Теория коммуникативного действия Юрген Хабермас и её влияние на социальную работу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:16, лекция

Описание работы

“Юрген Хабермас – младший представитель франкфуртской школы социальной философии. Главное отличие социального учения Ю. Хабермаса – теория коммуникативного действия. Для Хабермаса коммуникация – это определенное социальное действие, важный аспект жизненного мира. Жизненный мир – это повседневная реальность человека, которую создает человек посредством действий и общения, коммуникации. Жизненный мир – продукт коммуникативного действия человека.

Файлы: 1 файл

Теория ком. действия.ppt

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

 Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

Факультет психологии и социальной  работы

Кафедра специальных психолого-педагогических  дисциплин

 

 

 

Дисциплина « Теория социальной  работы»

Презентация на тему: «Теория  коммуникативного действия Юрген  Хабермас и её влияние на  социальную работу»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса заочной формы  обучения

Специальности «Социальная работа»

Сенкевич Ольга Ивановна

 

Научный руководитель:

Лифинцев Дмитрий Валентинович

 

 

 

Калининград 2013

“Юрген Хабермас – младший  представитель франкфуртской школы  социальной философии. Главное отличие  социального учения Ю. Хабермаса  – теория коммуникативного действия. Для Хабермаса коммуникация –  это определенное социальное  действие, важный аспект жизненного  мира. Жизненный мир – это повседневная  реальность человека, которую создает  человек посредством действий  и общения, коммуникации. Жизненный  мир – продукт коммуникативного  действия человека.

Краткая биографическая  справка

Юрген Хабермас родился 18 июня 1926 года в Дюссельдорфе. С 1949 года  он изучал философию, историю, филологию, немецкую литературу и экономику  в университетах Геттингена, Цюриха  и Бонна. В 1954 году в Бонне Хабермас  получает научную степень за  работу "Абсолютное в истории. Исследование философии мирового времени Шеллинга". С 1955 по 1959 год Хабермас работает ассистентом в институте социальных исследований во Франкфурте, где в 1961 году получает премию немецкого исследовательского общества. В том же году он переходит в университет Магдебурга, где становится приват-доцентом. С 1961 по 1964 год Хабермас преподает философию в университете Гейдельберга, с 1964 по 1971 профессура по философии и социологии во Франкфуртском университете. В 1971 году Хабермас становится рабочим директором института исследований социальных условий научного и технического мира в Штарнберге. В 1975 году Хабермас прекращает научную деятельность и становится почетным профессором Франкфуртского университета, однако в 1983 году он опять начинает преподавать во Франкфуртском университете.

Процессы коммуникативного действия

 

 

 Большое внимание Хабермас уделял процессу рационализации коммуникативной деятельности. Процессы взаимодействия людей должны быть рационально истолкованными, иначе невозможна коммуникация. Основные компоненты рационализации: нормативные, т. е. опирающиеся на существующие нормы отношений и поведения людей; экспрессивные, т. е. вызванные непосредственной реакцией человека; ценностные, т. е. опирающиеся на существующие жизненные ценности людей.

 

Основные подходы «Хабермасовской  теории коммуникативной рациональности»:  
1. Хабермас осуществляет - конечно, опираясь на концепцию "рационализации" Вебера (устранение религиозно-мифологических картин мира) - "десубстанциализацию" и демифологизацию разума, прежде всего в борьбе с идеалистическими концепциями гегелевского типа.  
2. Критически преодолеваются субъективистские тенденции трансценденталистской философии, которая в оправданной борьбе против субстанциалистской метафизики перевела учение о разуме на уровень философии сознания. В борьбе с заблуждениями философии сознания Хабермас видит свою постоянную задачу.

 

3. В борьбе с субстанциализмом  и трансценденталистским субъективизмом  Хабермас, однако, не готов  пожертвовать завоеваниями традиционного  рационализма. Речь идет, скорее,  о спасении разума. 

4. Хабермас, в частности, принимает  в расчет любые подвижки традиционного  рационализма как в сторону  разработки теории действия, активности  и суверенности действующих субъектов  - личностей, так и в сторону  исследования интеракции, интерсубъективности,  т.е. познавательных, нравственно-практических,  социально-исторических аспектов  человеческого взаимодейтвия.

 

5. Свою цель Хабермас видит  в переплетении "деятельностного"  подхода, в исследовании разума  как конкретной рациональности  действия, в изучении, в частности,  интерсубъективных, коммуникативных  измерений действия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы социальных действий  в теории коммуникативных действий:

 

В современных условиях можно  выделить четыре идеальных типа  социального действия.

Первым идеальным типом является стратегическое действие, то есть действие, управляемое эгоистическими целями, при достижении которых принимается во внимание поведение хотя бы одного другого индивида. Стратегическое действие рационально в той степени, в которой деятель выбирает наиболее эффективное средство для достижения цели. Исходя из такого понимания рациональности, участники стратегического действия относятся друг к другу как к объективным средствам или препятствиям на пути достижения цели.

Вторым идеальным типом является нормативное действие √ это социальное действие, целью которого является достижение взаимовыгодных экспектаций, осуществляемое посредством подчинения своего поведения общепринятым или (в случае субкультуры) разделяемым внутри данной (референтной для деятеля) группы ценностям и нормам. Нормативное действие рационально настолько, насколько оно соответствует социально принятым стандартам поведения. Эталон нормативного действия √ такая ситуация, в которой наличные стандарты поведения выражают интересы всех участников действия.

Третий тип √ драматургическое действие, целью которого является самопрезентация, "представление самого себя" или создание публичного имиджа. Введение Хабермасом этого типа действия во многом обусловлено его интересом к разработкам Э. Гофмана в рамках "драматургического подхода". Однако у Хабермаса понятие драматургического действия или "ролевой игры" обозначает не приспособление к социально установленным формам поведения, а свободное выражение индивидуальности деятеля.

Четвертый тип действия коммуникативное действие. Целью данного типа социального действия является свободное соглашение деятелей для достижения совместных целей в определенной ситуации. В отличие от предыдущих типов, которые могут включать в себя координацию усилий участников действия, направленную лишь на то, чтобы заставить других способствовать достижению своей цели, коммуникативное действие предполагает достижение взаимопонимания между деятелями относительно всех критериев рациональности, выдвигаемых мирами референции, то есть фактически этот тип действия предполагает координацию ради нее самой.

Таким образом, мы приходим к  выводу о том, что коммуникативное действие противостоит всем трем предыдущим типам, а особенно стратегическому действию.

Создавая собственную концепцию  социального действия, Хабермас  сосредотачивает свое внимание  на том, как различные цели, выражающие  структуры "жизненного мира", способствуют координации действий участников социальной ситуации.

 

 

Жизненный мир (Lebenswelt) - это организованный и передаваемый от поколения к поколению посредством культурных традиций запас знания, сосредоточенного в культуре и, прежде всего, в языке. Этот запас знания составляет основание жизненного опыта индивида.

 

 

 

                    

 

 

 

 

Хабермас следующим образом  характеризует жизненный мир:

 * Во-первых, жизненный мир несомненно наличествует у говорящего;

* Во-вторых жизненный мир  - общий. Он непосредственен  и существует в качестве постоянного  фона. Общность жизненного мира  предшествует любому разногласию.  В отличие от знания она  не может быть отвергнута опытом,  в крайнем случае - шоковым  образом разрушена. 

* В-третьих, жизненный мир  образует среду, контекст, за  который невозможно выйти. 

Жизненный мир в целом сводится  к культуре, а сами культурные  образцы выступают как ресурсы  практики взаимопонимания.

В процессе коммуникации (коммуникативного  действия) производится и воспроизводится  культура (знания), коммуникация способствует  социальной интеграции (легитимному  порядку) и образованию личностной  идентичности.

Говоря о теории социальной  работы (эволюций) Хабермаса, следует  отметить пять ее стадий: мифопоэтическую, космологическую, религиозную, метафизическую, современную. Каждая новая стадия характеризуется большей степенью рациональности, чем предыдущая, и большей способностью отличаться от нее. Каждая последующая стадия социальной эволюции дает новые средства для решения социальных проблем, включая и возможность объяснения того, почему эти средства лучше, чем им предшествующие.

1. ПЕЙН М. СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ М. 2009Г. 
 
2. ШТОМПКА П. СОЦИОЛОГИЯ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА М. 2005Г. 
 
3. РИТЦЕР ДЖ. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СПБ 2002Г

 

ЛИТЕРАТУРА


Информация о работе Теория коммуникативного действия Юрген Хабермас и её влияние на социальную работу