.
В противовес механизмам "бегства от свободы" существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно отделаться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл. условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству существовать.
Заключение
Э. Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциального" и "исторического".
К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта: 1) человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно"; 2) существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.
Литература
2. Горностай. П.П. Гуманистический психоанализ – М: КомИздат 1992г. – 478 с.
3. Ярошевский М.Г. – История психологии от античности до середины XXв. – М., 1996
1.Введение
Ни один теоретик не смог настолько выразительно
обрисовать социальные детерминанты личности,
как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического
направления, Фромм утверждал, что поведение
человека может быть понято только в свете
влияний культуры, существующих в данный
конкретный момент истории. Он был убежден,
что потребности, свойственные только
человеку, эволюционировали в ходе истории
человечества, а различные социальные
системы, в свою очередь, оказывали влияние
на выражение этих потребностей. С точки
зрения Фромма, личность является продуктом
динамического взаимодействия между врожденными
потребностями и давлением социальных
норм и предписаний. Он первым сформулировал
теорию типов характера, основанную на
социологическом анализе того, как люди
в обществе активно формируют социальный
процесс и саму культуру.
Важной темой творчества Фромма является
религия ("Психоанализ и религия",
1950). Он понимает под религией любую систему
коллективных взглядов и действий, которая
дает индивиду систему ориентации и объект
поклонения. Религии подразделяются на
авторитарные и гуманистические. Авторитарная
религия основывается на признании высшей
силы, требующей от человека подчинения
и поклонения. В религии гуманистической
главным выступает не доктрина, а отношение
к человеку. Бог здесь - символ собственных
сил человека.
2.Личностная
характеристика.
Эрих Фромм родился в 1900 году во Франкфурте,
Германия. Он был единственным ребенком
родителей-евреев. Фромм вырос, зная два
разных мира ортодоксальный еврейский
и христианский, где он время от времени
сталкивался с антисемитизмом. Семья Фромма
была далеко не идеальной. Он описывал
своих родителей как "очень невротичных",
а себя как "невыносимо невротичного
ребенка".
Когда в Европе вспыхнула первая мировая
война, Фромму было 14 лет. Хотя он был слишком
молод, чтобы воевать, он был поражен окружавшей
его людской иррациональностью и разрушительными
наклонностями. Позднее он писал: "Я
был глубоко озабоченным молодым человеком,
которого мучил вопрос, как оказалась
возможной эта война, а также желание понять
иррациональность поведения человеческих
масс и страстное желание мира и понимания
между народами". В ответах на эти вопросы
видно огромное влияние Фрейда и Карла
Маркса. Труды Фрейда помогли ему понять,
что люди не сознают причин своего поведения.
Читая Маркса, он усвоил, что социально-политические
силы существенно влияют на жизнь людей.
В отличие от Фрейда, Юнга и Адлера, Фромм
не имел медицинского образования. Он
изучал психологию, социологию и философию,
получил степень доктора философии в Гейдельбергском
университете в 1922 году. Он продолжил свое
психоаналитическое образование в Берлинском
психоаналитическом институте. В 1934 году
Фромм эмигрировал в Соединенные Штаты
Америки, стремясь избежать нацистской
угрозы. Он начал вести частную практику
в Нью-Йорке. Первую свою книгу "Бегство
от свободы" Фромм опубликовал в 1941
году. В ней он показал особое значение
способов, какими общественные силы и
идеологии формируют структуру характера
индивидуума. Это направление, получившее
развитие в большом количестве последующих
книг, принесло Фромму членство в Международной
психоаналитической ассоциации.
В 1945 году Фромм стал сотрудником Института
психиатрии Уильяма Алансона Уайта. В
дальнейшем он читал лекции во многих
университетах США и занимал должность
профессора психиатрии в Национальном
университете в Мехико с 1949 года до своего
ухода в 1965 году. Вместе со своей женой
Фромм в 1976 году перебрался в Швейцарию,
где скончался от сердечного приступа
в 1980 году.
3. Проблема
свободы человека в работе Э. Фомма « Бегство
от свободы»
Начальной проблемой, которую ставил автор
перед написанием книги, было исследование
психики современного человека, однако
тенденции политического развития того
времени вынудили его сконцетрироваться
на ключевом, по мнению автора, для культурного
и социального кризиса тех дней аспекте:
на значении свободы для современного
человека. Основная идея этой книги заключается
в том, что современный человек, освобожденный
от оков доиндивидуалистического общества,
не приобрел свободы в смысле реализации
его личности, то есть реализации его интеллектуальных,
эмоциональных и чувственных способностей.
Свобода принесла человеку независимость
и рациональность его существования, но
в тоже время изолировала его, пробудила
в нем чувство бессилия и тревоги. Эта
изоляция непереносима, и человек оказывается
перед выбором: либо избавиться от свободы
с помощью новой зависимости, нового подчинения,
либо дорасти до полной реализации позитивной
свободы, основанной на неповторимости
и индивидуальности каждого.
В предисловии к 25-му изданию Фромм спрашивает
себя, сохранились ли социальные и психологические
тенденции, затронутые в его книге 25 лет
назад и отвечает утвердительно, объясняя
это появлением новых причин, вызывающих
страх у человека перед свободой. Это открытие
атомной энергии и возможность ее использования
в деструктивных целях. Это кибернетическая
революция, в ходе которой "... мозг его
[человека] и нервные реакции заменяют
машины". Это безработица и демографический
взрыв.
Задаваясь вопросом о полезности теоретических
открытий социальной психологии, Фромм
признается в том, что дать на него однозначный
и убедительный ответ сложно. Пессимизм
автора в отношении теории психологии
вызван его уверенностью в важности осознания
индивидуальных и социальных реалий. По
Фромму, человеческий мозг живет в двадцатом
веке, сердце же большинства людей- в каменном.
Отсюда недостаточная зрелость людей
быть независимыми, разумными и объективными;
неспособность вынести то, что человек
предоставлен собственным силам и сам
должен придать смысл своей жизни; подавление
иррациональных страстей - влечения к
разрушению, ненависти, зависти и мести,
вместо этого наблюдается преклонение
перед властью, деньгами, суверенным государством,
нацией; превращение учений духовных вождей
человечества в клубок суеверий и идолопоклонства.
По мнению автора, результатом такого
конфликта между преждевременной интеллектуально-технической
зрелостью и эмоциональной отсталостью
может быть самоуничтожение человечества,
единственный же ключ к недопущению этого
кроется в понимании фактов нашего социального
бытия; в осознании, повышающего способность
к объективности и разумному суждению.
По Фромму, рассчитывать на преодоление
заблуждений сердца на протяжении жизни
одного поколения - нельзя; на то, чтобы
перерасти свою дочеловеческую историю,
длившуюся сотни тысяч лет, человечество
затратит неизмеримо больше (чем время
жизни одного поколения). А для этого и
необходимо развитие динамической социальной
психологии, которая в состоянии противодействовать
опасностям, вызванным прогрессом физики
и медицины.
В первой главе книги Эрих Фромм ставит
вопрос о том, является ли свобода психологической
проблемой. Рассматривая фашистские режимы
и отмечая тот факт, что " в Германии
миллионы людей отказались от своей свободы
с таким же пылом, с каким боролись за нее",
Фромм делает вывод: "если на свободу
нападают во имя антифашизма, угроза не
становится меньше, чем при нападении
самого фашизма", подразумевая под фашизмом
диктатуру типа итальянской или германской.
Кроме этого, для результативной борьбы
с фашизмом необходимо понимать его сущность,
борьба же без понимания неадекватна и
бесполезна. Развивая мысль, Фромм констатирует
факт, что к моменту прихода фашизма к
власти люди не были к этому готовы - ни
практически, ни теоретически. В числе
тех, кто "осмелился потревожить благодушный
оптимизм девятнадцатого века" автор
называет Ницше, Маркса и Фрейда. Отдавая
должное Фрейду в плане изучения подсознательных
процессов, Фромм критикует его за зажатость
в рамках им же построенной теории, что
обусловило бесплодность попыток приложения
фрейдовского психоанализа к решению
социальных проблем. К другим заблуждениям
Фрейда Фромм относит антисоциальность
человеческой природы, статичное отношение
человека к обществу, проведение тесных
параллелей между полем человеческих
взаимоотношений и рынком.
Тем не менее, Фромм закладывает в основу
своего анализа фундаментальные открытия
Фрейда - роль подсознательных сил в человеческом
характере и зависимость этих сил от внешних
воздействий, подчеркивая, что его анализ,
кроме того, основан на предположении
о наличии особой связи индивида с внешним
миром и динамичности связи между человеком
и обществом.
Далее Фромм вводит понятие адаптации.
Статическая адаптация есть появление
новых привычек, характер же человека
остается при этом неизменным. Динамическую
адаптацию Фромм объясняет на примере
ребенка, подчиняющегося строгому отцу.
Подавленная враждебность, которая может
развиться по отношению к отцу, становится
динамическим фактором характера. Она
может усилить страх ребенка перед отцом
и привести тем самым к еще большему подчинению;
может вызвать беспредметный бунт против
жизни вообще. Далее Фромм определяет
невроз как пример динамической адаптации
к таким условиям, которые являются для
индивида иррациональными. Однако обратное,
вообще говоря, неверно: "... социально-психологические
явления, проявляющиеся у целых общественных
групп и сопоставимые с невротическими,
например наличие ярко выраженных разрушительных
или садистских импульсов, иллюстрируют
динамическую адаптацию к социальным
условиям, иррациональным и вредным для
взрослых людей. Почему такие явления
нельзя считать невротическими, мы обсудим
позднее".
Далее Фромм ставит вопрос о том, что заставляет
людей приспосабливаться почти к любым
условиям жизни и о границах этой приспособляемости.
Отвечая на него, он выделяет приобретенные
потребности (изначально не присущие человеку)
и потребности физиологические (обусловленные
человеческой природой). Для удовлетворения
потребностей человек должен трудиться,
условия же его работы определяются тем
обществом, в котором он родился. Оба фактора
- потребность жить и социальная система
- не могут быть изменены отдельным индивидом
и именно они определяют развитие тех
его черт, которые имеют большую пластичность.
Кроме физиологических потребностей существует
потребность связи с окружающим миром,
не связанная с физическим контактом,
неудовлетворение которой (моральная
изоляция) приводит к возникновению психических
расстройств.
По Фромму, существует еще одна причина,
обусловливающая необходимость принадлежности
к обществу: субъективное самопознание.
Способность мыслить позволяет человеку
осознать себя как индивидуальное существо;
сознавая свою отдельность, неизбежность
болезней и старости, человек не может
не чувствовать свою незначительность
в сравнении с окружающим миром. Если человек
не имеет возможности отнести себя к какой-либо
системе, которая бы направляла его жизнь
и придавала ей смысл, его переполняют
сомнения, которые в итоге парализуют
его способности действовать, то есть
жить. Основные положения социальной психологии
Фромма заключается в том, что:
а) человек есть продукт исторической
эволюции в синтезе с врожденными законами,
но не то или другое в отдельности;
б) у человека существуют физиологические
потребности и ему свойственно избегать
морального одиночества;
в) в процессе динамической адаптации
у индивида развивается ряд стимулов,
мотивирующих его чувства и действия;
г) стремление к удовлетворению этих новых
потребностей становится силой, воздействующей
на процесс общественного развития.
Главная идея книги, по Фромму, которую
он закладывает в основу своего исследования,
заключается в следующем: "Человек перерастает
свое первоначальное единство с природой
и с остальными людьми, человек становится
"индивидом" - и чем дальше заходит
этот процесс, тем категоричнее альтернатива,
встающая перед человеком. Он должен суметь
воссоединиться с миром в спонтанности
любви и творческого труда или найти себе
какую-то опору с помощью таких связей
с этим миром, которые уничтожают его природу
и индивидуальность".
Во второй главе Фромм обсуждает концепцию,
необходимую для анализа вопроса о том,
что есть свобода для современного человека.
Этой концепцией является утверждение
о том, что свобода определяет человеческое
существование как таковое, причем понятие
свободы прогрессирует вместе со степенью
осознания человеком себя самого как независимого
и отдельного существа. Связь, существующую
между индивидом и внешним миром, существующую
до того момента, как процесс индивидуализации
приводит к полному обособлению индивида,
Фромм называет "первичными узами",
противопоставляя их тем новым связям,
которые появляются после освобождения
от первичных уз. В качестве примера он
приводит ребенка, связанного с матерью
первые годы жизни, связь первобытного
человека с племенем и средневекового
- с церковью и сословием, к которому тот
принадлежит.
Освобождению от первичных связей сопутствует
процесс осознания ребенком своей индивидуальности
и возникновение ряда фрустраций, еще
больше ускоряющий переход. Для иллюстрации
этого эффекта Фромм приводит отрывок
из романа "Сильный ветер на Ямайке"
Р. Хьюза. Помимо замены одних связей другими,
по мнению Фромма, у ребенка по мере роста
развивается стремление к свободе и независимости.
Для выяснения характера этого стремления
автор рассматривает два аспекта процесса
растущей индивидуализации: развитие
и интеграция физической, эмоциональной
и интеллектуальной сфер - развитие личности,
обусловленное в основном социальными
условиями. Второй аспект - растущее одиночество,
сопутствующее освобождению от первичных
уз, обеспечивавших ранее фундаментальное
единство с окружающим миром и ощущение
полной безопасности. Возникающее стремление
побороть чувство одиночества приводит
в норме к образованию новых связей, отличных
от первичных: спонтанных связей с людьми
и природой. Однако существует опасное
отклонение, заключающееся в том, что индивид,
активно не желая строить новые связи,
стремится вернуться к прежним, а поскольку
это физически невозможно, подобное подчинение
приводит к развитию у ребенка враждебности
и мятежности, направленных против людей,
от которых он продолжает зависеть.
Разрыв между процессом индивидуализации,
который происходит автоматически и процессом
развития личности, который сдерживается
рядом психосоциальных причин, приводит,
по Фромму, к сильному чувству изоляции,
которое запускает в работу психические
механизмы, названные автором механизмами
бегства.
Далее, сопоставляя степень развития инстинктов
у животных и у человека. Фромм приходит
к выводу о том, что человеческое существование
и свобода неразделимы с самого начала,
понимая под свободой негативную свободу
от инстинктивной предопределенности
действий. По Фромму, именно биологическое
несовершенство человека привело к появлению
цивилизации. Связь между человеком и
свободой хорошо отражена в библейском
мифе об изгнании из рая. Нарушение установленного
порядка является, по сути, актом свободы
- первым человеческим актом вообще. Таким
образом, акт свободы (неподчинения) прямо
связывается с началом человеческого
мышления. Процесс развития свободы носит,
по Фромму, диалектический характер: с
одной стороны и негативную свободу от
инстинктивной предопределенности действий.
По Фромму, именно биологическое несовершенство
человека привело к появлению цивилизации.
Связь между человеком и свободой хорошо
отражена в библейском мифе об изгнании
из рая. Нарушение установленного порядка
является, по сути, актом свободы - первым
человеческим актом вообще. Таким образом,
акт свободы (неподчинения) прямо связывается
с началом человеческого мышления. Процесс
развития свободы носит, по Фромму, диалектический
характер: с одной стороны - это развитие
человека, с другой - усиление изоляции,
приводящее к росту чувства бессилия.
Исследование роли свободы в современном
обществе Фромм начинает с анализа обстановки,
существовавшей в Европе в средние века
и начале Нового времени. Перемены в экономике
тогда оказали сильное влияние на психику
людей. В этот же период возникает и новая
концепция свободы, выраженная в религиозных
доктринах того времени.
Средневековое общество характеризовалось
отсутствием личной свободы. Перемещение
из одного социального класса в другой
было невозможным, часто оказывалось невозможным
перемещение географическое. Личная, экономическая
и общественная жизнь регламентировалась
строгим сводом правил. Однако благодаря
этому человек был скреплен со вполне
определенной социальной ролью (крестьянин,
ремесленник и т.д.); это не был индивид,
занимающийся тем или иным делом по своему
выбору. Впрочем, несмотря на отсутствие
индивидуализма в современном смысле,
конкретный индивидуализм в реальной
жизни имел массу проявлений. Средневековое
общество же, давая человеку ощущение
уверенности, держало его в цепких оковах
- человек видел себя сквозь призму общественной
роли и представители разных социальных
слоев не имели отношений.
У современного общества, по мнению Фромма,
сложился взгляд на проблему свободы,
заключающийся в том, что защита завоеванной
свободы от сил, которые на нее покушаются
- единственная необходимая вещь; в то
время как необходимо добиваться свободы,
позволяющей реализовать личность, поверить
в себя и в жизнь вообще. Капитализм не
только освободил человека от традиционных
уз, но и внес большой вклад в развитие
позитивной свободы; с другой стороны,
капитализм сделал человека еще более
одиноким, изолированным, подверженным
чувству ничтожности и бессилия. Учения
Реформации предопределили процесс уничтожения
связей между отдельными индивидами через
принцип частной инициативы: в католицизме
отношение к богу основано на принадлежности
к церкви, протестантство оставило индивида
один на один с богом, вера Лютера носила
субъективный характер, Кальвин же пропагандировал
убежденность в спасении, носившую столь
же субъективный характер. "Индивидуалистическое
отношение к богу было психологической
подготовкой к индивидуализму человека
в мирной жизни".
Вместе с самоутверждением индивида капитализм
принес с собой самоотрицание и аскетизм:
целью жизни стала экономическая деятельность,
финансовый успех и материальная выгода.
Принцип работы ради накопления капитала
объективно сыграл большую положительную
роль в развитии человечества - именно
рост производительных сил позволяет
представить такое будущее, пишет Фромм,
в котором прекратится борьба за удовлетворение
самых насущных материальных нужд, - но
субъективно он заставил человека работать
на чужие цели и усилил в нем чувство личной
ничтожности и бессилия. Подход Эриха
Фромма основывается на предположении
о том, что культура коренится в социальном
характере. Сам он формируется образом
жизни общества, но его доминантные черты
становятся созидательными силами, формирующими
социальный процесс. Рассматривая с этой
точки зрения проблему духа протестантства
и капитализма, Фромм показал, что "падение
средневекового общества угрожало среднему
классу; что эта угроза вызвала чувство
изоляции, бессилия и сомнения; что эта
психологическая перемена обусловила
притягательность доктрин Лютера и Кальвина;
что эти доктрины усилили и закрепили
изменения в структуре личности и что
развившиеся новые черты личности стали
эффективными силами развития капитализма,
который в свою очередь возник в результате
экономических и политических перемен".
Что касается нацизма, Фромм говорит об
усилении садистских и мазохистских черт
характера у низов среднего класса в ответ
на экономические перемены. "Нацистская
идеология еще более усилила их, а затем
эти новые черты характера стали эффективными
силами, работающими на экспансию германского
империализма. В обоих случаях мы видим,
что, когда определенному классу угрожает
опасность новых экономических тенденций,
этот класс реагирует на угрозу психологически
и идеологически; причем психологические
изменения, вызванные такой реакцией,
способствуют развитию все тех же экономических
тенденций вопреки экономическим интересам
данного класса".
Механизм действия экономических, психологических
и идеологических факторов, по мнению
Фромма, следующий: внешняя обстановка
ведет к изменению самого человека, а психологические
факторы, в свою очередь, способствуют
дальнейшему развитию экономического
и социального процесса. "Здесь действуют
экономические силы, но их нужно рассматривать
не как психологические мотивации, а как
объективные условия; действуют и психологические
силы, но необходимо помнить, что сами
они исторически обусловлены; действуют
и идеи, но их основой является вся психологическая
структура членов определенной социальной
группы. Несмотря на взаимозависимость
экономических, психологических и идеологических
факторов, каждый из них обладает и некоторой
самостоятельностью. Особенно это касается
экономического развития, которое происходит
по собственным законам, будучи обусловлено
такими объективными факторами, как природные
ресурсы, техника, географическое положение
и т.д. Что касается психологических сил,
мы показали, что это верно и для них: они
определяются внешними условиями жизни,
но имеют и свою собственную динамику,
то есть они являются проявлением человеческих
потребностей, которые могут быть как-то
видоизменены, но уничтожены быть не могут.
В сфере идеологии мы обнаруживаем такую
же автономию, которая связана с законами
логики и с традицией научного познания,
сложившейся в ходе истории".
Основной принцип своего подхода Фромм
объясняет, пользуясь понятием социального
характера. "Социальный характер - это
результат динамической адаптации человеческой
природы к общественному строю. Изменения
социальных условий приводят к изменению
социального характера, то есть к появлению
новых потребностей и тревог. Эти новые
потребности порождают новые идеи, в то
же время подготавливая людей к их восприятию.
Новые идеи, в свою очередь, укрепляют
и усиливают новый социальный характер
и направляют человеческую деятельность
в новое русло.
Иными словами, социальные условия влияют
на идеологические явления через социальный
характер, но этот характер не является
результатом пассивного приспособления
к социальным условиям; социальный характер
- это результат динамической адаптации
на основе неотъемлемых свойств человеческой
природы, заложенных биологически либо
возникших в ходе истории".
4.Механизмы бегства
Как люди преодолевают чувства одиночества,
собственной незначимости и отчужденности,
сопутствующие свободе? Один путь – отказаться
от свободы и подавить свою индивидуальность.
Фромм описал несколько стратегий, используемых
людьми, чтобы "убежать от свободы".
Первый из них – авторитаризм, определяемый как "тенденция
соединить самого себя с кем-то или чем-то
внешним, чтобы обрести силу, утраченную
индивидуальным Я". Авторитаризм проявляется
как в мазохистских, так и в садистских
тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма
люди проявляют в отношениях с окружающими
чрезмерную зависимость, подчиненность
и беспомощность. Садистская форма, наоборот,
выражается в эксплуатации других, доминировании
и контроле над ними. Фромм утверждал,
что у одного и того же индивидуума обычно
присутствуют обе тенденции. Например,
в высокоавторитарной военной структуре
человек может добровольно подчиняться
командам высших офицеров и унижать или
жестоко эксплуатировать подчиненных.
Второй способ бегства – деструктивность. Следуя этой тенденции,
человек пытается преодолевать чувство
неполноценности, уничтожая или покоряя
других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь
– общераспространенные примеры рационализации
деструктивных действий.
Наконец, люди могут избавиться от одиночества
и отчужденности путем абсолютного подчинениясоциальн
Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным
механизмам бегства от свободы, существует
также опыт позитивной свободы, благодаря
которому можно избавиться от чувства
одиночества и отстраненности
5.Позитивная
свобода
Фромм считал, что люди могут быть самостоятельными
и уникальными, не теряя при этом ощущения
единения с другими людьми и обществом.
Он называл вид свободы, при которой человек
чувствует себя частью мира и в то же время
не зависит от него, позитивной свободой. Достижение
позитивной свободы требует от людей спонтанной
активности в жизни. Фромм отмечал, что
спонтанную активность мы наблюдаем у
детей, которые обычно действуют в соответствии
со своей внутренней природой, а не согласно
социальным нормам и запретам. В своей
книге "Искусство любви", одной из
наиболее известных, Фромм подчеркивал,
что любовь и труд – это ключевые компоненты,
с помощью которых осуществляется развитие
позитивной свободы посредством проявления
спонтанной активности. Благодаря любви
и труду люди вновь объединяются с другими,
не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности
или цельности.
6.Экзистенциальные
потребности человека
До сих пор мы говорили о том, что Фромм
описывает существование человека в терминах
отделения от природы и изоляции от окружающих.
Помимо этого, по его убеждению, в природе
человека заложены уникальные экзистенциальные
потребности. Они не имеют ничего общего
с социальными и агрессивными инстинктами.
Фромм утверждал, что конфликт между стремлением
к свободе и стремлением к безопасности
представляет собой наиболее мощную мотивационную
силу в жизни людей . Дихотомия свобода-безопасность,
этот универсальный и неизбежный факт
природы человека, обусловлен экзистенциальными
потребностями. Фромм выделил пять основных
экзистенциальных потребностей человека.
1. Потребность
в установлении связей. Чтобы преодолеть
ощущение изоляции от природы и отчужденности,
всем людям необходимо о ком-то заботиться,
принимать в ком-то участие и нести ответственность
за кого-то. Идеальный путь связи с миром
осуществляется посредством "продуктивной
любви", помогающей людям трудиться
вместе и в то же время сохранять свою
индивидуальность. Если потребность в
установлении связей не удовлетворена,
люди становятся нарциссичными: они отстаивают
только свои эгоистические интересы и
не способны доверяться другим.
2. Потребность
в преодолении. Все люди нуждаются
в преодолении своей пассивной животной
природы, чтобы стать активными и творческими
созидателями своей жизни. Оптимальное
разрешение этой потребности заключается
в созидании. Дело созидания (идеи, искусство,
материальные ценности или воспитание
детей) позволяет людям подняться над
случайностью и пассивностью их существования
и тем самым достичь чувства свободы и
собственной значимости. Невозможность
удовлетворения этой жизненно важной
потребности является причиной деструктивности.
3. Потребность
в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы
ощущать себя неотъемлемой частью мира.
Согласно Фромму, эта потребность возникает
с самого появления на свет, когда разрываются
биологические связи с матерью. К концу
детства каждый человек отказывается
от безопасности, которую обеспечивает
родительская опека. В поздней зрелости
каждый человек сталкивается с реальностью
отрыва от самой жизни, когда приближается
смерть. Поэтому на протяжении всей своей
жизни люди испытывают потребность в корнях,
основах, в чувстве стабильности и прочности,
сходным с ощущением безопасности, которое
в детстве давала связь с матерью. Наоборот,
те, кто сохраняют симбиотические связи
со своими родителями, домом или сообществом
как способ удовлетворения своей потребности
в корнях, не способны ощущать свою личностную
цельность и свободу.
4. Потребность
в самотождественности. Фромм считал,
что все люди испытывают внутреннюю потребность
тождества с самими собой, – в самотождественности,
благодаря которой они чувствуют свою
непохожесть на других и осознают, кто
они и что собой представляют на самом
деле. Короче говоря, каждый человек должен
быть способен сказать: "Я – это я".
Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием
своей индивидуальности воспринимают
себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно
следующих чьим-то указаниям. Копирование
чьего-либо поведения, доходящее даже
до степени слепой конформности, не дает
возможности человеку достичь подлинной
самотождественности, ощущения себя собой.
5. Потребность
в системе взглядов и преданности. Наконец,
согласно Фромму, людям необходима стабильная
и постоянная опора для объяснения сложности
мира. Эта система ориентации представляет
собой совокупность убеждений, позволяющих
людям воспринимать и постигать реальность,
без чего они постоянно оказывались бы
в тупике и были неспособны действовать
целеустремленно. Фромм особо подчеркивал
значение формирования объективного и
рационального взгляда на природу и общество.
Он утверждал, что рациональный подход
абсолютно необходим для сохранения здоровья,
в том числе и психического.
Люди нуждаются также и в объекте преданности,
в посвящении себя чему-то или кому-то
(высшей цели или Богу), в чем заключался
бы для них смысл жизни. Такое посвящение
дает возможность преодоления изолированного
существования и наделяет жизнь смыслом.
Рассматривая человеческие потребности
в экономико-политическом контексте, Фромм
утверждал, что выражение и удовлетворение
этих потребностей зависит от типа социальных
условий, в которых живет индивидуум. В
сущности, возможности удовлетворения
экзистенциальных потребностей, которые
предоставляет людям определенное общество,
формируют у них структуру личности –
то, что Фромм называл "основными ориентациями
характера". Более того, в теории Фромма,
как и у Фрейда, ориентации характера человека
рассматриваются как стабильные и не меняющиеся
со временем.
7.Социальные
типы характера
Фромм выделял пять социальных типов характера,
превалирующих в современных обществах.
Эти социальные типы, или формы установления
отношений с другими, представляют собой
взаимодействие экзистенциальных потребностей
и социального контекста, в котором живут
люди. Фромм разделил их на два больших
класса: непродуктивные (нездоровые) и
продуктивные (здоровые) типы. К категории
непродуктивных относятся рецептивный,
эксплуатирующий, накапливающий и рыночный
типы характера. Категорию продуктивных
представляет тип идеального психического
здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал,
что ни один из этих типов характера не
существует в чистом виде, поскольку непродуктивные
и продуктивные качества сочетаются у
разных людей в разных пропорциях. Следовательно,
влияние данного социального типа характера
на психическое здоровье или болезнь зависит
от соотношения позитивных и негативных
черт, проявляющихся у индивидуума.
1. Рецептивные
типы убеждены в том, что источник всего
хорошего в жизни находится вне их самих.
Они открыто зависимы и пассивны, не способны
делать что-либо без посторонней помощи
и думают, что их основная задача в жизни
– скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных
индивидуумов можно охарактеризовать
как пассивных, доверчивых и сентиментальных.
Если отбросить крайности, то люди с рецептивной
ориентацией могут быть оптимистичными
и идеалистичными.
2. Эксплуатирующие
типы берут все, что им нужно или о чем
они мечтают, силой или изобретательностью.
Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому
добиваются любви, обладания, идей и эмоций,
заимствуя все это у других. Негативными
чертами эксплуатирующего характера являются
агрессивность, надменность и самонадеянность,
эгоцентризм и склонность к соблазнению.
К положительным качествам относятся
уверенность в себе, чувство собственного
достоинства и импульсивность.
3. Накапливающие
типы пытаются обладать как можно большим
количеством материальных благ, власти
и любви; они стремятся избегать любых
поползновений на свои накопления. В отличие
от первых двух типов, "накопители"
тяготеют к прошлому, их отпугивает все
новое. Они напоминают анально-удерживающую
личность по Фрейду: ригидные, подозрительные
и упрямые. Согласно Фромму, у них есть
и некоторые положительные особенности
– предусмотрительность, лояльность и
сдержанность.
4. Рыночный
тип исходит из убеждения, что личность
оценивается как товар, который можно
продать или выгодно обменять. Эти люди
заинтересованы в сохранении приятной
внешности, знакомствах с нужными людьми
и готовы продемонстрировать любую личностную
черту, которая повысила бы их шансы на
успех в деле продажи себя потенциальным
заказчикам. Их отношения с окружающими
поверхностны, их девиз – "Я такой, каким
вы хотите меня видеть".
Кроме предельной отстраненности, рыночная
ориентация может быть описана с помощью
следующих ключевых черт характера: оппортунистический,
бесцельный, бестактный, неразборчивый
в средствах и опустошенный. Их положительные
качества – открытость, любознательность
и щедрость. Фромм рассматривал "рыночную"
личность как продукт современного капиталистического
общества, сформировавшегося в США и западноевропейских
странах.
5. В противоположность непродуктивной
ориентации, продуктивный характер представляет
собой, с точки зрения Фромма, конечную
цель в развитии человека. Этот тип – независимый,
честный, спокойный, любящий, творческий
и совершающий социально-полезные поступки.
Из работ Фромма видно, что он рассматривал
эту ориентацию как ответ на противоречия
человеческого существования, присущие
обществу. В ней проявляется способность
человека к продуктивному логическому
мышлению, любви и труду. Благодаря продуктивному
мышлению люди узнают, кто они такие, и
поэтому освобождаются от самообмана.
Сила продуктивной любви дает возможность
людям горячо любить все живое на Земле
(биофилия). Фромм определял биофилию с
помощью таких качеств, как забота, ответственность,
уважение и знание. Наконец, продуктивный
труд обеспечивает возможность производства
предметов, необходимых для жизни, благодаря
творческому самовыражению. Результатом
проявления всех вышеперечисленных сил,
свойственных всем людям, является зрелая
и целостная структура характера.
По существу, продуктивная ориентация
в гуманистической теории Фромма – это
идеальное состояние человека. Вряд ли
кто-нибудь достигал всех характеристик
продуктивной личности. В то же время Фромм
был убежден, что в результате коренной
социальной реформы продуктивная ориентация
может стать доминирующим типом в любой
культуре. Совершенное общество рисовалось
Фромму таким, в котором находят удовлетворение
базисные потребности человека. Он называл
это общество гуманистическим общинным
социализмом.
Заключение
Теория Фромма пытается показать, как
обширные социокультурные влияния взаимодействуют
с уникальными человеческими потребностями
в процессе формирования личности. Его
принципиальный тезис заключался в том,
что структура характера (типы личности)
связана с определенными социальными
структурами. Придерживаясь гуманистических
традиций, он также утверждал, что в результате
радикальных социальных и экономических
изменений можно создать общество, в условиях
которого удовлетворялись бы и индивидуальные,
и общественные потребности.
К сожалению, большинство теоретических
убеждений Фромма, особенно его теория
развития характера, были сформулированы
настолько глобально, что они недоступны
эмпирическому изучению. Фактически, было
сделано очень мало подобных попыток.
Изучение клинических случаев и наблюдения
над другими культурами представляет
собой единственный источник подтверждения
его концепции. Тем не менее, книги Фромма
не утратили своей популярности как в
профессиональной среде, так и среди простых
читателей во всем мире. Бесчисленное
множество людей считают его убедительные
и наталкивающие на размышления комментарии
по широкому спектру социальных проблем
созвучными современности.
Список
литературы.
1. «Теория личности, основные положения»
Ларри Хьелл, Дэниэл Зиглер 1997г/ перевод
Милиневской С., И.Д. Викторовой 2006г.
2. Философия (конспект лекции) Автор-сост.:Якушев
А.В. Приор.М.2001.
3. Философия: Учебник для вузов// Миголатьев
А.А.Юнити-Дана.М.2001
4. Философия: Учебное пособие/ под общ.ред.
Лукашевича В.К.// Лукашевич В.К., Белокурский
В.М., Мамыкин И.Н. и др. БГЭУ.Минск.2001
5. Философия человека: от метафизики к
метаантропологии.(Серия «Проблема человека»/вып.3)//Халитов
Н.В. ника-Центр.М.2002.
6. Хрестоматия по философии: Учебное пособие.
2-е изд., переработанное и дополненное/
Сост. Алексеев П.В., Панин А.В.ПБОЮЛ М.А.Захаров.
М.2001