Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 19:22, контрольная работа
Описание работы
Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное ученье о характере – характерология. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям, с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.
Содержание работы
Введение 3 1.Типология социальных характеров Фромма 4 2.Типологические модели индивидуальных характеров 11 3. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности 17 Заключение 23 Список литературы 24
Обычно в норме у человека один
или несколько инстинктов доминируют,
остальные же выражены слабее, но полноценно
влияют на личностные тенденции. Однако
в силу определенных биологических и социальных
факторов доминирование одного или нескольких
инстинктов может быть чрезмерным до патологии,
а звучание остальных может оказаться
подавленным вплоть до атрофии, и тогда
речь идет об инстинктопатиях. Инстинктопатии
приводят к конфликтным межличностным
отношениям между их носителями и индивидами
с нормальным доминированием того или
иного инстинкта. Между инстинктопатиями
и психопатиями существует тесная связь:
так, при истероидной психопатии имеет
место гипердоминирование инстинктов
свободы, самосохранения и атрофия инстинктов
альтруизма, продолжения рода.
В зависимости от доминирования
того или иного инстинкта вытекает первичная
фундаментальная типология индивидуальности.
Каждый человек принадлежит к одному из
семи типов:
I - «эгофильному»;
II - «генофильному» (от латин.
genus - род);
III - «альтруистическому»;
IV - «исследовательскому»;
V - «доминантному»;
VI - «либер-тофильному» (от латин.
libertas - свобода);
VII - «дигни-тофильному» (от латин.
dignitas - достоинство).
Схема инстинктов
Приведем краткие личностные
характеристики в рамках данной типологии.
I. Эгофильный тип.
С раннего детства у человека этого типа
проявляется склонность к повышенной
осторожности, ребенок не отпускает мать
от себя ни на миг, боится темноты, высоты,
воды и т.п., нетерпим к боли (отказы от
лечения зубов, от посещения врачей и т.п.);
на базе этого типа формируется личность
с выраженной эгоцентричностью, тревожной
мнительностью, склонностью при неблагоприятных
обстоятельствах к навязчивым страхам,
фобиям или истерическим реакциям. Это
люди, для которых «безопасность и здоровье
- превыше всего!», а их кредо: «Жизнь одна
и больше не будет». Эволюционная целесообразность
наличия данного типа заключается в том,
что его носители, сохраняя себя, являются
хранителями генофонда рода, племени.
Для «эгофильного типа» характерны следующие
ведущие качества: эгоцентричность, консерватизм,
готовность поступиться социальными потребностями
ради собственной безопасности, отрицание
риска, тревожность в отношении своего
здоровья и благополучия.
II. Генофильный тип.
Для него характерна своеобразная разновидность
эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием
«Мы» (под «Мы» подразумевается семья)
вплоть до отрицания «Я». Ценности, цели,
жизненный замысел подчинены одному -
интересам детей, семьи. Уже в детстве
интересы этого типа людей фиксированы
на семье, и такой ребенок спокоен только
тогда, когда отец и мать вернулись с работы,
вся семья в сборе, все здоровы и у всех
хорошее настроение. Он обостренно чувствует
разлад в семье, и в этом случае у него
возникает депрессивная невротическая
реакция с энурезом и т.п. Это люди, которые
ценят «интересы семьи превыше всего»,
а их кредо: «Мой дом - моя крепость». Эволюционная
целесообразность наличия данного типа
заключается в том, что его носители - хранители
семьи, хранители генофонда рода, хранители
жизни. «Генофильному типу» присущи ведущие
качества: сверхлюбовь к своим детям,
семейственность, сверхзабота о безопасности
и здоровье своих детей, тенденция к отрицанию
своего «Я» в пользу «Мы» (семьи), сверхтревожность
относительно будущего своих детей.
III. Альтруистический
тип. Для людей этого типа характерны
доброта, эмпатия (сострадание), заботливость
к близким, особенно к пожилым, они способны
отдать другим последнее, даже необходимое
самим. Они убеждены, что не может быть
хорошо всем, если плохо кому-то одному,
а их кредо: «Доброта спасет мир, доброта
превыше всего». И они эволюционно хранители
доброты, мира, хранители жизни. Для «альтруистического
типа» характерны ведущие качества: доброта,
сопереживание, понимание людей, бескорыстность
в отношениях с людьми, забота о слабых
(больных), миролюбие.
IV. Исследовательский
тип. У людей этого типа с раннего детства
отмечается любознательность, стремление
во всем добраться до сути, склонность
к творчеству. Вначале этих людей интересует
все, но далее все сильнее и сильнее захватывает
какое-то одно страстное увлечение. Путешественники,
изобретатели, ученые - лица этого типа.
Их кредо: «Творчество и прогресс - превыше
всего». Эволюционная целесообразность
этого типа очевидна. «Исследовательскому
типу» присущи: склонность к исследовательской
деятельности, склонность к поиску
нового, новаторство в науке, искусстве
и т.д., способность без колебаний оставлять
обжитое место, налаженное дело при появлении
новых, требующих риска, но интересных
дел и задач, устремленность к творчеству,
самоотверженность в реализации творческих
устремлений.
V. Доминантный тип.
С раннего детства наблюдается стремление
к лидерству, умение организовать игру,
поставить цель, проявить волю для ее достижения;
формируется личность, знающая, чего она
хочет и как достигнуть желаемого, упорная
в достижении цели, готовая к продуманному
риску, умеющая разбираться в людях и повести
их за собой. Кредо этого типа: «Дело и
порядок превыше всего», «Один - ничто,
все - всё», «Будет хорошо всем - будет хорошо
каждому». Эволюционная целесообразность
наличия этого типа, рождающего лидеров,
организаторов, политиков в том, что они
- хранители интересов и чести всего рода.
Для «доминантного типа» характерны: склонность
к лидерству, к власти, предрасположенность
к решению сложных организационных задач,
приоритет перспектив служебного роста
над материальными стимулами, готовность
к жесткой борьбе за лидерство, за первое
место, приоритет общего (интересов дела,
коллектива) над частным (интересами одного
человека).
VI. Либер-тофильный
тип. Уже в колыбели дитя этого типа
протестует, когда его пеленают. Склонность
к протесту против любого ограничения
его свободы растет вместе с ним. Для людей
этого типа характерны стремление к самостоятельности,
отрицанию авторитетов (родителей, учителей),
терпимость к боли, склонность рано покидать
отчий дом, предрасположенность к риску,
упрямству, негативизму, нетерпимости
рутины, бюрократизма. Кредо таких людей:
«Свобода превыше всего!». И они - хранители
интересов и свободы каждого, индивидуальности,
они естественно ограничивают тенденции
лиц «доминантного типа». Они - хранители
свободы, а с этим - жизни. Либерт-офильному
типу присущи: склонность к протесту, бунтарству,
предрасположенность к перемене мест
(отрицание будничности), стремление к
независимости, склонность к реформаторству,
революционным преобразованиям, нетерпимость
к любым формам ограничений, к цензуре,
к подавлению «Я».
VII. Дигни-тофильный
тип. Уже в раннем детстве человек
этого типа способен уловить иронию, насмешку
и абсолютно нетерпим к любой форме унижения.
Характерна безоглядность, готовность
поступиться всем в отстаивании своих
прав, непоколебимая позиция «Честь превыше
всего». Инстинкт самосохранения у такого
человека на последнем месте. Во имя чести
и достоинства эти люди без колебания
идут на Голгофу. Привязанность к семье
выражается в форме сохранения фамильной
чести: «В нашем роду не было подлецов
и трусов». Эволюционная целесообразность
наличия такого типа заключается в том,
что его носители - хранители чести и достоинства
«Я», личности, а с этим - жизни, достойной
человека. Для «дигни-тофильного типа»
характерны: нетерпимость к любым формам
унижения, готовность поступиться благополучием
и социальным статусом во имя собственного
достоинства, приоритет чести и гордости
над безопасностью, бескомпромиссность
и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость
ко всем формам ущемления прав человека.
Наряду с «чистыми» по доминирующему
инстинкту типами наблюдаются и смешанные,
когда сочетаются I и II типы, I и IV, I и V, I
и VI, I и VII, II и III, II и V, II и VII, IV и V, IV и VII,
V и VII.
Таким образом, можно выделить
семь первичных профилей личности, а с
этим - семь врожденных судьбоносных ориентации,
определяющих формирование замыслов,
планов, образа жизни, системы ценностей
и тем самым осуществляющих сам выбор
судьбы. И как бы жизнь и воспитание ни
подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает
воздействовать через вытекающие из него
фундаментальные установки. Более того,
в случае подавления доминирующего инстинкта
он из неосознанной сферы еще сильнее
влияет на выбор. Реконструкция подавленной
или искаженной натуры - основа психотерапии
и психосоматического оздоровления.
Итак, инстинкты - фиксированная
в генетическом коде программа приспособления,
самосохранения и продолжения рода, отношения
к себе и к другим, включающая в себя индивидуальный
стиль адаптации и первичную специализацию
человека. Генетическая программа развития
индивида гармонична. Доминирующему инстинкту
соответствуют определенный темперамент,
конституция тела, лево- или правополушарное
доминирование, преимущественная выраженность
того или иного профиля интеллекта.
Реализация доминирующего инстинкта
в жизненном плане, образе жизни, в профессии,
в отношении к себе и другим, а со всем
этим и в выборе судьбы, приносит удовлетворенность,
гармоничность, адаптированность, здоровье
и долголетие. Волюнтаристское подавление,
игнорирование тенденций, вытекающих
из доминирующего инстинкта, или вынужденный
выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности,
дисгармоничности, к дезадаптации и болезни.
В натуре человека выделяют:
1) доминирующий инстинкт;
2) темперамент;
3) конституцию телосложения;
4) доминирующие эмоции (индивидуальный
стиль эмоционального восприятия
и реагирования;
5) половую принадлежность;
6) интеллектуальные способности;
7) иерархию потребностей
и ценностей, установок, определяющую
жизненные цели.
И все эти составляющие обусловливают
определенную степень адаптированности
человека к жизни, обусловливают его судьбу.
Заключение
Проанализировав данную тему
можно сделать следующие выводы.
Характер не является застывшим
образованием, он формируется на всем
жизненном пути человека. Вместе с тем
очевидно, что человек сам участвует в
выработке своего характера, поскольку
характер складывается в зависимости
от мировоззрения, от убеждений и привычек
нравственного поведения, которые он у
себя вырабатывает, от дел и поступков,
которые он совершает, - в зависимости
от всей его сознательной деятельности,
в которой характер, как сказано, не только
проявляется, но и формируется.
Все существующие концепции
типов характера обладают одним весьма
существенным недостатком. Дело в том,
что каждый человек индивидуален и не
всегда может быть отнесен к определенному
типу. Очень часто у одного и того же человека
оказываются достаточно развитыми самые
разные черты характера. Поэтому возникает
вопрос, на который до сих пор нет удовлетворительного
ответа: что делать с теми людьми, которые
не вписываются в классификацию и не могут
быть отнесены однозначно ни к одному
из предложенных типов? Такая промежуточная
группа людей составляет довольно значительную
часть – до половины всех людей.
Характер – это многогранное
явление, и вполне вероятно, что в ближайшее
время появятся новые, более точные научно
обоснованные типологии.
Список литературы
Столяренко Л.Д. «Основы психологии»
для студентов ВУЗов . - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: 2000.
Немов С.Р. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.