Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 18:17, контрольная работа

Описание работы

Характеризуется формированием действия в материальной форме, выполнением реальных действий. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами; с преобразованным материалом: схемами, диаграммами. При этом все операции действия осознаются, а замедленное их выполнение позволяет увидеть и осознать содержание, как операций, так и всего действия в целом. Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия с речевой, что позволяет отделить усваиваемое действие от тех предметов или их заместителей, с помощью которых оно выполняется. Когда действие начинает протекать плавно, безошибочно и более быстро, убираются ориентировочная карточка и материальные опоры.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа вариант.docx

— 19.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ ФГБОУ ВПО  «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА  ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И И ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ:

 050400.68 Психолого-педагогическое образование

 

 

 

 

 

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ПРСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК

2012

 

 

 

  1. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Теория, сформулированная и  исследованная Гальпериным Петром Яковлевичем [1902 - 1988], основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений.

Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим  этапам:

I этап.

Его обозначают как мотивационный. Здесь происходит  предварительное  ознакомление учащихся с целью обучения, создание внутренней мотивации. На этом этапе происходи ориентация в  задании, первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.

II этап.

На этом этапе происходит составление схемы ориентировочной  основы действия. Учащийся разбирается  в содержании усваиваемого действия: в свойствах предмета, в результате в виде образца, в составе и  порядке исполнительных операций. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные  задания.

III этап.

Характеризуется формированием  действия в материальной форме, выполнением  реальных действий. Действие выполняется  как внешнее, практическое, с реальными  предметами; с преобразованным материалом: схемами, диаграммами. При этом все  операции действия осознаются, а замедленное  их выполнение позволяет увидеть  и осознать содержание, как операций, так и всего действия в целом. Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия с речевой, что позволяет отделить усваиваемое действие от тех предметов или их заместителей, с помощью которых оно выполняется. Когда действие начинает протекать плавно, безошибочно и более быстро, убираются ориентировочная карточка и материальные опоры.

IV этап.

На этом этапе происходит формирование действия в громкой  речи, проговаривание вслух описаний того реального действия, которое  совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной  основы действий.  Ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует  материал в плане в громкой  социализированной речи, обращенной к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение  об этом действии. Речевое действие должно быть развернутым, сообщение  – понятным другому человеку, контролирующему  процесс обучения. На этом этапе происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее обобщение.

V этап.

На этом этапе происходит формирование действия во внешней речи, так же как и на предыдущем этапе, но без проговаривания в слух, а происходит проговаривание про себя, но не шёпотом. Преподаватель может осуществлять контроль за выполнением каждой последующей операции.  Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выполнение каждой операции и всего действия.

VI этап.

На этом этапе происходит  отказ от речевого сопровождения  действия, формирование умственного  действия в свернутом виде, формирование действия во внутренней речи.

Ученик, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется. Но это автоматизированное действие, выполняемое с максимально возможной  для ученика скоростью, остается безошибочным (при появлении ошибок необходимо вернуться на один из предыдущих этапов). На последнем, шестом, этапе  формируется умственное действие, появляется «феномен чистой мысли».

 

Использование метода поэтапного формирования умственных действий позволяет выравнивать успеваемость, добиться устойчиво успешного решения разными детьми определенного класса задач.

Значение теории П.Я. Гальперина состоит в том, что она указывает  учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ориентировочной  основы.

 

Список литературы.

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям: Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 332 с.
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное методическое пособие для вузов- Москва: ТЦ «Сфера», 2006 - 464 с.
  3. Мухина, Валерия Сергеевна.  Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов по педагогическим специальностям: Москва : Академия, 2004. - 456 с.

Информация о работе Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина