Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:48, реферат
Актуальность исследования проблемы происхождения психики заключается в том, что на сегодняшний день существует представления о происхождении психики, но все они базируются на различных теориях и гипотезах. Само их разнообразие говорит о том, что единого представления на сегодняшний день не существует, т.к. невозможно доказать превосходство и весомую важность ни одной из гипотез. Восстановить течение эволюции мы не можем, поэтому пользуемся лишь знаниями, полученными из зоопсихологии.
Главным же постулатом в развитии и происхождении психики является теория, нашей предложенная А.Н. Леонтьевым.
Цель работы: изучить теорию происхождения и развития психики в работах А.Н. Леонтьева.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..2
1.Происхождение и развитие психики человека и животного по
А.Н.Леонтьтьву..................................................................................................................................4
2.Стадии развития психики………………………………………………………………………………………………….….8
2.1 Новорожденность и младенчество…………..………………………………………………….…..9
2.2 Ранний возраст………………………………………………….……………………………………………………..11
2.3 Дошкольный возраст…………………………………………………….………………………………………13
2.4.Младший школьный возраст…………………………………………………………………………....15
2.5.Подростковый возраст и начало юности........................................................17
2.6. Акмеологический период развития………………………………………………………………19
2.7. Период геронтогенеза……………………………………………………………………………………..….20
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..….21
Список использованной литературы………………………………………………………………………………...22
По истечении 2-3 недель при нормальном развитии появляется комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития . Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка, ранее происходящие разобщено, соединяются в едином поведенческом акте. Как правило, на появление матери он может одновременно улыбнуться в ее сторону ручки. Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденности.
Начиная с этого возрастного периода, в развитии человека отчетливо прослеживаются стадии смены ведущей психической активности, связанной с ее сосредоточением либо в деятельности на манипуляции с предметами, либо в поведении на общении с людьми.
Младенчество - сенситивный период становления эмоционального общения ребенка с матерью. Считается, что это время формирования такого фундаментального свойства психики, как доверие (положительно эмоциональный контакт) или недоверие (отсутствие материнской заботы) человека к людям, к социальному миру в целом.
В младенческом возрасте до 4 месяцев интенсивно развивается сенсорная сфера психики, опережая развитие двигательной системы. Только с раскрытием ладони появляется возможность манипуляции с предметами. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. На смену рефлекторной активности голосообразующих органов приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово. Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъект действия. Младенчество является решающим периодом познавательного развития - в это время ребенок может многое приобрести, но и многое потерять. Потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго.
Этот период характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослым с ними, то есть происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны, это развитие простейших навыков, таких как владение ложкой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами - это манипулирование ими в процессе игры. Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействия со взрослыми, но и самостоятельно.
На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все более становится включенной в деятельность, чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. В этой стадии особенность игры ребенка является отсутствие воображаемой ситуации в игре. В процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т.е. происходит формирование мыслительных функций (наглядно-действенное мышление). К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. Ребенок старается выполнять все больший круг известных действий. К этому же периоду относится начало осознавания ребенком собственного "Я", развития "Я-концепции" и формирования самостоятельной регуляции деятельности, стремление к самостоятельности. Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.
Ребенок на этой стадии проявляет негативизм - непослушание, упрямство. Это некое испытание силы «Я» каждого из участников взаимодействия: и ребенка, и взрослого. Ребенок ведет борьбу за свое место, за свое психологическое пространство с явно превосходящими его силу взрослых. Он не может объяснить и понять, он только чувствует, взрослые могут помочь найти форму для проявления этих чувств. Взрослые должны понимать его, а не он взрослых. Считается, что тогда-то и осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера. Если родители постоянно наказывают ребенка за совершение поступка, то в сознании ребенка мысль о возможном наказании возникает не до, а после совершения проступка. Опережающего самоконтроля не появится. Это почва для появления чувства унижения и стыда, разрушающих представление о целостности «Я».
Этот возрастной период заканчивается кризисом трех лет. Л.С.Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет: 1)негативизм - стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого; 2)упрямство - ребенок настаивает на чет-то потому, что он этого потребовал; 3)строптивость - направлена против норм воспитания, образа жизни, сложившегося до 3 лет; 4)своеволие - проявление инициативы собственного действия; 5)протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими; 6)симптом обесценивания - ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; 7)деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех деятельности) и признание (оценка взрослого). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план.
В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития дошкольника: «ребенок - общественный взрослый», который является носителем общественных функций.
В этом периоде ускоряются темпы социализации, начинается осознавание "социального Я" и формирование индивидуально-типологических социальных ролей (социотипов). Последнее протекает в тесной связи с дальнейшим формированием ментальной стратегии на основе социальных взаимодействий ребенка, участия его в коллективной деятельности (игровой, затем учебной).
Главным отличием этого возраста
является наличие противоречия между
стремлением ребенка к
В процессе ролевой игры
происходит формирование творческого
воображения и способности
Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, лепке и в это же время идет процесс перехода от наглядно-действенного к образному мышлению. В конце данной стадии, по мнению А.Н.Леонтьева, ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.
Поступление ребенка в школу характеризует новый этап развития психики.. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но и со сверстниками. Изменение социальной ситуации состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослыми, опосредованных задачей
Начинается этот период, как правило, кризисом 7 лет. Ребенок теряет свою детскую непосредственность - образуется потаенный внутренний мир рефлексии чувств. С внешней стороны поведения появляется манерничанье как выражение ощущения своего взросления. «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению - психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. В жизни ребенка появляется, наряду с родителями, и новый значимый человек - учитель, от оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника. Учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.
Ведущая психическая активность
- учебная деятельность. Младший
школьник активно включен в разные
виды деятельности: игровую, трудовую,
спортивную. Однако ведущее значение
в этом возрасте приобретает учение.
В школьные годы учебная деятельность
начинает занимать центральное место
в жизни ребенка. Все главные
изменения в психическом
Основной закономерностью
психического развития на этой стадии
является умственное развитие ребенка.
Школа предъявляет серьезные
требования к вниманию ребенка, и
тогда же происходит развитие произвольного
внимания, произвольного
В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности. Прежде всего у него появляются интересы. Детские интересы, благодаря развитию познавательных процессов, заменяются учебными интересами. Дети проявляют повышенную заинтересованность в получении нового материала, особенно в начальных классах. Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив. Начав обучаться в школе, ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной общей целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность».
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических процессов, продолжающимся формированием личности, приобретением первого опыта адаптации в коллективе.
Этот период характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
В это же время происходит
дальнейшее развитие познавательных психических
процессов и формирование личности.
В процессе формирования личности происходит
изменение интересов ребенка. Они
становятся более дифференцированными
и стойкими. Учебные интересы уже
не имеют первостепенного
На формирование личности
в этот период оказывает воздействие
процесс полового созревания. У молодого
человека отмечается бурное развитие
организма, деятельность отдельных
органов претерпевает определенные
изменения, происходит интенсивная
выработка в организме половых
гормонов, появляется или усиливается
сексуальное влечение. Завершается
половая идентификация
Как правило, подростковый период
и начало юношеского предрасполагает
к внутреннему конфликту между
биологическим статусом взрослого
и социальным статусом ребенка, который
может манифестироваться
Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще появляются женские поведенческие стереотипы.
Информация о работе Теория происхождения и развития психики в работах А.Н. Леонтьева