Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 21:11, контрольная работа
В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте.
1. Введение……………………………………………….3
2. Основная часть………………………………………..4
3. Заключение…………………………..………………11
4. Список литературы………………………………….12
Период формальных операций (11/12-14/15 лет).
В рамках формально-логического интеллекта мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Наличие этого уровня мышления позволяет подросткам решать задачи
в уме, как бы «прокручивая» в голове все возможные варианты решения задачи, и только после этого опытным путем проверять предполагаемые результаты.
Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций -способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Реальность и собственные убеждения ребёнка перестают необходимым образом определять ход рассуждения.
Познание становится
гипотетико-дедуктивным
Ребёнок приобретает
способность мыслить предложени
Классический эксперимент демонстрирует способности, которые появляются у ребёнка на стадии формальных операций. Ребёнку дают бутылочку с жидкостью и показывают, как добавление нескольких капель этой жидкости в стакан с другой неизвестной ребёнку жидкостью заставляет её окраситься в жёлтый цвет. После этого ребёнок получает четыре колбы с разными, но бесцветными и неразличимыми по запаху жидкостями, и его просят воспроизвести жёлтый цвет, пользуясь этими четырьмя колбами по своему усмотрению. Этот результат достигается соединением жидкостей из колб 1 и 3; прийти к этому решению можно, последовательно перебрав сначала одну за другой все жидкости из четырёх колб, а затем все возможные парные сочетания жидкостей. Эксперимент показал, что такой систематический перебор парных комбинаций доступен только для ребёнка, находящегося на стадии формальных операций. Младшие дети ограничиваются несколькими сочетаниями жидкостей, не исчерпывающими всех возможных комбинаций.
Существуют и более поздние исследования стадии формальных операций, дополняющие и уточняющие результаты Жана Пиаже. Были обнаружены элементы формально-операционального мышления у интеллектуально одарённых детей младшего возраста. Напротив, некоторые подростки и взрослые не достигают истинного формально-операционального мышления из-за ограниченных способностей или особенностей культуры. Так, в одном из исследований решения вербальных задач, требующих логического рассуждения, был выявлен линейный рост числа школьников, решающих задачи в соответствии с критериями стадии формальных операций, от 4-го к 12-му классу (приблизительно от 10-15% к 80% соответственно).
Переход к формальным операциям не совершенно резок и универсален, но более специфичен по отношению к областям знания, в которых подросток особенно компетентен.
Возраст, в котором ребёнок достигает стадии формальных операций, зависит от того, к какому социальному слою он принадлежит. Даже подростки и взрослые с высоким интеллектом не всегда решают задачи на доступном им уровне формально-операционального мышления. Это может происходить, если задача кажется человеку слишком далёкой от реальности, если человек утомлён, скучает, чрезмерно эмоционально возбужден.
Таким образом, теория Пиаже дала множество основных понятий в области психологии развития и исследует рост разумности, которая, по Пиаже, означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром. Теория рассматривает появление и построение схем – схем того как воспринимается мир – в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представлений информации в мозге.
Теория считается «
действий в окружающей среде.
Заключение.
Создателем наиболее
глубокой и влиятельной теории развития
интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896-1980). Он преобразовал
основные понятия других школ: бихевиоризма
(взамен понятия реакции он выдвинул понятие
операции), гештальтизма (гештальт уступил
место понятию структуры) и Жане (переняв
у него принцип интериоризации, восходящий
к Сеченову).
Свои новые теоретические представления
Пиаже строил на прочном эмпирическом
фундаменте - на материале развития мышления
и речи у ребенка. В работах начала
20-х голов «Речь и мышление ребенка», «Суждение
и умозаключение у ребенка» и др. Пиаже
на основе примененного им метода беседы
(детям задавались вопросы, например, отчего
движутся облака, вода, ветер? Откуда происходят
сны? Почему плавает лодка? и т. п.), сделал
любопытный вывод: если взрослый размышляет
социально (мысленно обращаясь к другим
людям) даже наедине с самим собой, то ребенок
размышляет или говорит эгоцентрично
ни к кому не обращаясь, и в присутствии
других людей. Принцип эгоцентризма
царит над мыслью дошкольника, который
сосредоточен на своей позиции (интересах.
влечениях) и не способен стать на место
другого, критически оценить своп суждения
со стороны.
Пиаже выделил
несколько стадий в эволюции детской
мысли: например, своеобразную магию, когда ребенок надеется с помощью
слова или жеста изменить внешний предмет;
или же своеобразный анимизм, когда предмет
наделяется волей или жизнью («солнце
движется, потому что оно живое»). Будучи
неспособен мыслить абстрактными понятиями,
соотносить их, ребенок опираются в своих
объяснениях на конкретные случаи.
В дальнейшем Пиаже свел все эти стадии
к четырем возрастным периодам. Первоначально
(до двух лет) детская мысль содержится
в предметных действиях; затем (от двух
до семи лет) они интериоризируются (переходит
из внешних во внутренние), становятся
предоперациями (действиями) ума; на третьей
стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные
операции; на четвертой (от 11 до 15 лет) -
формальные операции, когда мысль ребенка
способна строить логически обоснованные
гипотезы, из которых делаются дедуктивные
(от общего к частному) умозаключения.
Операции не совершаются изолированно:
будучи взаимосвязаны, они создают устойчивые
и в то же время подвижные структуры. Стабильность
структур возможна только благодаря активности
организма, его напряженной борьбе с разрушающими
ее силами.
Стадийное развитие системы психических
действий - такой представил Пиаже картину
сознания.
Список литературы.
Информация о работе Теория когнитивного развития (Ж. Пиаже), концепция стадий