Теория самоактуализации А.Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 06:34, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является раскрытие основных положений теории самоактуализации А. Маслоу и теории когнитивного диссонанаса Л. Фестингера.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………………….3
Глава 1. Теория самоактуализации А. Маслоу………..….………………….…4
Глава 2.Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера……..……………...10
Заключение……………………………………………………………………….13
Литература………………………………………………………………….…....14

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории психологии.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение……………………………………………………….………………….3

 

Глава 1. Теория самоактуализации А. Маслоу………..….………………….…4

 

Глава 2.Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера……..……………...10

Заключение……………………………………………………………………….13

 

Литература………………………………………………………………….…....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

А.Маслоу (1908-1970) по праву считается «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности. Своими блестящими лекциями и книгами он также способствовал распространению идей этой школы, хотя по степени популярности в США они уступают бихевиоризму и психоанализу.

Собственная теория Маслоу, которую ученый разработал к 50-м годам, изложена им в книгах «К психологии бытия» (1968), «Мотивация и личность» (1970) и др. Она появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период, так же как и сама идея Маслоу о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму.

Согласно когнитивным теориям мотивации, поведение индивида зависит от его представлений о мире и когнитивного восприятия ситуации. Начало когнитивным теориям положил Леон Фестингер (8.05.1919 – 11.02.1989). Именно ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эту теорию Фестингер предложил в 1957 году. В основе теории лежит то, что «связанные между собой установки человека стремятся именно к согласованности».

Целью контрольной работы является раскрытие основных положений теории самоактуализации А. Маслоу и теории когнитивного диссонанаса Л. Фестингера.

При написании контрольной работы использовались учебники по истории психологии, теориям личности, а также книги А. Маслоу и Л. Фестингера.

 

Глава 1. Теория самоактуализации А. Маслоу

 

Теория личности Абрахама Маслоу (50-60-е годы XX века) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую «растущую верхушку» общества. 

В отличие от психологов психоаналитического направления Маслоу изучал не больных людей, а душевно здорового и творчески развитого человека, того, кто достиг высшей степени самоактуализации, ибо нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье.  А под самоактуализацией он понимал «полное использование способностей, талантов, возможностей и т. п.».

У Маслоу набралась группа всего из 18 человек: девяти современников и девяти исторических личностей: А. Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, Э. Рузвельт, Д. Адамс, У. Джемс, А. Швейцер, О. Хаксли, Б. Спиноза и др.

Он дал признаки самоактуализирующихся личностей [2; с.15]:

1. Более эффективное восприятие  реальности и более комфортные  отношения с ней.

2. Принятие себя, других, природы.

3. Спонтанность, простота, естественность.

4. Центрированность на задаче (в  отличие от центрированности  на себе).

5. Потребность в отъединенности  и в уединении. 
Признак вытекает из потребности в самоактуализации. Она может наступить только тогда, когда я один. Ведь лекцию я готовлю, варю пищу или пишу книгу в одиночестве. Общество мне нужно для признания моих заслуг.

6. Автономия, независимость от культуры  и среды. 
Качество совершенно необходимое. Иначе не сделаешь ничего принципиально нового, т. е. не самоактуализируешься.

7. Постоянная свежесть оценки.

8. Мистичность и опыт высших  состояний. Архимед, когда он с  криком «Эврика!» выскочил из  ванны и голым побежал по  улицам Сиракуз, безусловно, испытывал  опыт высших состояний.

9. Более глубокие межличностные  отношения.

10. Демократическая структура характера. Свойство развивается по механизмам  идентификации. Раз у меня получилось, значит, и у другого может получиться.

11. Чувство сопричастности, единения  с другими.

12. Различение средств и целей, добра и зла.

13. Философское невраждебное чувство юмора.

14. Самоактуализирущееся творчество. Каждый завершенный этап является ступенькой к следующему шагу.

15. Сопротивление аккультурации, трансцендирование любой части культуры.

Маслоу описывает восемь моментов самоактуализации.

1. Полное живое беззаветное переживание  с полной концентрацией и полным  впитыванием. Обычно мы мало осознаем, что происходит в нас и вокруг  нас. Но у нас бывают моменты  повышенного осознания и интенсивного интереса, и эти моменты можно назвать самоактуализацией.

2. При каждом выборе решать  в пользу роста. Выбирать безопасное  — значит оставаться при известном  и знакомом, но рисковать стать  устаревшим и смешным. Выбирать  рост — значит открывать себя новому неожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном [3; с.47] .

3. Становиться реальным, существовать  фактически, а не только в потенциальности. Научение сонастраиваться со  своей собственной внутренней  природой. Это значит решить для  себя, нравится ли тебе самому определенные пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других [3; с.48].

4. Честность и принятие ответственности  на себя — моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы  внутри себя, не стараться хорошо  выглядеть или удовлетворять своими ответами других.

5. Научиться верить своим инстинктам  и суждениям и действовать  в соответствии с ними, а не  полагаться на то, что принято  в обществе. Тогда человек сможет  сделать правильный выбор профессии, спутника жизни, режима питания, вида искусства и пр. [3; с.48].

6. Постоянное развитие своих  способностей, использование их, чтобы  хорошо делать то, что мы хотим  делать. Большой талант — это  не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли  реализовать свои способности, другие же даже со средним талантом достигли многого. Самоактуализация — это процесс, не имеющий конца, это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичные достижения.

7. Переходные моменты в самоактуализации  — «пик переживания». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем более ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более конструктивно способны использовать нашу энергию. «Пик переживания» напоминают инсаит — завершение гештальта. Этот термин больше используется в психоаналитических школах.

 «Пик переживания» — это  те моменты, когда мы становимся  глубоко вовлеченными, взволнованными  миром и связанными с ним. По  Маслоу, высшие пики характеризуются  «чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, восторга, трепета, потерей ощущения пространства и времени [3; с.51] ».

Хорошо, когда личность достигает «плато переживания», которое представляет собой фундаментальное изменение отношения к миру, обусловливающее новые точки зрения, оценки и усиленное осознавание мира.

8. Дальнейший шаг в самоактуализации  — это обнаружение «защит»  и разрушение их. Здесь термин «защита» имеет то же содержание, что и в психоаналитических школах (рационализация, проекция, идентификация, вытеснение и пр.)

Человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. 

Все люди от рождения обладают творческими потенциями, которые у большинства угасают в результате окультуривания. Разрушительные силы в них является результатом неудовлетворенности базисных потребностей. 

Человек — это желающее существо, которое редко и ненадолго достигает полного удовлетворения. Все его потребности врожденные, или инстинктоидные. У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле этого слова, он имеет лишь их рудименты, остатки, которые легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения [3; с.61]. 

Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности: 
1. Физиологические потребности. Это потребность в пище, сне, сексе и т. п. 
2. Потребность в безопасности. Для удовлетворения этой потребности человек соблюдает определенный режим дня, приобретает квартиру, одежду и т. п. 
3. Потребность в любви и принадлежности. Человек заводит семью, друзей. 
4. Потребность в уважении. Человек делает карьеру, занимается наукой, участвует в политической и общественной жизни. 
5. Потребность в самоактуализации. Это в иерархии потребностей самый высокий уровень. Человек реализует свои способности.

Высшие потребности имеют следующие признаки:

1. Высшие потребности более поздние.

2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.

3. Жизнь на более высоком уровне  потребностей означает более  высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.

4. Высшие потребности воспринимаются  как менее насущные. «Мне не  до высоких материй», — говорит  человек, все усилия которого  не позволяют добыть ему даже пропитание.

5. Удовлетворение высших потребностей  чаще имеет своим результатом  развитие личности, чаще приносит  радость и счастье, обогащает  внутренний мир.

Фактически полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворил свои потребности в самоактуализации. Особенно хорошо это видно на примере тех людей, которые удовлетворили потребности первых четырех уровней, но не смогли удовлетворить пятого.

«Способности настойчиво требуют употребления и прекращают свое требование, когда их достаточно и полно употребляют». Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. И если люди жалуются на то, что не могут удовлетворить свои потребности в самоусовершенствовании, справедливости, красоте, истине, то это высокий уровень жалоб, ибо он указывает, что дела идут неплохо.

Маслоу полагает, что жалобам конца не будет; можно лишь надеяться на повышение их уровня. Уровень жалоб служит показателем развития личности и просвещенности общества.

 Таким образом, самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, идеальное функционирование. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

 

Теория когнитивного диссонанса  — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок [5; с.19] .

Словосочетание «когнитивный диссонанс» происходит от английских терминов: «cognition» - знание; «dissonance» - несоответствие, разногласие. Само явление изучалось Леоном Фестингером в 1957 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтный ситуаций.

Под термином когнитивный диссонанс понимается любое несоответствие между когнициями (т.е. между любыми знаниями, мнениями или убеждениями, относящимися к окружению, кому-либо или чьему-либо поведению). Появление диссонанса, являясь психологически дискомфортным, заставляет человека пытаться уменьшить его и добиться консонанса (соответствия когниций). Помимо этого при наличии диссонанса человек активно избегает ситуаций и информации, которые могут привести к его возрастанию [5; с.22]  .

Теория когнитивного диссонанса может быть изложена в трех основных пунктах:

а) между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс;

б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту;

в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное, избирательное отношение к новой информации.

В качестве иллюстрации можно привести ставший уже нарицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:

а) изменить поведение, то есть бросить курить;

б) изменить знание, в данном случае — убедить себя, что все рассуждения о вреде курения как минимум преувеличивают опасность, а то и вовсе недостоверны;

в) осторожно воспринимать новую информацию о вреде курения, то есть попросту игнорировать ее.

Когда и почему возникает диссонанс?

Во-первых, это ситуации, когда человек становится очевидцем непредсказуемых событий или когда ему становится известна какая-либо новая информация. Например, некий субъект планирует поездку на пикник в полной уверенности, что погода будет теплой и солнечной. Однако перед самым его выездом может начаться дождь. Так, знание о том, что идет дождь, будет противоречить его планам съездить за город.  

Информация о работе Теория самоактуализации А.Маслоу