Теория личности Салливана
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:05, реферат
Описание работы
Все без исключения психические процессы по своему характеру - межличностные. Салливан подчеркивал, что даже сновидения межличностны, они указывают на отношения сновидца к другим людям.
Содержание работы
1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ САЛЛИВАНА. 3
2.ДИНАМИЗМЫ. 3
3.«Я- СИСТЕМА» 4
4. ПЕРСОНИФИКАЦИИ 5
5. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ 5
Список использованной литературы: 7
Файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
« РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ-
МСХА имени. К. А. ТИМИРЯЗЕВА»
(ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА
имени К. А. Тимирязева)
Факультет гуманитарно-педагогический
Кафедра психологии и педагогики
Реферат по предмету
«Психология и
педагогика»
на тему: « Теория личности Салливана»
Выполнила:
студентка ф-та СиЛА,
гр. 302 Овасафян Ф. В.
Проверил:
старший преподаватель
Романова Ю.А.
Москва 2013
Содержание:
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ САЛЛИВАНА.
Гарри Стек Салливан (Garry Sullivan)
– американский психолог, психиатр, основатель
интерперсонального направления в психоанализе.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
ПО САЛЛИВАНУ.
В теории личности Салливана
предметом анализа является не сама личность,
а существующие ситуации межличностных
отношений. По мнению автора, личность
образуется не внутрипсихическими отношениями,
а отношениями межличностного плана.
ЛИЧНОСТЬ это своеобразная
«иллюзия», гипотетическая сущность, её
нельзя изучать и наблюдать отдельно от
межличностных отношений.
Все без исключения психические
процессы по своему характеру - межличностные.
Салливан подчеркивал, что даже сновидения
межличностны, они указывают на отношения
сновидца к другим людям.
Личность в социально-психологической
теории - это совокупность процессов, работающих
как динамический центр, их функция - регуляция
межличностных отношений. Некоторым из
внутренних процессов личности Гарри
Салливан придает особое значение. Из
наиболее важных элементов он выделяет
динамизмы, персонификации и когнитивные
процессы.
2.ДИНАМИЗМЫ.
Динамизмы – самые дробные
элементы, используемые при анализе личности.
Динамизм - это относительно устойчивый
паттерн поведения. Любая привычная реакция
в форме отношения или чувства по отношению
к одному или нескольким людям составляет
динамизм. Например, у ребенка который
боится незнакомых людей возникает динамизм
страха. Поскольку динамизм представляется
собой стабильный и регулярно проявляющийся
паттерн поведения, он примерно то же,
что и привычка. Существуют базовые динамизмы,
которые одинаковы для всех людей, но способы
их выражения разные и зависят от ситуации,
жизненного опыта индивида и тд. Динамизм
обычно задействует определенную область
тела: рот, руки, гениталии, посредством
которых индивид взаимодействует со средой.
Большинство динамизмов служит для удовлетворения
базовых потребностей организма. Однако,
существует важный динамизм, возникающий
как следствие тревоги – динамизм Я, или
«Я- система».
3.«Я- СИСТЕМА»
Тревога – это продукт межличностных
отношений. Первоначально она передается
от матери к ребенку и связана с угрозой
безопасности. Чтобы избежать тревоги,
актуальной или потенциальной, люди используют
различные способы защиты и контроля за
своим поведением. «Я- система» санкционирует
одни формы поведения (Я-хороший) и запрещает
другие (Я- плохой).
В целом, «Я- система» является
системой безопасности и имеет тенденцию
к изоляции от остальной личности, как
следствие - из опыта не извлекается пользы.
Поскольку «Я» защищает человека от тревоги,
оно поддерживается на высоком уровне
самоуважения и активно защищается от
критики. По мере созревания и становления
независимости «Я- системы» формируются
препятствия объективной оценки и сглаживаются
противоречия между тем, что человек представляет
собой на самом деле и тем, что о нем говорит
«Я– система».
Чем больше у человека переживаний,
связанных с тревогой, тем более «раздутой»
становится «Я- система», увеличение размеров
позволяет охватить тревогой всю оставшуюся
личность. Хотя «Я-система» и уменьшает
тревогу, в целом она препятствует конструктивным
отношениям с окружающими.
В рациональном обществе нет
предпосылок для тревоги ребенка, и чтобы
с ней справится, он не вынужден овладевать
неестественными и нереалистичными методами
«Я- системы». «Я- система» - главный камень
преткновения на пути благоприятных изменений
личности.
4. ПЕРСОНИФИКАЦИИ
Персонификация – это образ
самого себя либо другого человека, формирующийся
на базе опыта. Он представляет комплекс
представлений, чувств, отношений, возникающих
в процессе удовлетворения потребностей
или ощущений тревоги. Например, персонификация
доброй матери возникает, когда она нянчит
и заботится. В противовес этому, персонификация
плохой матери возникает, когда мать вызывает
тревогу. В точности такие образы редко
соответствуют представляющим их людям,
первоначально они возникают в изолированной
от межличностных отношений ситуации,
а позднее, уже сформированные, обычно
закрепляются как стереотипы и влияют
на отношения к другим людям.
В свете социально-психологической
теории персонификация «Я- хороший» возникает
из вознаграждающих межличностных отношений.
Персонификации, испытываемые
большим числом людей, в теории называются
стереотипами.
5. КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Согласно теории, роль познания
в функционировании личности выполняется
тремя типами переживаний.
Прототаксический - (у Джеймса - поток сознания)
прерывистый ряд кратковременных состояний
чувствительного организма. Поток «сырых»
ощущений, образов, чувств, протекающих
через разум чувствующего существа. Между
ними нет никакой связи, они не имеют смысла
для опыта субъекта. Наиболее ясно обнаруживается
в первые месяцы жизни и является необходимой
предпосылкой двух последующих.
Паратаксический - способ мышления, представляющий
установление причинно - следственных
отношений между событиями, которые возникают
примерно одновременно, но логически между
собой не связаны. Наше мышление во многом
не выше паратаксического. Мы видим причинные
связи между переживаниями, не имеющими
друг к другу никакого отношения. Суеверия
- это пример паратаксического мышления.
Синтаксический - высший способ мыслительной
деятельности, предполагающий признанные
формы символической деятельности, особенно
вербальной. Признанный символ тот, в отношении
стандартного смысла которого существует
согласие группы людей. Слова и числа -
это признанный пример такого типа мышления.
Синтаксический способ устанавливает
логический порядок между переживаниями
и дает людям возможность общаться.
Предвидение - имеет особое значение для
когнитивного функционирования. Человек
живет прошлым, настоящим и ближайшим
будущим, все это имеет существенное значение
для объяснения его мыслей и поведения.
Предвиденье зависит от воспоминаний
и интерпретаций настоящего.
Список использованной
литературы:
1. psy-diagnoz.com
Информация о работе Теория личности Салливана