Типологии характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное ученье о характере – характерология. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков были выявление типов характера и их определение по внешним проявлениям, с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях.

Содержание работы

Введение 3
1.Типология социальных характеров Фромма 4
2.Типологические модели индивидуальных характеров 11
3. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности 17
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Основы психологии и педагогики.docx

— 78.46 Кб (Скачать файл)

Обычно в норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических и социальных факторов доминирование одного или нескольких инстинктов может быть чрезмерным до патологии, а звучание остальных может оказаться подавленным вплоть до атрофии, и тогда речь идет об инстинктопатиях. Инстинктопатии приводят к конфликтным межличностным отношениям между их носителями и индивидами с нормальным доминированием того или иного инстинкта. Между инстинктопатиями и психопатиями существует тесная связь: так, при истероидной психопатии имеет место гипердоминирование инстинктов свободы, самосохранения и атрофия инстинктов альтруизма, продолжения рода.

В зависимости от доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности. Каждый человек принадлежит к одному из семи типов:

I - «эгофильному»;

II - «генофильному» (от латин. genus - род);

III - «альтруистическому»;

IV - «исследовательскому»;

V - «доминантному»;

VI - «либер-тофильному» (от латин. libertas - свобода);

VII - «дигни-тофильному» (от латин. dignitas - достоинство).

 

Схема инстинктов

Приведем краткие личностные характеристики в рамках данной типологии.

I. Эгофильный тип. С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т.п., нетерпим к боли (отказы от лечения зубов, от посещения врачей и т.п.); на базе этого типа формируется личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых «безопасность и здоровье - превыше всего!», а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для «эгофильного типа» характерны следующие ведущие качества: эгоцентричность, консерватизм, готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности, отрицание риска, тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.

II. Генофильный тип. Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «Мы» (под «Мы» подразумевается семья) вплоть до отрицания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному - интересам детей, семьи. Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье, и такой ребенок спокоен только тогда, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Он обостренно чувствует разлад в семье, и в этом случае у него возникает депрессивная невротическая реакция с энурезом и т.п. Это люди, которые ценят «интересы семьи превыше всего», а их кредо: «Мой дом - моя крепость». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители - хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни. «Генофильному типу» присущи ведущие качества: сверхлюбовь к своим детям, семейственность, сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей, тенденция к отрицанию своего «Я» в пользу «Мы» (семьи), сверхтревожность относительно будущего своих детей.

III.  Альтруистический тип. Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия (сострадание), заботливость к близким, особенно к пожилым, они способны отдать другим последнее, даже необходимое самим. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо: «Доброта спасет мир, доброта превыше всего». И они эволюционно хранители доброты, мира, хранители жизни. Для «альтруистического типа» характерны ведущие качества: доброта, сопереживание, понимание людей, бескорыстность в отношениях с людьми, забота о слабых (больных), миролюбие.

IV. Исследовательский тип. У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству. Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели, ученые - лица этого типа. Их кредо: «Творчество и прогресс - превыше всего». Эволюционная целесообразность этого типа очевидна. «Исследовательскому типу» присущи: склонность к исследовательской деятельности,  склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и т.д., способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач, устремленность к творчеству, самоотверженность в реализации творческих устремлений.

V. Доминантный тип. С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения; формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой. Кредо этого типа: «Дело и порядок превыше всего», «Один - ничто, все - всё», «Будет хорошо всем - будет хорошо каждому». Эволюционная целесообразность наличия этого типа, рождающего лидеров, организаторов, политиков в том, что они - хранители интересов и чести всего рода. Для «доминантного типа» характерны: склонность к лидерству, к власти, предрасположенность к решению сложных организационных задач, приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами, готовность к жесткой борьбе за лидерство, за первое место, приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека).

VI.  Либер-тофильный тип. Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма. Кредо таких людей: «Свобода превыше всего!». И они - хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц «доминантного типа». Они - хранители свободы, а с этим - жизни. Либерт-офильному типу присущи: склонность к протесту, бунтарству, предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности), стремление к независимости, склонность к реформаторству, революционным преобразованиям, нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению «Я».

VII.  Дигни-тофильный тип. Уже в раннем детстве человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания идут на Голгофу. Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов». Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что его носители - хранители чести и достоинства «Я», личности, а с этим - жизни, достойной человека. Для «дигни-тофильного типа» характерны: нетерпимость к любым формам унижения, готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства, приоритет чести и гордости над безопасностью, бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами, нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Наряду с «чистыми» по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные, когда сочетаются I и II типы, I и IV, I и V, I и VI, I и VII, II и III, II и V, II и VII, IV и V, IV и VII, V и VII.

Таким образом, можно выделить семь первичных профилей личности, а с этим - семь врожденных судьбоносных ориентации, определяющих формирование замыслов, планов, образа жизни, системы ценностей и тем самым осуществляющих сам выбор судьбы. И как бы жизнь и воспитание ни подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае подавления доминирующего инстинкта он из неосознанной сферы еще сильнее влияет на выбор. Реконструкция подавленной или искаженной натуры - основа психотерапии и психосоматического оздоровления.

Итак, инстинкты - фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации и первичную специализацию человека. Генетическая программа развития индивида гармонична. Доминирующему инстинкту соответствуют определенный темперамент, конституция тела, лево- или правополушарное доминирование, преимущественная выраженность того или иного профиля интеллекта.

Реализация доминирующего инстинкта в жизненном плане, образе жизни, в профессии, в отношении к себе и другим, а со всем этим и в выборе судьбы, приносит удовлетворенность, гармоничность, адаптированность, здоровье и долголетие. Волюнтаристское подавление, игнорирование тенденций, вытекающих из доминирующего инстинкта, или вынужденный выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дисгармоничности, к дезадаптации и болезни.

В натуре человека выделяют:

1) доминирующий инстинкт;

2) темперамент;

3) конституцию телосложения;

4) доминирующие эмоции (индивидуальный  стиль эмоционального восприятия  и реагирования;

5) половую принадлежность;

6) интеллектуальные способности;

7) иерархию потребностей  и ценностей, установок, определяющую жизненные цели.

И все эти составляющие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, обусловливают его судьбу. 

 

Заключение

 

 

Проанализировав данную тему можно сделать следующие выводы.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Вместе с тем очевидно, что человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, - в зависимости от всей его сознательной деятельности, в которой характер, как сказано, не только проявляется, но и формируется.

Все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному типу. Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера. Поэтому возникает вопрос, на который до сих пор нет удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть – до половины всех людей.

Характер – это многогранное явление, и вполне вероятно, что в ближайшее время появятся новые, более точные научно обоснованные типологии.

 

Список литературы

 

  1. Столяренко Л.Д. «Основы психологии» для студентов ВУЗов . - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: 2000.
  2. Маклаков А.Г. «Общая психология: Учебник для вузов» – СПб.: Питер, 2006.
  3. Немов С.Р. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.

Информация о работе Типологии характера