Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:11, лекция
Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
Теория личности Эриксона
2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость.
Эрик Эриксон трактует структуру личности так же, как и Фрейд. Однако существенным отличием является опора в анализе поведения личности не на ее биологические потребности, а на психосоциальную потребность человека в эго-идентичности и групповой идентичности.
По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.
Первый
кризис Человек переживает на первом
году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются
или нет базовые
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приручением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка, помогают ему контролировать удовлетворение естественных потребностей, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводят к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.
Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.
Четвертый
кризис происходит в дошкольном возрасте.
В школе ребенок учиться
Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выбора, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в социальной и профессиональной сферах.
Шестой кризис свойствен взрослым
молодым людям. Он связан с поиском
близости с любимым человеком, вместе
с которым ему предстоит
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения (генеративности), выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение жизненного пути, а разрешение кризиса зависит от оценки того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе пред смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
Опираясь на представления З. Фрейда о психосексуальном развитии человека, Э. Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции и индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.
http://www.iteconomic.com/
Стадия 1
Младенчество
Базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти
Базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни
Стадия 2
Ранний возраст от 1 до 3 лет
Сомнение, стыд, зависимость от других
Самостоятельность, опрятность, воля
Стадия 3
Дошкольный возраст игры от 3 до 6 лет
Пассивность, подражание образцам, вина
Инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность
Стадия 4
Школьный возраст от 6 до 11 лет
Неполноценность, неверие в свои силы
Уверенность в себе, компетентность
Стадия 5
Юность от 11 до 25 лет
Диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность
Цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание себя людьми
Стадия 6
Молодость от 20 до 25 лет
Изоляция, одиночество
Чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь
Стадия 7
До 50 дет
Опустошенность, застой, регрессия
Творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью
Стадия 8
После 50 лет зрелость
Разочарование в жизни
Окончательная
форма эгоидентичности «