Теория личности А. Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 12:29, реферат

Описание работы

Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 г. в семье еврея торговца. Кроме Альфреда в семье было еще пятеро детей, Альфред был третьим. Описывая свое детство, он вспоминает о многих трудностях и несчастьях. В течение первых двух лет жизни он был любимчиком матери, купался в ее любви и ласке. Но родился младший брат, и счастливая пора закончилась. Для ребенка это было «ножом в спину». Все детство Альфреда было связано с непрерывными болезнями, порой он был близок к смерти. Огромное влияние на него самого и на его теории оказала смерть младшего брата, когда Альфреду было всего три года.

Файлы: 1 файл

Теория личности Адлера.docx

— 25.40 Кб (Скачать файл)

Первые три типа личности – люди с низким социальным интересом, но разной степенью активности.

1. Управляющий тип –  самоуверенные и напористые люди  с очень низким социальным  интересом. Они активны, но эгоистичны. Свои жизненные проблемы они  решают во враждебной, асоциальной  манере. Пример – юные правонарушители  и наркоманы.

2. Берущий тип – люди-паразиты. Удовлетворяют свои потребности  за счет других. Социальный интерес  отсутствует.

3. Избегающий тип –  люди, не имеющие ни социального  интереса, ни достаточной активности  для решения своих проблем. Их  целью в жизни является избегание  проблем в жизни, поэтому они  уходят от всего, что может  принести неудачу.

4. Социально-полезный тип  – зрелый человек в системе  Адлера. Сочетание сильного социального  интереса и высокого уровня  активности. Такой человек проявляет  заботу о других и заинтересован  в сотрудничестве с обществом.

Порядок рождения.

 

В системе взглядов Адлера важнейшим фактором, влияющим на стиль жизни, является порядок рождения.

Первенец. Положение старшего ребенка идеально до тех пор, пока он единственный ребенок в семье. Родители целиком посвящают себя ребенку, он находится в безмятежности. Рай заканчивается, когда в семье появляется второй ребенок. «У короля отнимают трон» - это огромная травма для ребенка. Он сначала начинает бороться за возвращение утраченной позиции, но это невозможно. Занятые родители обычно отвечают на трудное поведение наказанием. В результате старший ребенок сознательно приучает себя к изоляции, учится выживать в одиночку. Старший ребенок, по Адлеру, консервативен, стремится к власти и лидерству. Поэтому старший ребенок обычно ставится хранителем семейных ценностей и установок.

Единственный ребенок. У него нет необходимости конкурировать с братьями или сестрами, поэтому такие дети часто склонны конкурировать с одним из родителей. Ребенок долго находится «под крылышком» матери и всю жизнь ожидает от общества заботы и снисхождения. Стилем жизни такого ребенка обычно становятся зависимость и эгоцентризм. Важно, что такой ребенок никогда не делил свою позицию ни с кем, у него могут быть сложности общения со сверстниками.

Второй или средний ребенок. Перед его глазами всегда стоит пример старшего брата или сестры, поэтому он вынужден постоянно конкурировать с ними с позиции слабого. Он вынужден постоянно «догонять» старших, поэтому младшие дети обычно быстрее начинают ходить и говорить.

В результате второй ребенок вырастает честолюбивым и соперничающим. Он постоянно старается доказать, сначала в семье, затем в обществе, что он не хуже. Стилем жизни такого человека становится ориентация на достижения.

Последний ребенок. Положение младшего ребенка уникально по следующим причинам:

1. Он никогда не лишается  своего привилегированного положения  и всегда остается «малышом»  и любимчиком. Его «обслуживают»  не только родители но и старшие дети.

2. Младший ребенок, особенно  в больших семьях не имеет  ничего своего, ему приходится  пользоваться чужими игрушками  и донашивать чужие вещи.

3. Он вынужден постоянно  подчиняться старшим детям, они  старшие, им больше разрешено, а  он должен «дорасти», поэтому  младший испытывает сильное чувство  неполноценности и зависимости.

Для младшего ребенка характерна самая сильная мотивация обойти других и добиться своего. В результате часто младшие дети становятся «самыми». Адлер считал, что младшие дети обычно становятся революционерами.

Заключение.

 

Личность у Адлера - это сознательная личность.

Движущие силы - противоречение между биологическим существом и пытающихся компенсировать неполноценность и чувство принадлежности к человеческому роду, требующему определенного уровня развития биологических навыков.

Развитие я - это процесс компенсации, который создал человеческую культуру, как средство сохранения человеческого рода, как средство защиты.

Направленность компенсации:

- бессознательное стремление  к власти

- бессознательное стремление  к превосходству

- бессознательное стремление  к совершенству - это внутреннее  движение, которое в процессе  социализации приводит к завершенности, как существа, сопричастного с  другими людьми.

Развитие происходит в 3-х жизненных сферах:

- в отношениях я - ты ® идеологические отношения

- продуктивной деятельности

- в любви.

Основы адлеровской терапии:

1) социальные детерминанты  развития личности более мощные, чем сексуальные.

2) людей можно лучше  понять, наблюдая, где они собираются  и за что они борются, людьми  движет преодоление собственной  неполноценности.

3) на людей нужно смотреть  через очки, через то, как они  соотносят себя с миром

4) знание ролевых позиций  в семье отправная точка терапии.

 

Литература.

 

1) Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

2) А. Хьелл, Д. Зиглер- Теории личности. Основные положения, исследование и применение.


Информация о работе Теория личности А. Адлера