Теория личности Эрих Фромм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

Эрих получил хорошее начальное образование. Гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков. Картины универсального мира, в котором лев и овца живут рядом, очень рано привлекали внимание мальчика, а позднее стали толчком к раздумьям о жизни человеческого сообщества, к идеям интернационализма. В средних классах гимназии у Эриха Фромма формируется протест против массового безумия, ведущего к войне (1914 г.).

Файлы: 1 файл

Тиория личности по Эриху Фромму Каблука Н.Л. Стадии развития личности.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  национальный исследовательский университет 

Информационных технологий, механики и оптики

 

 

 

 

 

Факультет «Академия ЛИМТУ»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Психология»

 

 

Теория личности Эрих Фромм

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

5  курса,   дневного отделения,

Группы  №        ,

Каблука Н.Л.

 

Преподаватель:     Зайчикова И.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013

Авторы теории, особенности их личности.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте в ортодоксальной еврейской семье. Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм.

Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазной эпохи, отмеченной духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов.

Эрих получил хорошее  начальное образование. Гимназия, в  которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила  в нем интерес к ветхозаветным  текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков. Картины универсального мира, в котором лев и овца живут рядом, очень рано привлекали внимание мальчика, а позднее стали толчком к раздумьям о жизни человеческого сообщества, к идеям интернационализма. В средних классах гимназии у Эриха Фромма формируется протест против массового безумия, ведущего к войне (1914 г.).

Одновременно он переживает и первое личное потрясение, которое оказало на него очень серьезное влияние: прелестная молодая женщина, художница, друг семьи, совершила самоубийство после смерти своего старого, больного отца. Последняя ее воля состояла в том, чтобы ее похоронили вместе с отцом. Эрих мучительно размышляет над вопросами жизни и любви и, главное, стремится понять, насколько сильна была любовь этой женщины к отцу, что единение с ним (даже в смерти) она предпочла всем радостям жизни. Эти наблюдения и раздумья привели Фромма на путь психоанализа. Он стал пытаться понять мотивы человеческого поведения.

В 1918 г. он начинает изучать  психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском  университетах, где среди прочих его учителей были Макс Вебер, Альфред Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт и другие философы мирового масштаба. В 22 года он стал доктором философии, а затем продолжил образование в Мюнхене и закончил его в известном Институте психоанализа в Берлине. Фромм рано познакомился с философскими работами К. Маркса, которые привлекли его прежде всего идеями гуманизма, понимаемого как полное освобождение человека, а также создание возможностей для его самовыражения.

Другим важнейшим источником личных и профессиональных интересов  Фромма в 20-е гг. становится психоанализ Зигмунда Фрейда. Первой женой Фромма была Фрида Райхман — образованная женщина, психолог; и Эрих, который был значительно моложе Фриды, под ее влиянием увлекся клинической практикой психоанализа. Они прожили вместе всего четыре года, но на всю жизнь сохранили дружеское расположение и способность к творческому сотрудничеству.

Третьим духовным источником для Фромма был малоизвестный  автор Иоганн Якоб Бахофен. Его учение о материнском праве впоследствии стало для Фромма важным аргументом, опровергающим фрейдовскую теорию "либидо".

В 20-е гг. Фромм познакомился с учением буддизма, которое воспринял  как озарение, и был верен ему  до глубокой старости.

В 1927-1929 гг. Фромм начинает много печататься. Известность ему  принесло выступление с докладом "Психоанализ и социология", а затем публикация статьи под названием "О методе и задачах аналитической социальной психологии: замечания о психоанализе и историческом материализме".

Почти десять лет (1930-1939) во Франкфуртском институте Фромм руководит здесь отделом социальной психологии, проводит серию эмпирических исследований среди рабочих и служащих и уже к 1932 г. делает вывод о том, что рабочие не окажут сопротивления диктаторскому режиму Гитлера. В 1933 г. Фромм покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк.

В 40-е гг. конфронтация с Адорно и Маркузе приводит к  отходу Фромма от франкфуртской школы. Оторвавшись от "немецких корней", он полностью оказывается в американском окружении: работает во многих учебных  заведениях, участвует в различных союзах и ассоциациях американских психоаналитиков. Когда в 1946 г. в Вашингтоне создается Институт психологии, психиатрии и психоанализа, Фромм активно включается в систематическую подготовку специалистов в области психоанализа.

В 50-е гг. Фромм отходит  от теории Фрейда и постепенно формирует  свою собственную концепцию личности, которую сам назвал "радикальным  гуманизмом".

После окончания второй мировой войны Фромм принимает  решение не возвращаться в Германию. Он поселяется в Мексике на берегу моря (в городе Куэрно-Вако), получает профессуру в Национальном университете в Мехико, сотрудничает с прогрессивно настроенными латиноамериканскими учеными, читает лекции в США.

50-е годы примечательны  интересом к социально-теоретическим и социально-политическим проблемам.

В самом начале 60-х гг. (т. е. задолго до того, как кто-либо из политиков заговорил о возможности разрядки в отношениях между двумя сверхдержавами) Фромм писал о "деструктивном потенциале американского антикоммунизма" и о необходимости "здорового рационального мышления ради безопасности во всем мире". Осенью 1962 г. Фромм приезжал в Москву, где принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению.

Анализ "кибернетического общества", проделанный Фроммом в 60-70-е гг., привел его к созданию самостоятельной "типологии социальных характеров": общество отчуждения "опредмечивает" человека, заявляет Фромм, превращает его в песчинку, колесико с единственной задачей — вращать гигантскую машину вооружения... Такое общество, без сомнения, создает особый "деструктивный тип личности", который становится угрозой для самого существования человечества.

Последние 11 лет (с 1969 по 1980 г.) Фромм живет в Швейцарии, пишет, печатается во всех странах мира и выступает перед аудиторией.

В конце 60-х гг. он завершает  работу над книгой "Революция  надежды" берется за исследование проблем агрессивности. Автор намеренно дал очень строгое и точное название своей работе "Анатомия человеческой деструктивности". Непосредственно над книгой Фромм работал с 1968 по 1973 г., но подготовка к ней шла более трех десятилетий. Позднее в ученом мире эта работа Фромма была оценена как оригинальная теория личности. Эта книга еще больше усилила интерес европейцев к творчеству Фромма, особенно после выхода в свет его книги "Иметь или быть". Последней публикацией при жизни стала давно задуманная книга о Фрейде.

Основные труды, в которых  изложена теория:

  • Анатомия человеческой деструктивности;
  • Бегство от свободы; 
  • Здоровое общество;
  • Душа человека; 
  • Иметь или быть;
  • Искусство любить; 
  • Психоанализ и религия;
  • Ради любви к жизни;
  • Понятие человека у Маркса;
  • Человек для себя. 

Предшествующие  теории. Предпосылки становления  теории.

Предшествующими гуманистической  теории личности Э. Фромма, были: психоаналитическая теория З. Фрейда, индивидуальная теория личности А. Адлера, аналитическая теория К.Г. Юнга. Они все оказали определенное воздействие на становление теории Фромма. Наибольшую роль в этом сыграла психоаналитическая теория З.Фрейда, именно ее изучение и не совпадение во взглядах на принципиальные вопросы подвигло Фромма на создание собственной теории.

Причины пересмотра Фроммом  концепции Фрейда достаточно очевидны. Это прежде всего бурное развитие науки, особенно социальной психологии и социологии. Это потрясение, которое Фромм сам перенес в связи с приходом к власти фашизма, вынужденной эмиграцией и необходимостью переключения на совершенно новую клиентуру. Именно практика психотерапии на Американском континенте привела его к выводу о том, что неврозы XX в. невозможно объяснить исключительно биологическими факторами, что влечения и инстинкты — это совершенно недостаточная детерминанта поведения людей в индустриальном обществе.

"Невозможно перечислить  всех радикальных гуманистов со времен Маркса, — говорит Фромм, — но я хотел бы назвать следующих: Торо, Эмерсон, Альберт Швейцер, Эрнст Блох, Иван Иллич; югославские философы из группы "Праксис": М. Маркович, Г. Петрович, С. Сто-янович, С. Супек, П. Враницки; экономист Э. Ф. Шумахер; политический деятель Эрхард Эпплер, а также многие представители религиозных и радикально-гуманистических союзов в Европе и Америке XX века".

Несмотря на все различия во взглядах радикальных гуманистов, их принципиальные позиции совпадают  по следующим пунктам:

- производство должно  служить человеку, а не экономике; 

- отношения между человеком  и природой должны строиться  не на эксплуатации, а на кооперации;

- антагонизмы повсюду  должны быть заменены отношениями  солидарности;

- высшей целью всех социальных мероприятий должно быть человеческое благо и предотвращение человеческих страданий;

- не максимальное потребление,  а лишь разумное потребление  служит здоровью и благосостоянию  человека;

- каждый человек должен  быть заинтересован в активной деятельности на благо других людей и вовлечен в нее.

Ядро теории. Основные положения.

В теории, созданной Эрихом Фроммом, как ни в одной другой, досконально описаны социальные детерминанты человеческой личности. Фромм попытался объединить в  своих психологических исследованиях историю и экономику, принимая во внимание как классовую структуру общества, так и биологические факторы в развитии человека. Критически отнесясь к социально-экономической теории марксизма и фрейдовскому психоанализу, Фромм объединил в своей теории их реальные достижения. Его подход, названный «гуманистическим психоанализом», предполагает, что основным источником страха, тревоги, чувства одиночества и изоляции является отрыв человека от мира природной стихии.

Гуманистический психоанализ рассматривает человека скорее с культурно-исторической, чем с психологической точки зрения, и больше ориентирован на культуру в целом, нежели на отдельную личность. Фромм сформулировал оригинальное положение о «человеческой дилемме», основанное на идеях эволюционизма.

Вкратце принципы эволюционизма  сводятся к тому, что когда в  ходе эволюции животного мира человеческие существа обособились в отдельный  вид, они потеряли большую часть  животных инстинктов, но «преуспели в  умственном развитии, которое позволило им осознавать себя, фантазировать, строить планы и выносить суждения» (Фромм, 1992. С. 5). Именно это сочетание ослабленных инстинктов, с одной стороны, и высокоразвитых умственных способностей — с другой, отличает человека от других животных.

С точки зрения Фромма, отдельная личность может быть понята только в свете истории всего человечества. «Оценка социальной обстановки должна предшествовать анализу личности, а психология должна базироваться на философско-антропологической концепции человеческого существования» (Фромм, 1947. С. 45). Основной тезис Фромма состоит в том, что в процессе эволюции люди утратили свое единство с природой и друг с другом, в то же время развив способность мышления, предвидения и воображения. Сочетание недостатка животных инстинктов с избытком рационального мышления превратило человека в непонятное не природное существо. Самосознание порождает чувство одиночества, изоляции и неприкаянности. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится снова соединиться с природой и с себе подобными.

Рассматривая  человеческую личность как результат  динамического противодействия  между врожденными потребностями  и нормами социума, в котором  существует конкретный индивид, Фромм  сформулировал теорию типов социальных характеров — продуктивных и непродуктивных.

Еще одна из идей Фромма, получившая, возможно, наиболее широкое распространение, это разработанная им концепция  отношения человека к свободе. Взлет капитализма, с одной стороны, дал людям личную свободу и досуг, а с другой — вселил в них чувство тревоги, изоляции и бессилия. Цена свободы, утверждал Фромм, превышает ее преимущества. Неизбежное чувство изоляции, рожденное капитализмом, оставляет людям всего две альтернативы: укрыться от свободы в межличностной зависимости или двигаться к самореализации через любовь, творчество и работу.

В своей  гуманистической концепции Фромм  придерживается «золотой середины»  между свободной волей и определенностью, оптимизмом и пессимизмом, сознанием  и подсознательными силами, уникальностью  и похожестью.

Ключевые термины и понятия.

Механизмы бегства –  способы преодоления чувства  одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие  свободе.

Авторитаризм, определяемый как «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным „Я“» (Фромм, 1941/1956, р. 163). Проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними.

Деструктивность – второй способ преодоления одиночества. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая  или покоряя других.

Информация о работе Теория личности Эрих Фромм