Теория речевой деятельности, характеристика ее основных положений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 00:36, реферат

Описание работы

По мнению АА. Леонтьева, речевая деятельность представляет собой специфический вид деятельности, не соотносимый непосредственно с «классическими» видами деятельности, например с трудом или игрой. Речевая деятельность «в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩАЯ (ФАЗНАЯ) СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДМЕТНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОПЕРАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

поия реферат.docx

— 324.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Теория речевой деятельности, характеристика ее основных положений»

 

 

 

 

Выполнила: Касенова А., гр.ИЯ-3-8:

 

Проверила: Загатова С.Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АСТАНА – 2013

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. ОБЩАЯ (ФАЗНАЯ) СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  5. ПРЕДМЕТНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  6. ОПЕРАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  7. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

 

По мнению АА. Леонтьева, речевая деятельность представляет собой специфический вид деятельности, не соотносимый непосредственно  с «классическими» видами деятельности, например с трудом или игрой. Речевая  деятельность «в форме отдельных  речевых действий обслуживает все  виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда  лежащий в ее основе побуждающий  ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого».

Согласно концепции московской психолингвистической школы, речевая  память человека не является пассивным  хранилищем сведений о языке. Это  динамическая (подвижная) функциональная система. Кроме того, существует постоянное взаимодействие между процессом  приобретения речевого опыта и его  продуктом. Другими словами, получая  новую информацию речевого плана, человек  не только перерабатывает ее, но и перестраивает  всю систему своего речевого опыта. Это позволяет считать речевую  деятельность достаточно сложной самоорганизующейся системой. В центре внимания психолингвистики находится именно организация и  механизмы речевой деятельности и поведения человека, а также  особенности их становления и  функционирования.

Такая трактовка речи человека впервые была дана в науке Л.С. Выготским (1934). В предпринятой им попытке создать новый подход к определению психики человека Л.С. Выготский исходил одновременно из двух основных положений. Во-первых, из того положения, что психика есть функция, свойство человека как материального существа; во-вторых, из того, что психика человека социальна, т. е. ее особенности нужно искать в истории человеческого общества. Единство этих двух положений Л.С. Выготский выразил в учении об опосредованном социальными средствами характере деятельности человека. Психика человека формируется как своего рода единство биологических (физиологических) предпосылок и социальных средств. Лишь усваивая эти средства, «присваивая их», делая их частью своей личности в своей деятельности, человек становится самим собою. Лишь как часть человеческой деятельности, как орудие психического субъекта – человека, эти средства, и прежде всего язык, проявляют свою сущность.

Речевая деятельность определяется ведущим отечественным специалистом по психолингвистике АА Леонтьевым как  процесс использования языка  для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности. По мнению А.А Леонтьева (разделяемому далеко не всеми отечественными психолингвистами), речевая деятельность – это некоторая абстракция, не соотносимая непосредственно с «классическими» видами деятельности (познавательной, игровой, учебной), не могущая быть сопоставленной с трудом или игрой. Она – в форме отдельных речевых действий – обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого. Речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь – в познавательную деятельность. Таким образом, речь (РД) определяется как одно из средств осуществления неречевой деятельности, речевой (языковой) процесс, процесс порождения (производства) и восприятия (понимания) речи, обеспечивающий все другие виды деятельности человека. Это относится ко всем формам речи: (1) устной (звуковой), (2) письменной (чтение и письмо) и (3) кинетической (т. е. мимико-жестикуляторной) речи.

Отличительными признаками речевой деятельности (РД), по А.А. Леонтьеву, являются следующие.

 • Предметность деятельности. Она определяется тем, что РД, по образному выражению АН. Леонтьева, протекает «с глазу на глаз с окружающим миром» (135, с. 8). Иначе говоря, «в деятельности происходит как бы размыкание круга внутренних психических процессов навстречу объективному предметному миру, властно врывающемуся в этот круг, который, вовсе не замыкается».

 • Целенаправленность, которая означает, что любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие – промежуточной целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее.

 • Мотивированность РД. Она определяется тем, что в реальной действительности акт любой деятельности побуждается одновременно несколькими мотивами, слитыми в одно целое.

 • Иерархическая («вертикальная») организация речевой деятельности, включая иерархическую организацию ее единиц. В работах психологов школы Л.С. Выготского понятие об иерархической организации РД трактуется по-разному. Так, В.П. Зинченко ввел в нее понятие функционального блока (98); А.А. Леонтьев разграничил понятия макроопераций и микроопераций и ввел понятие о трех видах системности деятельностей; А.С. Асмолов ввел понятие об уровнях установок в деятельности и совместно с В.А. Петровским разработал идею «динамической парадигмы деятельности» (8).

 • Фазная («горизонтальная») организация деятельности .

Наиболее полное и удачное  в методическом плане определение  речевой деятельности было предложено известным отечественным ученым-психолингвистом, проф. И.А. Зимней. «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом). Речевая деятельность может входить в другую, более широкую деятельность, например общественно-производственную (трудовую), познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью;…каждый вид РД имеет свое «профессиональное воплощение», например РД говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо – писателя…».

Характеризуя речевую  деятельность, И.А. Зимняя указывает, что  РД представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством  языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности  человека в процессе общения.

Ясно, что в этих случаях  РД рассматривается как собственно коммуникативная, так и как профессиональная деятельность людей. Она выступает  в качестве самостоятельной, социально  «зафиксированной» деятельности человека. Исходя из этого положения, И.А. Зимняя делает очень важный методический вывод, который имеет самое непосредственное отношение к методике развития речи (а соответственно и к теории и практике логопедической работы): обучение речевой деятельности должно осуществляться с позиции формирования ее как самостоятельной, обладающей всей полнотой своих характеристик деятельности.

Любой вид деятельности направлен  на достижение определенной цели, которая  и определяет выбор действия, способ учета условий, в которых осуществляются эти действия. Любая деятельность (как правило) проходит этап ориентировки и выработки плана действия, в  процессе осуществления которого используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить полученный результат  с намеченным планом и в случае необходимости внести в действие какие-то изменения.

Следует подчеркнуть, что  любая деятельность включает этап (или  фазу), на котором происходит осознание  цели и выработка плана ее достижения. «Весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата…  и требует поэтому планирования и контроля исполнения».

Особой проблемой психологии человека и психолингвистики является соотношение речевой деятельности и деятельности общения. Общение  определяется в психологии как деятельность по решению задач социальной связи. Деятельность общения выступает  как общий тип специфически человеческой деятельности, частными проявлениями которой являются все виды взаимодействия человека с другими людьми и предметами окружающей действительности.

 Главным и универсальным видом взаимодействия между людьми в человеческом обществе является речь, речевая деятельность. Таким образом, деятельность общения и речевая деятельность рассматриваются в общей психологии как общее и частное, как целое и часть. Речь в этом случае может рассматриваться как форма и одновременно способ деятельности общения. «Речевая деятельность, – считает АА. Леонтьев, – есть специализированное употребление речи для общения и в этом смысле – частный случай деятельности общения».

 Следует, однако, учитывать, что речевая деятельность не ограничивается рамками общения, коммуникации в человеческом обществе. Она играет огромную роль в жизни человека; становление и развитие РД теснейшим образом связано со становлением и развитием всей личности человека в целом. А.А. Леонтьев подчеркивает, что «речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь – в познавательную деятельность» . Как справедливо указывает И.А. Зимняя, речь, речевая деятельность является неотъемлемой составной частью личности человека, она теснейшим образом связана с его сознанием. Таким образом, РД является одним из важнейших условий осуществления интеллектуальной деятельности (познание, осознание, аналитико-синтетическая деятельность, творчество).

Важно отметить, что язык, выступающий как основное средство речевой деятельности и являющийся ее неотъемлемой составной частью, по определению Л.С. Выготского, есть единство общения и обобщения (как продукта интеллектуальной деятельности) – в этом и состоит его сущность. Соотношение и взаимосвязь РД и деятельности общения может быть отражено в виде следующей достаточно простой схемы:

 

 

Из сказанного со всей очевидностью следует, что речевая деятельность имеет два основных варианта своего осуществления (иначе, реализации, воплощения). Первый – процесс речевой коммуникации (речевого общения), на который приходится примерно две трети всего «пласта» речевой деятельности; второй –  индивидуальная речемыслительная деятельность, реализуемая посредством внутренней речи.

 

 

§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Основные положения психолингвистической теории могут быть выражены в виде следующих постулатов.

 – Как и любая другая деятельность человека, речевая деятельность включает:

 • потребность, мотив, цель, замысел, установку, знания (культурологические, собственно языковые, и апелляцию к ним);

 • многосторонний анализ ситуации, в которой должна произойти и происходит деятельность;

 • принятие решения осуществлять или не осуществлять деятельность и выбор оптимальных для данной ситуации средств осуществления деятельности (форм речи, их вариантов и собственно языковых средств: фонетических, синтаксических, лексических и иных);

 • планирование деятельности (на разных уровнях осознания результатов планирования) и предсказание ее возможного результата;

• производство (выполнение) определенных действий и операций;

 • текущий контроль за совершаемой деятельностью и ее коррекция (если она необходима);

 • конечное сличение результата деятельности с ее целью (замыслом).

 – Единицами психолингвистического анализа являются элементарное речевое действие и речевая операция (в «предельном» варианте – целостный акт речевой деятельности).

 – Эти единицы должны нести в себе все основные признаки речевой деятельности. К ним относятся: 1) предметность деятельности (направленность на тот или иной предмет); 2) целенаправленность, т. к. любой акт деятельности характеризуется конечной, а любое действие – промежуточной целью, достижение которой, как правило, прогнозируется субъектом; 3) мотивированность (при этом акт деятельности человека, по АА. Леонтьеву, является, как правило, полимотивированным, т. е. побуждается несколькими мотивами, слитыми в единое целое); 4) иерархическая организация деятельности, включая иерархическую организацию ее единиц, и 5) фазная организация деятельности. Таким образом, в концепции московской психолингвистической школы единицы психолингвистического анализа выделяются и характеризуются в «деятельностной парадигме» .

Информация о работе Теория речевой деятельности, характеристика ее основных положений