Теория происхождения и развития психики в работах А.Н. Леонтьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 16:48, реферат

Описание работы

Актуальность исследования проблемы происхождения психики заключается в том, что на сегодняшний день существует представления о происхождении психики, но все они базируются на различных теориях и гипотезах. Само их разнообразие говорит о том, что единого представления на сегодняшний день не существует, т.к. невозможно доказать превосходство и весомую важность ни одной из гипотез. Восстановить течение эволюции мы не можем, поэтому пользуемся лишь знаниями, полученными из зоопсихологии.
Главным же постулатом в развитии и происхождении психики является теория, нашей предложенная А.Н. Леонтьевым.
Цель работы: изучить теорию происхождения и развития психики в работах А.Н. Леонтьева.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..2
1.Происхождение и развитие психики человека и животного по
А.Н.Леонтьтьву..................................................................................................................................4
2.Стадии развития психики………………………………………………………………………………………………….….8
2.1 Новорожденность и младенчество…………..………………………………………………….…..9
2.2 Ранний возраст………………………………………………….……………………………………………………..11
2.3 Дошкольный возраст…………………………………………………….………………………………………13
2.4.Младший школьный возраст…………………………………………………………………………....15
2.5.Подростковый возраст и начало юности........................................................17
2.6. Акмеологический период развития………………………………………………………………19
2.7. Период геронтогенеза……………………………………………………………………………………..….20
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..….21
Список использованной литературы………………………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Происхождение и развитие психики в работах Леонтьева.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

По истечении 2-3 недель при  нормальном развитии появляется комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности  и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития . Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка, ранее происходящие разобщено, соединяются в едином поведенческом акте. Как правило, на появление матери он может одновременно улыбнуться в ее сторону ручки. Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденности.

Начиная с этого возрастного  периода, в развитии человека отчетливо  прослеживаются стадии смены ведущей  психической активности, связанной  с ее сосредоточением либо в деятельности на манипуляции с предметами, либо в поведении на общении с людьми.

Младенчество - сенситивный  период становления эмоционального общения ребенка с матерью. Считается, что это время формирования такого фундаментального свойства психики, как  доверие (положительно эмоциональный  контакт) или недоверие (отсутствие материнской заботы) человека к людям, к социальному миру в целом.

В младенческом возрасте до 4 месяцев интенсивно развивается  сенсорная сфера психики, опережая развитие двигательной системы. Только с раскрытием ладони появляется возможность  манипуляции с предметами. На этой основе у ребенка начинает возникать  первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться  речь. На смену рефлекторной активности голосообразующих органов приходит звукоподражательный лепет. К 9 месяцам ребенок встает, начинает ходить, произносит первое слово. Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъект действия. Младенчество является решающим периодом познавательного развития - в это время ребенок может многое приобрести, но и многое потерять. Потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго.

2.2 Ранний возраст (1-3 года).

 

Этот период характеризуется  возникновением и первоначальным развитием  специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка  и специфической для человека формы сознательного отражения  действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка  в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему  его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослым с ними, то есть происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны, это развитие простейших навыков, таких как владение ложкой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами - это манипулирование ими в процессе игры. Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействия со взрослыми, но и самостоятельно.

На этой основе ребенок  овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все более становится включенной в деятельность, чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. В этой стадии особенность игры ребенка является отсутствие воображаемой ситуации в игре. В процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т.е. происходит формирование мыслительных функций (наглядно-действенное мышление). К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. Ребенок старается выполнять все больший круг известных действий. К этому же периоду относится начало осознавания ребенком собственного "Я", развития "Я-концепции" и формирования самостоятельной регуляции деятельности, стремление к самостоятельности. Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.

Ребенок на этой стадии проявляет  негативизм - непослушание, упрямство. Это некое испытание силы «Я»  каждого из участников взаимодействия: и ребенка, и взрослого. Ребенок  ведет борьбу за свое место, за свое психологическое пространство с  явно превосходящими его силу взрослых. Он не может объяснить и понять, он только чувствует, взрослые могут помочь найти форму для проявления этих чувств. Взрослые должны понимать его, а не он взрослых. Считается, что тогда-то и осуществляется необходимый начальный этап возрастного становления волевых качеств характера. Если родители постоянно наказывают ребенка за совершение поступка, то в сознании ребенка мысль о возможном наказании возникает не до, а после совершения проступка. Опережающего самоконтроля не появится. Это почва для появления чувства унижения и стыда, разрушающих представление о целостности «Я».

Этот возрастной период заканчивается  кризисом трех лет. Л.С.Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет: 1)негативизм - стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого; 2)упрямство - ребенок настаивает на чет-то потому, что он этого потребовал; 3)строптивость - направлена против норм воспитания, образа жизни, сложившегося до 3 лет; 4)своеволие - проявление инициативы собственного действия; 5)протест-бунт - ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими; 6)симптом обесценивания - ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; 7)деспотизм - ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех деятельности) и признание (оценка взрослого). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план.

2.3 Дошкольный возраст (3-7лет).

 

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов  к миру взрослых людей. Ребенок впервые  психологически выходит за рамки  семьи. Взрослый начинает выступать  не только как конкретное лицо, но и  как образ. Социальная ситуация развития дошкольника: «ребенок - общественный взрослый», который является носителем  общественных функций.

В этом периоде ускоряются темпы социализации, начинается осознавание "социального Я" и формирование индивидуально-типологических социальных ролей (социотипов). Последнее протекает в тесной связи с дальнейшим формированием ментальной стратегии на основе социальных взаимодействий ребенка, участия его в коллективной деятельности (игровой, затем учебной).

Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между  стремлением ребенка к действительному  овладению миром предметов и  ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится  делать не то, что может, а то, что  видит или слышит. Однако многие действия ему еще недоступны. Это  противоречие разрешается в ролевой  игре. Игра - это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой символический, моделирующий тип деятельности. Игра это эмоционально насыщенная деятельность. Мотив игры лежит в самом игровом процессе. В отличие от предыдущего периода  и манипулятивных игр сюжетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия. Теперь предметы для него выступают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть предметом для ребенка означает принять на себя определенную социальную роль - роль человека, оперирующего данным предметом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Эти сюжетные игры называют ролевыми; у ребенка интенсивно работает механизм подражания и воображения.

В процессе ролевой игры происходит формирование творческого  воображения и способности произвольно  управлять своим поведением. Ролевые  игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и  речи. Эльконин Д.Б. говорил, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания».

Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы  и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, лепке  и в это же время идет процесс  перехода от наглядно-действенного к образному мышлению. В конце данной стадии, по мнению А.Н.Леонтьева, ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет).

 

Поступление ребенка в  школу характеризует новый этап развития психики.. Теперь его система  отношений с окружающим миром  определяется не только взаимоотношениями  со взрослыми, но и со сверстниками. Изменение социальной ситуации состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое значение имеет выделение особого типа отношений со взрослыми, опосредованных задачей

Начинается этот период, как правило, кризисом 7 лет. Ребенок  теряет свою детскую непосредственность - образуется потаенный внутренний мир рефлексии чувств. С внешней  стороны поведения появляется манерничанье как выражение ощущения своего взросления. «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка  к школьному обучению - психологическое  новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности  ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. В жизни ребенка появляется, наряду с родителями, и новый значимый человек - учитель, от оценки которого теперь во многом зависит самооценка школьника. Учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов.

Ведущая психическая активность - учебная деятельность. Младший  школьник активно включен в разные виды деятельности: игровую, трудовую, спортивную. Однако ведущее значение в этом возрасте приобретает учение. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место  в жизни ребенка. Все главные  изменения в психическом развитии, наблюдаемые на этой стадии, связаны  с учебой. Учебная деятельность- это деятельность, направленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Ведущая роль учебной деятельности в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника.

Основной закономерностью  психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные  требования к вниманию ребенка, и  тогда же происходит развитие произвольного  внимания, произвольного целенаправленного  наблюдения. Не менее серьезные требования обучение в школе предъявляет  к памяти ребенка. Он теперь должен не просто запоминать, а должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. В связи с  этим продуктивность памяти ребенка  сильно возрастает, хотя в первое время  обучения память имеет образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовой  материал, который не требует заучивания. Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Оно становится более связанным, последовательным, логическим. Также  у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связанно с овладением письменной речью. У него не только вырабатывается более  правильное понимание слов, но он учится правильно пользоваться грамматическими  категориями.

В процессе обучения у ребенка  происходит развитие личности. Прежде всего у него появляются интересы. Детские интересы, благодаря развитию познавательных процессов, заменяются учебными интересами. Дети проявляют повышенную заинтересованность в получении нового материала, особенно в начальных классах. Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив. Начав обучаться в школе, ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной общей целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность».

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических  процессов, продолжающимся формированием  личности, приобретением первого  опыта адаптации в коллективе.

2.5.Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет).

 

Этот период характеризуется  продолжением обучения. Вместе с тем  ребенок все более включается в жизнь общества. В это время  происходит завершение ориентации ребенка  в зависимости от пола на «мужскую»  и «женскую» деятельность. Более  того, стремясь к самореализации, ребенок  начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли  о будущей профессии.

В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических  процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка. Они  становятся более дифференцированными  и стойкими. Учебные интересы уже  не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться  на «взрослую» жизнь. Чувство взрослости - это психологический симптом  начала подросткового возраста.

На формирование личности в этот период оказывает воздействие  процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных  органов претерпевает определенные изменения, происходит интенсивная  выработка в организме половых  гормонов, появляется или усиливается  сексуальное влечение. Завершается  половая идентификация подростка.

Как правило, подростковый период и начало юношеского предрасполагает  к внутреннему конфликту между  биологическим статусом взрослого  и социальным статусом ребенка, который  может манифестироваться протестными  формами агрессивного поведения, стремлением  подражать взрослому манерами и  аксессуарами образа жизни, стремлением  нарушить границы пока еще запретных  зон социальной действительности.

Под воздействием всего комплекса  факторов происходит изменение психологического облика. В поведении мальчиков  все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще появляются женские поведенческие стереотипы.

Информация о работе Теория происхождения и развития психики в работах А.Н. Леонтьева