Теория личности Эриксон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 16:54, доклад

Описание работы

Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй половине XX в., пожалуй, наибольшее признание и распространение получила теория личности Эриксона. Это связано с тем, что его мысли о цельности личности, ее тождественности (идентичности) самой себе и обществу, в котором она живет, стали весьма актуальны для большинства современных социумов, в которых одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.
Будучи учеником и последователем А. Фрейд, дочери 3. Фрейда, он обучался и в дальнейшем развивал уже не столько идеи классического психоанализа, но Эго-психологии. В основе этой концепции, заложенной А. Фрейд и А. Кардинером, лежала мысль о том, что главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у Фрейда, но сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности.

Файлы: 1 файл

теории личности Эриксон.docx

— 37.52 Кб (Скачать файл)

(По-моим наблюдениям, действительно именно к этому возрасту уходят корни проблем у людей, страдающих от неуверенности в себе и испытывающих постоянное, часто беспричинное, чувство подавленности и зависимости. С этой проблемой довольно сложно бывает работать, так как из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается много событий с отрицательными эмоциями, а в силу неуверенности человек часто ограничивает, одергивает себя, не позволяя себе сделать что-то значительное и получить от этого удовольствие. Поэтому при поиске положительных, ресурсных состояний получается, что их не так много, и почти все они имеют уже "привкус" стыда и неуверенности.

Из положительных моментов - некоторые родители отмечают, что  дети в этом возрасте становятся намного  спокойнее после посещения групп  Монтессори. Действительно, согласно этой методике, детям предоставляются постоянно обновляющиеся специально подобранные для их возраста материалы для развития моторных и психических способностей, обеспечивается необходимая помощь, но при этом приветствуется самостоятельность и отсутствует сверхконтроль и излишние ограничения.

В отсутствие такого постоянного  освоения навыков ребенку становится скучно, и это может привести к  капризному и агрессивному поведению, с виду беспричинному, что также  часто отмечается в письмах родителей  детей чуть старше года.

Кстати, хочу сказать об условности указанных сроков - Эрик Эриксон сам всегда подчеркивал, что возможны вариации в темпах и интенсивности возникновения тех или иных возрастных проблем, но последовательность при этом сохраняется. Известно, что дети, с которыми занимались ранним плаванием, динамической гимнастикой, или просто занимались больше среднего (тем более американского уровня) развиваются быстрее, соответственно, и потребность в самостоятельности у них возникает раньше. Разумеется, самостоятельность нужно поощрять с самого начала, но не нужно забывать, что это еще не отменяет задач первого этапа - при всей самостоятельности как минимум до полутора лет дети очень нуждаются в защищенности и в достаточном общении с матерью.)

Задача данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля.

Вопрос, на который отвечают: Я - о'kей?

Cтадия 3. Инициатива (предприимчивость) - вина. От 3 до 5 лет

После развития чувства автономности ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать  в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может  заниматься воображаемыми играми в  течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять  собственные желания настолько  широко, насколько это возможно без  переживания чувства вины.

Это такой период времени, когда появляется совесть. В поведении  ребенок руководствуется своим  собственным пониманием того, что  хорошо и что плохо. В какие-то периоды он может быть жестоким и  бескомпромиссным, если это никак  не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев  и сестер. Ребенок учится сдерживать ярость и контролировать импульсы, в этих попытках в рудиментарной  форме проявляется моральная  и социальная ответственность.

На этой стадии ребенок  идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается "ухаживать" за людьми противоположного пола. Когда заботящийся  о нем человек противоположного пола отвечает соответственно, тогда  ребенок научается, что не может "иметь" выбранного попечителя и  психологически свободен рассматривать других партнеров в дальнейшей жизни.

Терапевтическое замечание: "В дисфункциональных семьях для ребенка очень важно развить здоровое чувство совести или здоровое чувство вины. Они не могут почувствовать, что они могут жить так, как они хотят; вместо этого у них развивается отравляющее чувство вины... Оно говорит вам, что вы ответственны за чувства и поведение других людей" (Bradshaw, 1990). Понаблюдайте за теми, кто демонстрирует ригидное, педантичное поведение, кто не способен придумывать и составлять задания, кто боится попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни.

(Приведу несколько часто  встречающихся реплик родителей, "отпечатавшиеся" в подсознании  в этом возрасте: "Тебе нельзя, ты еще маленький!", "Не трогай!", "Не смей!", "Не лезь, куда не следует!", "У тебя все равно не получится...", "Давай лучше я сделаю", "Опять ты напакостил!", "Ай-яй-яй, опять ты ...(здесь могут быть разные варианты, но общий смысл - сделал что-то не так, ты не справился", "Смотри, как мама из-за тебя расстроилась!" и т.д.).

Задача данной стадии:

Вопрос, на который отвечают: Как много я могу сделать?

Замечания: В течение первых трех развивающих стадий формируется  Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям:

  1. Могу ли я любить и любим ли я?
  2. Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения?
  3. Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?

Стадия 4. Трудолюбие - неполноценность. От 6 до 11лет

В школьные годы новый биологический  ритм ребенка дает начало обучению дальнейшим умениям, необходимым для  выживания. Построив на ранних стадиях "ego" чувства доверия и надежды, автономности и "силы желания", инициативности и целеустремленности, ребенок теперь должен научиться всему, что может подготовить его к взрослой жизни. Наиболее важные умения, которые он должен приобрести - это следующие аспекты социализации: кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соревнования. Однако на этой стадии у ребенка может развиться чувство неполноценности, если ожидается слишком много или слишком мало.

У ребенка появляется понятие  системы, интерес к устройству вещей, развивается способность к дедукции, коллективным играм, последовательным занятиям.

Школа играет несомненно важную роль, помогая ребенку развить чувство трудолюбия и достижения, тем самым, подтверждая чувство "Я" и чувство личностной силы. Когда ребенок чувствует себя компетентным, он может быть трудолюбивым и создавать для себя место в этом мире.

Если ребенка поощряют мастерить, рукодельничать, готовить, разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда  у него формируется чувство компетентности, "умелости", уверенность в том, что он может освоить новое  дело, развиваются способности к  техническому творчеству.

Если же родители или учителя  видят в трудовой деятельности ребенка  одно баловство и помеху для "серьезных  занятий", есть опасность выработки  у него чувства неполноценности  и неадекватности.

В это время ребенок  привыкает к систематическому обучению, учится завоевывать признание, занимаясь  полезным и нужным делом.

Терапевтическое замечание: Обратите внимание на людей, которые  нетерпимы или боятся сделать  ошибки, им не хватает социальных умений, они чувствуют себя некомфортно  в социальных ситуациях. Эти люди чрезмерно стремятся к соревнованию, борются с промедлением, демонстрируют  чувство неполноценности, слишком  критичны к другим и постоянно  сравнивают себя с другими.

Вопрос, на который отвечают: Способен ли я?

Стадия 5. Идентичность - ролевой беспорядок. От 11 до 18 лет

Переход от детства к взрослому  состоянию вызывает как физиологические, так и психологические изменения. Психологические изменения проявляются  как внутренняя борьба между стремлением  к независимости, с одной стороны, и желанием сохранить зависимость  от тех людей, которые о тебе заботятся, желанием быть свободным от ответственности  за то, что ты взрослый человек, - с  другой. Родители или другие значимые люди. становятся "врагами" или "идолами".

Подросток (юноша, девушка) постоянно  сталкивается с вопросами: Кто он есть и кем он станет? Ребенок  он или взрослый? Как его этническая, расовая принадлежность и религия  влияют на отношение людей к нему? В чем будет его истинная подлинность, истинное тождество как взрослого  человека? Такие вопросы часто  вызывают у подростка болезненную озабоченность тем, что другие думают о нем и что он сам должен думать о себе.

Сталкиваясь с такой путаницей  в своем статусе, подросток всегда ищет уверенность, безопасность, стремясь быть похожим на других подростков своей возрастной группы. У него развиваются стереотипные поведение  и идеалы и, он часто вступает в различные группировки или кланы. Группы "равных" очень важны для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении присуще этому периоду. Это попытка утверждения структуры в хаосе и обеспечения тождественности во время отсутствия самотождественности.

Это вторая важная попытка  развития автономности, и она требует  бросить вызов родительским и  общественным нормам.

Важная задача выхода из семьи и моральных оценок окружающих может оказаться очень сложной. Сверхподчинение, отсутствие противодействия или яркое противодействие могут привести к низкой самооценке и негативному тождеству. Другое развивающее задание включает социальную ответственность и сексуальную зрелость.

Терапевтическое замечание: Посмотрите на людей. которые демонстрируют чрезмерное согласие или ригидность, конформность по отношению к семье, этническим, культурным и социальным нормам, кто демонстрирует "беспорядок в тождественности" - "Я не знаю, кто я есть!", кто демонстрирует зависимость от своей родительской семьи, кто постоянно бросает вызов людям с авторитетом, кому необходимо протестовать или подчиняться и кто выделяется среди других, потому, что его жизненный стиль уникальный и/иди нонконформистский.

Вопрос, на который отвечают: Кто я есть?

Cтадия 6. Интимность - изоляция. Ранняя взрослость. От 18 лет до начала среднего возраста

Эта стадия продолжает обращаться к вопросам об образе "Я", самозавершенности и близости (близкие, доверительные отношения между людьми, не обязательно предполагающие сексуальные отношения) дома и на работе. Это означает, что мечты детства сравниваются с реальной ситуацией человека в попытке совершить жизненные выборы, что приводит к росту самоактуализированных человеческих отношений.

Способность быть вовлеченным  в любовные отношения включает в  себя все предыдущие задачи развития. Например, человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим, будет трудно любить; человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу; человеку, который чувствует себя неадекватно, будет трудно быть близким с другими; человеку, который не уверен в своей идентичности, будет трудно поделиться с другим тем, кто он есть.

Способность к близости становится совершенной, когда человек способен построить близкие партнерские  отношения, даже если они требуют  значительных жертв и компромиссов. Способность доверять и любить другого, получать удовлетворение от зрелого сексуального опыта, искать компромиссов в общих целях - все это свидетельствует об удовлетворительном развитии на этой стадии.

Опасность данной стадии - избегание  ситуаций и контактов, которые ведут  к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению  чувства одиночества.

Терапевтическое замечание: Посмотрите за теми, кто боится или  не хочет вступать в интимные отношения  и кто повторяет свои ошибки при  построении отношений.

Вопрос на который отвечают: Могу ли я иметь интимные отношения?

Стадия 7. Производительность - застой. Взрослость

"Зрелая взрослость" приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. "Я" проявляется, давая больше  отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали  подростками. Чувство ответственности  за себя, других и мир становится  более глубоким. В общем, эта  стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Важным моментом этой стадии является творческая самореализация.

Трудности в "производительности" могут включать: навязчивое желание  псевдоинтимности, сверхидентификация с ребенком, желание протестовать, как путь решения застоя, нежелание отпускать от себя собственных детей, обеднение личной жизни, самопоглощенность.

Терапевтическое замечание: Обратите внимание на людей, у которых  есть вопросы, связанные с успехом, идентичностью, ценностями, смертью  и кто может находиться в кризисе  супружества.

Вопросы, на которые отвечают: Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с  оставшейся жизнью?

Стадия 8. Целостность - отчаяние, безысходность. Поздняя  взрослость, зрелость

В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает  принятие себя и своей роли в жизни  на самом глубинном уровне и понимание  собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни  закончилась, настало время размышлений  и забав с внуками.

Человек, который испытывает недостаток целостности, часто хочет  прожить свою жизнь еще раз. Он может рассматривать свою жизнь  как слишком короткую, чтобы полностью  достичь определенных целей и  поэтому может переживать безысходность  и недовольство, испытывать отчаяние оттого, что жизнь не сложилась, а  начинать все сначала уже поздно, возникает ощущение безнадежности  и страх смерти.

Информация о работе Теория личности Эриксон