Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:17, реферат
Психология – как и многие другие древние науки, существовала первоначально в качестве некоторой совокупности идей в составе других наук. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, протекание психических состояний, продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат.
В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах.
Введение 3
1. Типичные положительные психические состояния человека 4
2. Отрицательные психические состояния 9
3. Тест 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Содержание
Введение 3
1. Типичные положительные психические
состояния человека 4
2. Отрицательные психические состояния
9
3. Тест 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Введение
Психология – как и многие другие древние
науки, существовала первоначально в качестве
некоторой совокупности идей в составе
других наук. Процесс развития знаний
о психике человека, системе его психики,
протекание психических состояний, продолжался
на протяжении столетий, и сам этот процесс
также важен, как и результат.
В настоящее время не существует какой-либо
единой точки зрения на проблему состояний,
так как состояния личности можно рассматривать
в двух аспектах. Они являются одновременно
и срезами динамики личности, и интегральными
реакциями личности, обусловленными её
отношениями, целями активности и адаптивности
в окружающей среде и ситуации.
Под влиянием психических состояний, возникающих
в ходе жизненных отношений, трудовой
деятельности возможна перестройка устойчивых
качеств личности. Они отличаются крайним
многообразием и полярностью, означая,
что каждому психическому состоянию человека
соответствуют противоположные состояния.
Проблема психических состояний имеет
в человекознании огромное значение, поскольку
психические состояния существенно определяют
характер деятельности человека. Среди
психических явлений психическим состояниям
принадлежит одно из основных мест. Как
и все явления психической жизни, психические
состояния большей частью не спонтанны,
но детерминированы прежде всего внешними
воздействиями. Психические состояния,
целиком захватывающих человека, делают
их труднодоступным объектом научного
изучения.
Целью моей контрольной работы является
раскрыть психические состояния человека
и доказать, что их возникновение и протекание
зависит от индивидуальных психических
и нейрофизиологических качеств, жизненного
опыта, конкретной ситуации. Для достижения
данной цели необходимо выявить и обосновать
понятия:
1. Положительные психические состояния
2. Отрицательные психические состояния
и их предотвращение.
1. Типичные положительные психические
состояния человека
Психическое состояние – это внутренняя
целостная характеристика индивидуальной
психики, относительно неизменная во времени.
Психические состояния человека характеризуются
целостностью, подвижностью и относительной
устойчивостью, взаимосвязью с психическими
процессами и свойствами личности, индивидуальным
своеобразием и типичностью, крайним многообразием.
Каждому психическому состоянию человека
соответствует противоположное состояние
(уверенность ─ неуверенность, активность
─ пассивность, фрустрация ─ толерантность
и т. д.).
В зависимости от влияния на личность,
психические состояния человека делятся
на: положительные и отрицательные, стенические
и астенические.
Возникновение и протекание психических
состояний человека зависят от его индивидуальных
психических и нейрофизиологических качеств,
предшествующих психических состояний,
жизненного опыта, (в том числе профессионального),
возраста, физического состояния, конкретной
ситуации и т.д.
Однако можно выделить типичные положительные
и отрицательные психические состояния,
свойственные большинству людей, как в
повседневной жизни (любовь, счастье, горе
и т.д.), так и в профессиональной деятельности.
Сюда следует отнести психические состояния
профессиональной пригодности, осознания
значимости своей профессии, состояние
радости от успехов в работе, состояние
волевой активности и т. д. [Психология
и педагогика (Радугин А.А.) стр.110-112]
Рассмотрим некоторые положительные психические
состояния.
Наибольшее значение для придания положительных
эмоций, в большинстве случаев, имеет профессиональная
заинтересованность. Профессиональная
заинтересованность − психическое состояние,
для которого характерны: осознание значимости
профессиональной деятельности; стремление
больше узнать о ней и активно действовать
в ее области; концентрация внимания на
круге объектов, связанных с данной областью,
и при этом указанные объекты начинают
занимать господствующее положение в
сознании специалиста.
Творческое вдохновение − психическое
состояние, выражающееся в творческом
подъеме; обострении восприятия; повышении
способности воспроизведения ранее запечатленного;
возрастания мощи воображения; возникновении
целого ряда комбинаций оригинальных
впечатлений и т.
Решительность − психическое состояние
готовности быстро принять решение и привести
его в исполнение. Однако решительность
− это ни в коем случае не спешка, торопливость,
необдуманность, излишняя самоуверенность.
Необходимыми условиями решительности
являются широта мышления, проницательность,
мужество, большой жизненный и профессиональный
опыт, знания, планомерность работы. Поспешная
же «решительность», как и нерешительность,
то есть психическое состояние, характеризуемое
недостатком психологической готовности
принять решение и ведущее к необоснованной
отсрочке или невыполнению действий, чреваты
неблагоприятными последствиями и не
раз приводили к жизненным, в том числе
и профессиональным, ошибкам. [Психология
и педагогика (Радугин А.А.) стр.114]
Типично положительными состояниями повседневной
жизни являются радость, счастье, любовь
и многие другие состояния, имеющие яркую
положительную окраску. Они характеризуются
улыбкой на лице, удовольствием от общения
с другими людьми, ощущением принятия
окружающими, уверенностью в себе и спокойствием.
Положительно окрашенное эмоциональное
состояние влияет на протекание практически
всех психических процессов и поведение
человека. Стимулирование положительных
эмоций приводит к оригинальным и разнообразным
словесным ассоциациям, способствует
творческой отдаче и благоприятно влияет
на решение задач. Многие эксперименты
показали, что счастливые люди проявляют
большую готовность прийти на помощь другим.
Радость — одна из основных положительных
эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения,
удовольствия и счастья. Является положительной
внутренней мотивацией человека. Радость
считается противоположной грусти, печали.
Радость может отделяться от удовлетворения
и удовольствия и даже противопоставляться
им. Радость, как более «высокое» чувство,
в противопоставлении «душа» — «тело»
связывается с душой, а удовольствие, как
всего лишь «ощущение, реакция» — с телом.
Способность к любви у высших животных
может проявляться в форме привязанности,
сложных взаимоотношений социального
типа внутри группы, но в полной мере она
спорна и пока не подтверждена.
Любовь — одна из фундаментальных и общих
тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения
о любви и её анализ как явления восходят
к древнейшим философским системам и литературным
памятникам, известным человеку.
Для каждого состояния могут быть зафиксированы
эмоциональные, активационные, тонические
и тензионные характеристики. Все характеристики
взаимосвязаны и в большинстве случаев
изменяются согласованно. Например, при
психических состояниях, для которых типичны
положительные эмоции (состояние радости),
наблюдается возрастание активации и
тонуса, снижение напряжения. Ни один вид
деятельности человека не может протекать
без эмоций, накладывающих на эти виды
деятельности своеобразный отпечаток.
Эмоции пронизывают собой взаимоотношения
людей, составляют существенную сторону
характерных свойств личности человека.
Они связаны не только с непосредственными
раздражениями внешней среды, но и с представлениями,
воспроизводимыми по памяти, составляя
существенную сторону процесса воображения.
Эмоции органически входят в мотивы поведения,
и человек часто действует под их влиянием.
Эмоции связаны с потребностями, поскольку,
как правило, при удовлетворении потребностей
человек испытывает положительные эмоции
и, наоборот, при невозможности получить
желаемое – отрицательные. Эмоции и чувства
включаются во все психические процессы
и состояния человека. Все психические
состояния вызваны, поддерживаются и регулируются
эмоциями. Любые проявления активности
личности сопровождаются эмоциональными
переживаниями.
Психическое состояние, при котором благоприятно
сочетаются и эффективно протекают познавательные,
эмоциональные и волевые процессы называется
вдохновением. Благодаря вдохновению
наиболее успешно протекает мыслительная
деятельность и волевая активность человека.
Вдохновение способствует подъему работоспособности
и ослаблению чувства усталости; человек
испытывает при этом большое чувство радости.
Такое состояние облегчает труд и делает
его жизненно важной потребностью.
Счастье — психологическое состояние,
при котором человек испытывает удовлетворенность
собственным бытием, внутренняя гармония.
Разделяются: эпизодическая удовлетворенность
по случаю конкретных событий жизни и
интегральная характеристика того, насколько
удовлетворение данной актуализированной
потребности не противоречит возможности
удовлетворить другие потребности. [Каретко
М.А. О счастье. 1992. №1. С. 186]
Положительные состояния оказывают благотворное
влияние на жизненный тонус человека.
Когда что-то нравится, то возникает положительная
эмоция, а для того, чтобы быть здоровым
и активным, нужны положительные эмоции
и положительные психические состояния.
Таким образом, мы видим, что стенические
психические состояния сопровождаются
положительными эмоциями, характеризуются
повышением жизнедеятельности (возникает
состояние возбуждения, радостного волнения,
подъёма, бодрости). При переживании дыхание
становится глубоким и лёгким, сердце
работает энергичнее, в глазах появляется
блеск, корпус выпрямляется, организм
мобилизуется для выполнения действий,
требующих затраты большей, чем обычно
энергии. Они активны, переживаются с положительным
эмоциональным тоном, уверенностью и хорошим
расположением духа. Человек полон сил
и готов прийти на помощь другому.
2. Отрицательные психические состояния
человека
Современная психология рассматривает
психическое состояние как относительно
самостоятельный аспект характеристики
психологии личности. Наряду с положительными
(стеническими) состояниями у человека
в процессе его жизнедеятельности (деятельности,
общения) могут возникать и отрицательные
(астенические) психические состояния.
Например, нерешительность как психическое
состояние может возникнуть при отсутствии
у человека самостоятельности, уверенности
в себе, ввиду новизны, неясности, запутанности
той или иной жизненной ситуации, в экстремальных
(крайних) условиях. Такие условия приводят
и к возникновению состояния психической
напряженности.
Состояние психического напряжения –
это комплекс интеллектуальных и эмоционально-волевых
проявлений в сложных условиях деятельности.
Можно и нужно говорить о состоянии сугубо
операционной напряженности, то есть напряженности,
которая возникает как результат сложности
выполняемой деятельности (интеллектуальная
нагрузка и т. д.) и эмоциональной напряженности,
вызванной эмоциональными экстремальными
условиями (работой с людьми, в том числе
с больными, правонарушителями и т.д.).
Длительные и труднопереносимые нагрузки,
непреодолимые конфликты вызывают у человека
состояние депрессии – отрицательное
эмоционально-психическое состояние,
сопровождающееся болезненной пассивностью.
В состоянии депрессии индивид испытывает
мучительно тоску, отчаяние. Резко снижается
самооценка личности. [Общая и социальная
психология (Еникеев М.И.) стр.312] Депрессивные
состояния возникают в ситуациях утраты:
смерть близких, разрыв дружеских или
любовных отношений. Для такого состояния
характерна мрачная оценка прошлого и
настоящего, пессимизм в оценке будущего.
К отрицательным состояниям следует отнести
и повышенную агрессивность. Агрессия
формируется в неблагоприятных условиях
психического развития личности. Можно
сказать, что степень агрессивности индивида
– показатель уровня его десоциализированности.
[Общая и социальная психология (Еникеев
М.И.) стр.325] Агрессия – проявление враждебности
в чувствах и действиях индивида. Существуют
также такие виды, которые ориентированы
против жизни и обусловлены патологией
психики (некрофилия и др.).
Понятие стресса в современной психологии
является многозначным. Им обозначается
как ситуация этого состояния, так и оно
само. Этим термином определяют как собственно
стрессовые явления, выражающиеся в дезорганизации
проведения вплоть до появления нервно-эмоционального
срыва, так и некоторые промежуточные
состояния, которые точнее было бы считать
проявлением психической напряженности
(а ее крайние формы — стрессом).
Заканчивая разговор об отрицательных
психических состояниях, которые могут
возникать у человека в процессе его деятельности
и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться
на состояниях персеверации и ригидности.
Некоторые авторы, особенно зарубежные
(Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют
эти состояния, и в них действительно много
общего. Ригидность - более активное состояние,
характеризующееся сопротивлением изменениям,
близкое к упрямству. Ригидность более
личностное состояние, чем персеверация,
показывает отношение или установку человека
к изменениям.
Психическая нагрузка в течение продолжительного
времени приводит к состоянию утомления
– временному снижению работоспособности
вследствие истощения психических ресурсов
индивида. Резко снижаются точность и
скорость совершаемых операций, чувствительность
возникают сдвиги в эмоционально-волевой
сфере. Состояние утомления возникает
и при монотонных действиях. В этих случаях
необходима специально организованная
внешняя стимуляция, направленная на преодоление
монотонности в деятельности человека
(вплоть до использования функциональной
музыки).
Психическое развитие индивида происходит
неравномерно. Важнейшими факторами, предотвращающими
возникновение отрицательных психических
состояний у человека, являются формирование
и развитие у него чувства долга и ответственности,
самоконтроля, мужества, настойчивости,
самокритичности, интеллектуальной активности
и других положительных нравственных,
характерологических, интеллектуальных
и психофизиологических качеств, а также
овладение методами психической саморегуляции
(аутогенная тренировка и др.). Для предотвращения
возникновения отрицательных психических
состояний у человека также необходима
направленность на себя. Нужно созерцать
то, что уводит от жизненных тревог. Найдены
подтверждения того, что жизнерадостные
люди более устойчивы, способны сохранять
контроль и критичность в сложных ситуациях.
Локус контроля (Роттер) определяет, насколько
эффективно человек может контролировать
окружающую обстановку и владеть ею.
Важным направлением психологической
помощи является обучение человека определенным
приемам и выработка навыков поведения
в стрессовых ситуациях, повышение уверенности
в себе и самопринятие. В то же время каждый
человек имеет свой индивидуальный набор
переживаний, сопутствующих успеху или
препятствующих достижению цели. Человек
должен находиться в комфортных условиях,
быть отдохнувшим и не обремененным какими
либо заботами, т.е. в ситуации отсутствия
необходимости приспособления к ней. Специалисты
такое состояние называют состоянием
релаксации. Релаксация - это состояние
успокоения, расслабления и восстановления.
Это состояние возникает вследствие снятия
напряжения, после сильных переживаний
или физических усилий. Релаксация может
быть непроизвольной и произвольной. Например,
непроизвольное состояние расслабленности
возникает при засыпании или при значительном
физическом и психическом утомлении. Произвольная
релаксация возникает путем принятия
спокойной позы, мысленного представления
состояния, обычно соответствующего покою,
расслабления мышц, вовлеченных в различные
виды активности. Обычно произвольная
релаксация вызывается в процессе аутогенных
тренировок, направленных на снятие эмоционального
перенапряжения, поскольку само по себе
возникновение состояния релаксации приводит
к нормализации эмоциональной сферы. Современная
практика психологической подготовки
людей к различным видам деятельности,
их социальное обучение, например с помощью
всевозможных тренинговых программ, позволяет
развить навыки компетентности в общении,
важнейшей составляющей которой является
восприятие и понимание людьми друг друга.
3. Тест
Укажите, какое психологическое понятие
характеризуется как эмоциональное состояние,
возникающее при неудачах, сопровождающееся
переживанием безысходности, крушением
надежд»
а) аффект;
б) фрустрация;
в) стеническая эмоция.
Правильный ответ – б) фрустрация.
Фрустрация — негативное психическое
состояние, обусловленное невозможностью
удовлетворения тех или иных потребностей.
Это состояние проявляется в переживаниях
разочарования, тревоги, раздражительности,
наконец, отчаянии. Эффективность деятельности
при этом существенно снижается.
Фрустрация сопровождается целым набором
отрицательных эмоций, способных разрушить
сознание и деятельность. В состоянии
фрустрации человек может проявлять озлобленность,
подавленность. Например, при выполнении
какой-либо деятельности человек терпит
неудачу, что вызывает у него отрицательные
эмоции — огорчение, недовольство собой.
Если в такой ситуации окружающие люди
поддержат, помогут исправить ошибки,
пережитые эмоции останутся лишь эпизодом
в жизни человека.
Аффект — сильное и относительно кратковременное
эмоциональное состояние, возникшее в
связи с резким и неожиданным изменением
актуальных для субъекта жизненных обстоятельств
и сопровождающиеся явно выраженными
двигательными и висцеральными (внутриорганическими)
проявлениями.
Субъективно аффект переживается как
состояние, как бы навязанное человеку
извне, помимо его воли. Однако усиленным
волевым контролем в начальной стадии
развития аффекта его можно не допустить.
Важно сосредоточить сознание на крайне
отрицательных последствиях аффективного
поведения. К числу приемов преодоления
аффекта относятся произвольная задержка
двигательных реакций, изменение обстановки,
переключение на другую деятельность.
Однако самое важное условие преодоления
отрицательных аффектов – определенные
моральные качества личности, жизненный
опыт и его воспитание. Люди с неуравновешенными
процессами возбуждения и торможения
более склонны к аффектам, однако эта склонность
может быть преодолена путем самовоспитания.
Стеническая эмоция повышает активность
личности (положительная эмоция).
Положительные чувства – это «любовь»
в самом широком смысле. Она включает благодарность,
уважение, доверие, восхищение выдающимся
мастерством; все эти чувства усиливают
дружеское расположение и доброжелательность.
Возбуждать такую любовь к себе – конечная
цель жизни, если считать, что эта конечная
цель состоит в поддержании жизни и в наслаждении
ею. Устойчивое положение в обществе лучше
всего обеспечивается возбуждением положительных
чувств у максимального числа людей. Ведь
ни у кого не возникнет желание вредить
человеку, которого он любит, уважает,
к которому он испытывает доверие или
благодарность. Любое из явлений может
наблюдаться в стрессовой ситуации. Стресс
— это прежде всего эмоциональное состояние.
Как правило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные
раздражители (например, неудачи в деятельности
и общении, боязнь критики или принятия
ответственного решения – фрустрация,
аффект). Но не исключены случаи, например,
приезд близкого человека, что в определенной
мере позволяет говорить об эмоциональных
стрессах, адекватных и неадекватных,
вызвавшей их объективной обстановке
(стеническая эмоция).
Заключение
Сегодня в рамках психологического обеспечения
и психологического сопровождения деятельности
решаются вопросы диагностики психического
состояния, определения оптимальных индивидуальных
«рабочих» состояний, предупреждения
развития неблагоприятных психических
состояний. Психические состояния многомерны,
они выступают и как система организации
психических процессов, и как субъективное
отношение к отражаемому явлению, и как
механизм оценки отражаемой действительности.
Изменение психического состояния непосредственно
в процессе деятельности проявляется
в виде смены субъективного отношения
к отражаемой ситуации или смены мотивов
по отношению к решаемой задаче. В психических
состояниях, так же как и в других психических
явлениях, отражается взаимодействие
человека с жизненной средой. Любые существенные
изменения внешней среды, изменения во
внутреннем мире личности, в организме
вызывают определенный отклик в человеке
как целостности, влекут за собой переход
в новое психическое состояние, меняют
уровень активности субъекта, характер
переживаний и многое другое. Недостаточная
изученность психических состояний ограничивает
возможности их диагностики, прогноза
развития, изменчивости или устойчивости,
затрудняет учет влияния состояний на
поведение, деятельность и межличностные
отношения. Остаются мало исследованные
социальные и социально-психологические
причины благоприятных и неблагоприятных
состояний, а также потенциалы личности,
позволяющие регулировать состояние.
Для обучения и тренировки, лечения и реабилитации,
организации трудового процесса и многих
других сфер практики строго необходимы
знания психологии состояний. Поэтому
практическую значимость исследования
состояний трудно переоценить. Поскольку
многие психические состояния только
наблюдаемы или изучаются только интроспективным
методом, по самоотчетам людей, без привлечения
физиологических методик, создается впечатление,
что они чисто психологические. И это обстоятельство
чрезвычайно затрудняет разработку объективной
классификации состояний человека.
Список использованной литературы
1. Психология и педагогика//Радугин А.А.
2. Психология и этика делового общения:
учебник для студентов вузов. Под ред.
В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: Юнита-Дана, 2006
г.
3. Общая и социальная психология// Еникеев
М.И., под ред. О.А.Лисицыной 2 изд. – 2009 г.
4. Конфликтология/ Под ред. В.В. Ратникова.
М.:ЮНИТИ, 2005г.
5. Общая психология/ А.Г.Маклаков–Питер,
2001г.
6. Психология и педагогика:Учебное пособие/
Под ред.Э.В.Островского. –Вузовский учебник,
2005 г.
7. Ресурсы Интернета:
а)http://bookap.info
б)http://w.gumer.info в)http://referat.ru
г) http://zaochno.at.
Информация о работе Типичные положительные психические состояния человека