Терапевтическое
учреждение - это лаборатория, в которой
психотерапевт помогает клиенту
развивать и апробировать новые
гипотезы, как в клинической ситуации,
так и вне ее. Психотерапевт
активно направляет и стимулирует
клиента интерпретировать события по-новому,
не так, как он делал это раньше. Если новые
конструкты подходят, клиент может использовать
их в будущем; если нет - разрабатываются
и проверяются другие гипотезы. Наука,
следовательно, - это модель, которую клиенты
используют для интерпретирования своей
жизни по-новому. Наряду с этим психотерапевт
должен сделать доступными факты, по которым
клиент может проверить свои гипотезы
(информационная обратная связь). Предоставляя
эти данные в форме реакций на разнообразные
конструкты клиента, клиницист дает ему
возможность реорганизовать и валидизировать
свою конструктную систему - возможность,
которая обычно ему не доступна. В результате,
по Келли, клиент формирует структуру
с большей прогностической эффективностью,
чем раньше. Келли не остановился на этой
уникальной интерпретации задачи психотерапии
и разработал собственный специфический
метод - терапию фиксированной роли. Она
основана на положении, что люди - это не
только то, чем они себя представляют,
но также и то, что они делают. Более конкретно,
он полагал, что роль психотерапевта -
воодушевить клиента и помочь ему изменить
свое открытое поведение. В свою очередь,
это изменение позволит клиенту осознать
и интерпретировать себя иначе, тем самым
становясь новым, более эффективным человеком.
Процесс начинается
с оценки, когда пациент пишет
в третьем лице очерк самохарактеристики.
Характеристика может быть составлена
в свободной форме, клиент получает
только следующую инструкцию: "Я
хочу, чтобы вы написали заметки
о характере Гарри Брауна, как если бы он был главным
героем в пьесе. Напишите о нем так, как
мог бы написать друг, который знает его
очень близко и очень хорошо к нему относится,
возможно, лучше, чем кто-либо другой, кто
знает его. Пишите о нем в третьем лице.
Например, начните: "Гарри Браун - это..."
Тщательное
изучение описания характера Гарри
Брауна выявит много конструктов, которые
он обычно использует в интерпретации
себя и своих отношений со значимыми
другими. А затем единственное, что
требуется - это помочь Гарри пересмотреть свою систему личностных
конструктов так, чтобы она стала для него
действенной. Средством, помогающим выполнить
эту задачу, является очерк фиксированной
роли. Основанное на информации, полученной
из очерка самохарактеристики, это, по
существу, - описание личности вымышленного
индивида, причем желательно, чтобы оно
было сделано группой опытных психотерапевтов.
Вымышленному человеку дают имя, отличное
от имени клиента, и снабжают его конструктной
системой, которая, как считают, была бы
терапевтически полезной для Гарри. Очерк
предназначен не для того, чтобы "переделать"
Гарри, скорее он приглашает его искать,
экспериментировать и - самое главное
- заново оценить себя и свою жизненную
ситуацию. Очерк фиксированной роли разработан
для того, чтобы клиент сыграл роль вымышленного
человека. Цель - побудить клиента пересмотреть
свой жизненный опыт с тем, чтобы он смог
лучше и эффективнее извлекать из него
уроки.
В следующей
стадии терапии фиксированных ролей
психотерапевт дает очерк фиксированной
роли клиенту для проверки усвоения, чтобы
определить, понимает ли клиент, каким
будет представляемый человек. Затем клиента
просят играть роль из очерка в течение
определенного времени. Из инструкции
ясно, что клиент должен читать очерк по
крайней мере трижды в день и стараться
думать, действовать, говорить и быть похожим
на вымышленного героя, изображенного
в очерке. Во время этой стадии терапевтического
процесса психотерапевт и клиент часто
встречаются, чтобы обсудить проблемы,
возникающие при исполнении новой роли.
Возможно проведение репетиций на терапевтическом
сеансе, чтобы психотерапевт и клиент
могли непосредственно разработать новую
конструктную систему. Посредством таких
приемов, как разыгрывание роли, клиента
побуждают проверять конструкты героя
очерка в контексте социальных взаимоотношений,
работы, семьи и других ключевых сфер жизни.
В течение этого периода психотерапевт
реагирует на клиента так, как если бы
он действительно был героем очерка.
Результаты
данной терапии разнородные. Одни клиенты
принимают неортодоксальный подход Келли
позитивно, другие нет. Хотя процесс терапии
очень сложен, Келли оптимистично полагал,
что при использовании положений его теории
личностных конструктов может возникнуть
более функциональная конструктная система.
Теория личностных конструктов
применима к таким аспектам опыта человека,
которые совсем не похожи на аспекты, традиционно
рассматриваемые как когнитивные. В частности,
эмоциональные состояния, психическое
здоровье и расстройства и психотерапия
- могут быть интерпретированы с точки
зрения нового направления, разработанного
Келли. Если целью Джорджа Келли при создании
когнитивной теории было, как он иногда
отмечал, стимулировать наш разум и открыть
для него невероятный диапазон жизненных
возможностей, то он действительно преуспел
в этом.
Заключение
Данная теория возникла в рамках
когнитивной психологии. Дж. Келли, являясь
основоположником этой теории (когнитивной
теории личности), основал свой подход
на философии конструктивного альтернативизма,
которая гласит, что любое событие для
человека открыто для многократного интерпретирования.
Келли сравнивал
людей с учеными, постоянно высказывающими
и проверяющими гипотезы о природе
вещей для того, чтобы можно
было дать адекватный прогноз будущих
событий. Он полагал, что люди воспринимают свой мир
при помощи четких систем или моделей,
называемых конструктами. Каждый человек
обладает уникальной конструктной системой
(личность), которую он использует для
интерпретации жизненного опыта.
Келли создал
теорию, в которой все конструкты имеют определенные
формальные диапазоны, также Келли описал
различные типы личностных конструктов:
упредительный, констелляторный, предполагающий,
всесторонний, частный, стрежневой, периферический,
жесткий и свободный.
Он также
утверждал, что личность эквивалентна личностным
конструктам, используемым человеком
для прогноза будущего.
Подходы к
личности, которые подчеркивают когнитивную
деятельность человека, имеют значительное
влияние на клиническую психологию,
где "когнитивная терапия" быстро
выходит на первое место по популярности.
Джордж Келли
сыграл ключевую роль в разработке
когнитивного направления современной
персонологии, и заслуживает особой
благодарности за то, что побудил
психологов изучать рациональные и
интеллектуальные аспекты человеческой психики. Кроме того, теория
Келли применима и к областям, далеких
от тех, которые традиционно определяют
как когнитивные.
Список использованной
литературы
1. Изард, К. Когнитивные теории эмоций и
личности / К. Изард. - М.: Флогистон, 1980.
- С.42-45.
2. Медушевская, О.М.
Теория и методология когнитивной
истории / О.М. Медушевская. - М.: РГТУ,
2008. - 358 с.
3. Солсо, Роберт Л.
Когнитивная психология / Роберт Л. Солсо. - СПб.: Питер, 2006. - 589 с.
4. Тертель, А.Л. Психология.
Курс лекций: учеб. пособие / А.
АТертель. - М.: ТК Велби, 2006. - 248 с.
5. Хьелл, Л. Теории
личности. Основные положения, исследования
и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер.
- СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
6. Шапарь, В.Б. Словарь
практического психолога / В.Б.
Шапарь. - М.: АСТ, 2004. - 800 с.