Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 06:34, контрольная работа
Целью контрольной работы является раскрытие основных положений теории самоактуализации А. Маслоу и теории когнитивного диссонанаса Л. Фестингера.
Введение……………………………………………………….………………….3
Глава 1. Теория самоактуализации А. Маслоу………..….………………….…4
Глава 2.Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера……..……………...10
Заключение……………………………………………………………………….13
Литература………………………………………………………………….…....14
Введение……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
А.Маслоу (1908-1970) по праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности. Своими блестящими лекциями и книгами он также способствовал распространению идей этой школы, хотя по степени популярности в США они уступают бихевиоризму и психоанализу.
Собственная теория Маслоу, которую ученый разработал к 50-м годам, изложена им в книгах «К психологии бытия» (1968), «Мотивация и личность» (1970) и др. Она появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период, так же как и сама идея Маслоу о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму.
Согласно когнитивным теориям мотивации, поведение индивида зависит от его представлений о мире и когнитивного восприятия ситуации. Начало когнитивным теориям положил Леон Фестингер (8.05.1919 – 11.02.1989). Именно ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эту теорию Фестингер предложил в 1957 году. В основе теории лежит то, что «связанные между собой установки человека стремятся именно к согласованности».
Целью контрольной работы является раскрытие основных положений теории самоактуализации А. Маслоу и теории когнитивного диссонанаса Л. Фестингера.
При написании контрольной работы использовались учебники по истории психологии, теориям личности, а также книги А. Маслоу и Л. Фестингера.
Теория личности Абрахама Маслоу (50-60-е годы XX века) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую «растущую верхушку» общества.
В отличие от психологов психоаналитического направления Маслоу изучал не больных людей, а душевно здорового и творчески развитого человека, того, кто достиг высшей степени самоактуализации, ибо нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье. А под самоактуализацией он понимал «полное использование способностей, талантов, возможностей и т. п.».
У Маслоу набралась группа всего из 18 человек: девяти современников и девяти исторических личностей: А. Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, Э. Рузвельт, Д. Адамс, У. Джемс, А. Швейцер, О. Хаксли, Б. Спиноза и др.
Он дал признаки самоактуализирующихся личностей [2; с.15]:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Потребность в отъединенности
и в уединении.
Признак вытекает из потребности в самоактуализации. Она может наступить только тогда,
когда я один. Ведь лекцию я готовлю, варю
пищу или пишу книгу в одиночестве. Общество
мне нужно для признания моих заслуг.
6. Автономия, независимость от культуры
и среды.
Качество совершенно необходимое. Иначе
не сделаешь ничего принципиально нового, т. е.
не самоактуализируешься.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Мистичность и опыт высших состояний. Архимед, когда он с криком «Эврика!» выскочил из ванны и голым побежал по улицам Сиракуз, безусловно, испытывал опыт высших состояний.
9. Более глубокие межличностные отношения.
10. Демократическая структура
11. Чувство сопричастности, единения с другими.
12. Различение средств и целей, добра и зла.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
14. Самоактуализирущееся творчество. Каждый завершенный этап является ступенькой к следующему шагу.
15. Сопротивление аккультурации, трансцендирование любой части культуры.
Маслоу описывает восемь моментов самоактуализации.
1. Полное живое беззаветное
2. При каждом выборе решать
в пользу роста. Выбирать безопасное
— значит оставаться при
3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит решить для себя, нравится ли тебе самому определенные пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других [3; с.48].
4. Честность и принятие
5. Научиться верить своим
6. Постоянное развитие своих
способностей, использование их, чтобы
хорошо делать то, что мы хотим
делать. Большой талант — это
не то же самое, что самоактуализация.
Многие одаренные люди не
7. Переходные моменты в
«Пик переживания» — это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с ним. По Маслоу, высшие пики характеризуются «чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, восторга, трепета, потерей ощущения пространства и времени [3; с.51] ».
Хорошо, когда личность достигает «плато переживания», которое представляет собой фундаментальное изменение отношения к миру, обусловливающее новые точки зрения, оценки и усиленное осознавание мира.
8. Дальнейший шаг в
Человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования.
Все люди от рождения обладают творческими потенциями, которые у большинства угасают в результате окультуривания. Разрушительные силы в них является результатом неудовлетворенности базисных потребностей.
Человек — это желающее существо, которое редко и ненадолго достигает полного удовлетворения. Все его потребности врожденные, или инстинктоидные. У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле этого слова, он имеет лишь их рудименты, остатки, которые легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения [3; с.61].
Маслоу перечисляет следующие фундаментальные
потребности:
1. Физиологические потребности. Это потребность
в пище, сне, сексе и т. п.
2. Потребность в безопасности. Для удовлетворения
этой потребности человек соблюдает определенный
режим дня, приобретает квартиру, одежду
и т. п.
3. Потребность в любви и принадлежности.
Человек заводит семью, друзей.
4. Потребность в уважении. Человек делает
карьеру, занимается наукой, участвует
в политической и общественной жизни.
5. Потребность в самоактуализации. Это
в иерархии потребностей самый высокий
уровень. Человек реализует свои способности.
Высшие потребности имеют следующие признаки:
1. Высшие потребности более поздние.
2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.
3. Жизнь на более высоком уровне
потребностей означает более
высокую биологическую
4. Высшие потребности
5. Удовлетворение высших
Фактически полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворил свои потребности в самоактуализации. Особенно хорошо это видно на примере тех людей, которые удовлетворили потребности первых четырех уровней, но не смогли удовлетворить пятого.
«Способности настойчиво требуют употребления и прекращают свое требование, когда их достаточно и полно употребляют». Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. И если люди жалуются на то, что не могут удовлетворить свои потребности в самоусовершенствовании, справедливости, красоте, истине, то это высокий уровень жалоб, ибо он указывает, что дела идут неплохо.
Маслоу полагает, что жалобам конца не будет; можно лишь надеяться на повышение их уровня. Уровень жалоб служит показателем развития личности и просвещенности общества.
Таким образом, самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, идеальное функционирование.
Теория когнитивного диссонанса — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок [5; с.19] .
Словосочетание «когнитивный диссонанс» происходит от английских терминов: «cognition» - знание; «dissonance» - несоответствие, разногласие. Само явление изучалось Леоном Фестингером в 1957 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтный ситуаций.
Под термином когнитивный диссонанс понимается любое несоответствие между когнициями (т.е. между любыми знаниями, мнениями или убеждениями, относящимися к окружению, кому-либо или чьему-либо поведению). Появление диссонанса, являясь психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить его и добиться консонанса (соответствия когниций). Помимо этого при наличии диссонанса человек активно избегает ситуаций и информации, которые могут привести к его возрастанию [5; с.22] .
Теория когнитивного диссонанса может быть изложена в трех основных пунктах:
а) между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;
б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту;
в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное, избирательное отношение к новой информации.
В качестве иллюстрации можно привести ставший уже нарицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:
а) изменить поведение, то есть бросить курить;
б) изменить знание, в данном случае — убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;
в) осторожно воспринимать новую информацию о вреде курения, то есть попросту игнорировать ее.
Когда и почему возникает диссонанс?
Во-первых, это ситуации, когда человек становится очевидцем непредсказуемых событий или когда ему становится известна какая-либо новая информация. Например, некий субъект планирует поездку на пикник в полной уверенности, что погода будет теплой и солнечной. Однако перед самым его выездом может начаться дождь. Так, знание о том, что идет дождь, будет противоречить его планам съездить за город.