Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:02, реферат
Сказкотерапия – это лечение сказками, мы имеем в виду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
При семейном и индивидуальном консультировании также достаточно часто используются истории, притчи,афоризмы, метафоры, метафорические карты, сказки и анекдоты.
По мнению Н. Пезешкиана [12]: «Истории могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.
Если истории и притчи при психологическом консультировании подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты.
Истории предлагают различные варианты действий.
После знакомства с семьей и выявлением ее актуальных проблем психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, историю, миф, притчу, которые бы отражали семейные проблемы.
Одна из важных функций истории – это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта».
1.1.2. Функции сказок
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок [6].
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
· о жизненно важных явлениях;
· о жизненных ценностях;
· о постановке целей;
· о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
· как устроен этот мир, кто его создал;
· что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
· какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
· какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
· какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
· как приобретать и ценить дружбу и любовь;
· какими ценностями руководствоваться в жизни;
· как строить отношения с родителями и детьми;
· как прощать.
1.2.Типологии сказок
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.
1.Художественные сказки
К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.
2.Народные сказки
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.
В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок.
Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.
Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"
Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.
Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.
Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека [5].
Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.
3.Авторские художественные
Чтобы помочь пациенту осознать
свои внутренние переживания, желательно
выбрать для работы с ним авторскую сказку,
несмотря на большое количество личностных
проекцией. Сказка Л.Пантелеева "Две
лягушки" подойдет для работы
с детьми и взрослыми. Эта сказка очень
терапевтична при работе с целью, или когда
человек теряет последнюю надежду, не
хочет жить или теряет последние силы.
Бороться за свою жизнь, свое здоровье,
свои цели надо до последнего, т.к. у каждого
из нас всегда есть тот единственный шанс,
внутренние ресурсы, которые помогают
справиться с любыми трудностями, стоящими
на жизненном пути человека.
4.Дидактические
сказки
В форме дидактических сказок
подаются учебные задания.
На сказкотерапевтических занятиях ребята
учатся переписывать заданные на дом математические
примеры в виде дидактических сказок.
В этих историях решение примера — это
прохождение испытания, ряд решенных примеров
приводит героя к успеху.
5.Психокоррекционные сказки
Ткач Р.М. [9] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
По мнению Зинкевич-Евстигнеевой
Т. Д. [5] психокоррекционные сказки создаются
для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией
здесь понимается «замещение» неэффективного
стиля поведения на более продуктивный,
а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Надо сказать, что применение психокоррекционных
сказок ограничено по возрасту (примерно
до 11–13 лет) и проблематике.
Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.
1. В первую очередь подобрать
героя, близкого ребенку по полу, возрасту,
характеру.
2. Потом описать жизнь героя в сказочной
стране так, чтобы ребенок нашел сходство
со своей жизнью.
3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию,
похожую на реальную ситуацию ребенка,
и приписать герою все переживания ребенка.
4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося
положения. Для этого необходимо начинать
усугублять ситуацию, приводить ее к логическому
концу, что также подталкивает героя к
изменениям. Герой может встречать существ,
оказавшихся в таком же положении, и смотреть,
как они выходят из ситуации; он встречает
«фигуру психотерапевта» — мудрого наставника,
объясняющего ему смысл происходящего
и т.д. Задача терапевта — через сказочные
события показать герою ситуацию с разных
сторон, предложить ему альтернативные
модели поведения, помочь найти позитивный
смысл в происходящем.
5. Осознание героем сказки своего неправильного
поведения и становление на путь изменений.
Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
6.Психотерапевтические сказки
Сказки, раскрывающие глубинный
смысл происходящих событий. Истории,
помогающие увидеть происходящее с другой
стороны. Такие сказки не всегда однозначны,
не всегда имеют традиционно счастливый
конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Психотерапевтические сказки часто оставляют
человека с вопросом. Это, в свою очередь,
стимулирует процесс личностного роста.
Многие психотерапевтические сказки посвящены
проблемам жизни и смерти, отношению к
потерям и приобретениям, любви и пути.
Эти сказки помогают там, где другие психологические
техники бессильны; там, где нам нужно
перейти в область философии событий и
взаимоотношений.
В сказкотерапии в зависимости от
решаемых проблем можно использовать
как русские народные сказки, так и сказки
русских и зарубежных авторов, где главным
персонажем является девушка или женщина.
Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-
Есть мужские сказки («Царевна-лягушка»,
где хотя и просматривается женский путь,
но главным героем является мужчина). В
работе с особыми детьми подойдет авторская
сказка "Серая
шейка" Мамин-Сибиряк Д.Н.
По мнению французского психиатра, доктора медицины и психологии Жана Годэна сказки Ш.Перро можно использовать при конкретных проблемных ситуациях. Так, например, сказку "Спящая красавица" можно применять при работе с детьми, переживающих кризис, а сказку "Ослиная шкура" при проблеме инцеста, "Мальчик с пальчик" - с брошенными детьми.
К детским сказкам условно можно
отнести:
«Красную Шапочку» Ш.Перро,
и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк
и семеро козлят», "Баба
Яга" и ряд других сказок русских
и зарубежных авторов.
1.3. Особенности
сказкотерапии с детьми
По мнению ряда авторов: Савченко С.Ф., Ивановской О.Г., Барабохиной В. А. и др.[7], в процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.
От психолога требуется выполнение следующих условий:
· При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
· Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
· Нельзя допускать затянувшихся пауз.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух [6]. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
· Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
· Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
· Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Однако, как пишет Чех Е.В. [10], сказки должны подходить ребенку по возрасту.
В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка».
Способность четко отделять
сказочную действительность от реальности
возникает к 3,5-4 годам.
Глава 2. Сказкотерапевтические методы
2.1. Основные методы сказкотерапии
По мнению Чех Е.В. [10] можно выделить несколько вариантов работы со сказкой.
Рассказывание сказки.
Рисование сказки.