Теория психотипов Карла Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:25, реферат

Описание работы

Целью психологической типологии, по Юнгу, не является простая классификация людей на категории. Типология, по его мнению, представляет собой во-первых, инструмент исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психолологического опыта в некоем подобии координатной шкалы («тригонометрической сетки» — пишет Юнг). Во-вторых, типология — инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Личностные типы …………………………………………………………...... 4
Экстраверт ……………………………………………………………... 4
Интроверт ……………………………………………………………… 5
Основные функции ………………………………………………………....... 7
Мышление ……………………………………………………………... 7
Чувство ………………………………………………………………… 8
Ощущение ……………………………………………………………... 9
Интуиция ………………………………………………………………. 9
Определение типа ……………………………………………………………. 11
Типологическое обследование (тесты Грей-Уилрайт) ……………… 11
Определитель типов Майерс-Бриггс ………………………………… 11
Типология Юнга в изложении И. Карнауха ………………………………... 13
Заключение …………………………………………………………………… 15
Список использованной литературы ……………………………………….. 16

Файлы: 1 файл

8-5. Теория психотипов Карла Юнга.docx

— 42.22 Кб (Скачать файл)

Типологическое обследование (тесты Грей-Уилрайт)

Юнгианское типологическое обследование впервые разработали в 1944 году аналитики-юнгианцы Г. Грей, Джейн Уилрайт и Джозеф Уилрайт. Обычно его называют Грей-Уилрайт Тестом (ГУТ). В современном варианте тест состоит из 82 вопросов. На ответы дается не более 20 минут. Измерения производятся по трем шкалам:

  • интроверсия - экстраверсия (ИЭ)
  • ощущение - интуиция (ОИ)
  • мышление - чувство (МЧ)

Определитель Типов Майерс-Бриггс

Разработкой типологического показателя Майерс-Бригс (ТПМБ) занимались Катерина Бриге и ее дочь Изабель Бриге Майерс. Они начали свою работу в 1942 году и на протяжении нескольких лет вносили существенные изменения в показатель, делая его, в частности, пригодным для студентов высшей школы и колледжей. Так что первое руководство по практическому применению теста было опубликовано лишь в 1962 году. Оно включало также около двадцати исследований, разрабатывавших такие вопросы, как взимоотношение типов с личностными чертами, профессиональной ориентацией и творческими способностями. ТПМБ использовался в психотерапии и психологическом консультировании, так потребовалось проведение дополнительного исследования на его надежность и валидность. ТПМБ, как и ГУТ, разрабатывался эмпирическим путем, используя ответы людей, относимых к тому или иному типу, на основе отбора вопросов, ответы на которые отличались у представителей разных типов.

В настоящий момент используются две  формы ТПМБ:

  • форма F имеет 166 "закрытых" вопросов (forced-choice)
  • форма G содержит 126 вопросов такого же характера

Обе формы имеют очки по трем измерениям, описанным Юнгом, - ЭИ, МЧ, ОИ - и по четвертому, суждение - восприятие (СВ), содержавшемуся в юнговских работах в имплицитном (неявном) виде. Подсчеты по шкале МЧ ведутся для мужчин и женщин по-разному, учитывая тот факт, что в американской культуре (в которой этот тест и разрабатывался) мужчины имеют больше возможностей для развития мышления, а женщины - чувства.

Типология Юнга в изложении  И. Карнауха2

Человек, находясь в коммуникативном  пространстве, постоянно взаимодействует  с другими людьми. При этом оказываются  задействованными такие присущие организму функции, как усвоение информации и способ принятия решения. Осуществляются они мозгом человека — своеобразным пунктом переработки информации, у которого есть вход и выход. На входе мозг получает информацию, на выходе выдает готовое решение.

Согласно взглядам К.Г. Юнга, всех людей по способу восприятия информации можно разделить на две группы:

  • S — люди, воспринимающие только практическую, конкретную информацию (ту, которую можно увидеть, услышать, потрогать)
  • N — люди, воспринимающие понятийную, невербальную, «невидимую» информацию

Еще в две группы Юнг объединил  людей по способу принятия решений:

  • Т — люди, объективно, логически оценивающие информацию и аналогично принимающие решение
  • F — люди, субъективно оценивающие информацию, с этической точки зрения и так же принимающие решения

Человек, собирающий конкретную информацию (S), может принимать решения и  объективно, и субъективно. То же самое  относится и к человеку, принимающему информацию по типу N. Таким образом, К.Г. Юнг выделил четыре базовые психические функции.

  1. Сенсорика — S (от англ. «Sensation» — ощущающий) — функция конкретного восприятия мира через органы чувств.
  2. Интуиция — N (от англ. «Intuition» — интуитивный) — функция отвлеченного восприятия мира в целостных образах и картинах фантазии.
  3. Логика — Т (от англ. «Thinking» — думающий, мыслящий) — мыслительная функция психики человека, обрабатывающая информацию и принимающая решения объективно, беспристрастно.
  4. Этика — F (от англ. «Feeling» — чувствующий) — психическая функция субъективного суждения или оценки, основанная на вовлеченности во внутренний, душевный мир окружающих людей.

Таким образом, четыре психические  функции получили экстравертную  или интровертную окраску. Теперь модель личности стала более объемной, разносторонней и законченной. На основании всех приведенных параметров выделяют восемь базовых психотипов.

Экстраверты:

  • ES — сенсорный экстраверт
  • EN — интуитивный экстраверт
  • ЕТ — логический экстраверт
  • EF — этический экстраверт

Интроверты:

  • IS — сенсорный интроверт
  • IN — интуитивный интроверт
  • IT — логический интроверт
  • IF — этический интроверт

Основываясь на подходе Юнга, сегодня  каждый может руководствоваться следующими постулатами.

Заключение

Также принадлежность к тому или иному типу определяет те сферы деятельности, в которых  человек сможет раскрыться лучше  всего. Экстраверты, например, хорошие  ораторы и коллективисты, они  по своей природе «люди сцены» — из них получаются лучшие вдохновители и продавцы (любого масштаба). А интровертам  ближе работа индивидуальная, аналитическая  или творческая, такая, где не нужно  будет постоянно носиться взад-вперед и разговаривать без умолку.

Гармоничное взаимодействие возможно только между  противоположностями. Интроверт и  экстраверт в обществе друг друга  чувствуют себя лучше всего, но не всегда это понимают, поэтому ищут друзей среди представителей своего вида, а потом сами же не знают, куда их девать. А противоположный тип  может казаться каким-то слишком  не таким, чтобы с ним связываться.

К сожалению, ни у кого все четыре функции не развиты одинаково хорошо. Каждый индивид имеет одну доминантную  функцию и одну частично развитую вспомогательную функцию. Две другие функции, в общей, бессознательны и действуют со значительно меньшей эффективностью. Развитая и осознанная, доминирующая и вспомогательная функции, их противоположности — все это уходит глубоко в бессознательное.

Функции одного типа показывают связи силы, слабости и предпочитаемого стиля  деятельности. Типология Юнга особенно полезна, когда нам требуется  понять социальные связи; она описывает  различные способы восприятия и  использует разнообразные критерии в создании и формировании мнений.

Список используемой литературы

  1. Карл Густав Юнг. Психологические типы, Спб.: Азбука, 2001
  2. Каменева И.П. «Соционика, ментология и психология личности», 2002, № 3.
  3. http://psylist.net
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki
  5. http://www.psychologos.ru

1 Либидо - сексуальное желание или половой инстинкт; термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности

2 Карнаух Иван Иванович - психолог; руководитель Психологического центра ИТАР-ТАСС-Урал





Информация о работе Теория психотипов Карла Юнга