Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:47, контрольная работа
Наиболее полное и яркое описание феноменологии и типологии собственно характера принадлежит отечественному психиатру П.Б. Ганнушкину в его учении о конституционных психопатических личностях (1933). Психопатиями (отгреч.psyche — душа npathos — страдание) он называл такие аномалии характера, которые "определяют весь психический облик индивидуума", в течение жизни "не подвергаются сколь-нибудь резким изменениям" и "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О.В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. Отклонения характера от определенного среднего или нормального типа у таких личностей таковы, что от них страдают или они сами, или общество.
12. Интровертированный тип — замкнут, малоконтактен, оторван от реальности, погружен в свои размышления, не любит вмешательства в личную жизнь. Часто эмоционально дистанцирован от окружающих, слабо привязан к людям. Отличается принципиальностью, твердостью убеждений, однако часто чрезмерно упрям в отстаивании своей точки зрения.
Характерологический опросник X. Шмышека (Schieschek H., 1970) Предназначен для определения акцентуаций характера. В его основу положена концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда. Испытуемый должен отметить знаком "+" (да) те вопросы, с которыми он согласен, знаком " — " (нет) те, с которыми не согласен.
1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?
2. Вы чувствительны к оскорблениям?
3. Бывает ли так,
что у Вас на глаза
4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сдельно правильно, и не успокаиваетесь пока не убедитесь в том, что все сделано правильно?
5. В детстве Вы были таким же смелым и отчаянным, как Ваши сверстники?
6. Часто ли у Вас
меняется настроение от
7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?
8. Бывает ли, что Вы
беспричинно находитесь в
9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли Вы
восхищаться, восторгаться чем-
11. Предприимчивы ли Вы?
12. Вы быстро забываете, если Вас кто-либо обидит?
13. Мягкосердечны ли Вы?
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?
15. Стремитесь ли Вы всегда считаться одним из лучших работников (учащихся)?
16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)?
17. Стремитесь ли Вы всюду и во всем соблюдать порядок?
18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?
19. Любят ли Вас Ваши знакомые?
20. Часто ли у Вас
бывает чувство внутреннего
21. У Вас часто несколько подавленное настроение?
22. Бывали ли у Вас хотя бы раз истерика или нервный срыв?
23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?
24. Если по отношению к Вам
несправедливо поступили,
25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?
26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, и Вы сразу же стараетесь поправить их?
27. Вы в детстве боялись
28. Часто ли у Вас бывают
колебания настроения без
29. Всегда ли Вы стремитесь
быть достаточно сильным
30. Быстро ли Вы начинаете злиться и впадать в гнев?
31. Можете ли Вы быть абсолютно веселым?
32. Бывает ли так,
что ощущение счастья
33. Как Вы думаете,
получился бы из Вас ведущий
(конферансье) в
34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?
35. Вам трудно переносить вид крови?
36. Любите ли Вы работу с высокой ответственностью?
37. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступают несправедливо?
38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?
39. Вы предпочитаете работу, где надо действовать быстро, но требования к качеству невысоки?
40. Общительный ли Вы человек?
41. В школе Вы охотно декламировали стихи?
42. Убегали ли Вы в детстве из дома?
43. Кажется ли Вам жизнь трудной?
44. Бывает ли так, что после конфликта Вы были до того расстроены, что идти на работу (учебу) казалось просто невыносимым?
45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора?
46. Предприняли бы Вы шаги к примирению, если бы Вас кто-либо обидел?
47. Вы очень любите животных?
48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?
49. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?
50. Считаете ли Вы, что
Ваше настроение очень
51. Трудно ли Вам
докладывать (выступать на сцен
52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?
53. У Вас велика потребность в общении с другими людьми?
54. Вы относитесь к
тем, кто при каких-либо
55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
56. Настойчиво ли Вы
добиваетесь намеченной цели, если
на пути к ней приходится
преодолевать массу
57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глаза выступают слезы?
58. Часто ли Вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?
59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?
60. Потребуется ли Вам большое напряжение воли, чтобы ночью пройти одному через кладбище?
61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашем доме была только на одном и том же месте?
62. Бывает ли так,
что, будучи перед сном в
хорошем настроении, Вы на следующий
день встаете в подавленном,
недовольном состоянии, длящемс
63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
64. Бывают ли у Вас головные боли?
65. Вы часто смеетесь?
66. Можете ли Вы быть приветливыми даже с тем, кого явно не любите?
67. Вы подвижный человек?
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, закрыта ли дверь?
71. Вы очень боязливы?
72. Изменяется ли Ваше
настроение при приеме алкоголя
73. В школе (институте)
Вы охотно участвовали в
74. Вы расцениваете
жизнь несколько
75. Часто ли Вас тянет путешествовать?
76. Может ли Ваше
настроение измениться так резк
77. Легко ли Вам удается поднять настроение друзей в компании?
78. Долго ли Вы переживаете обиду?
79. Переживаете ли Вы долгое время горести других?
80. Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу, если ставили кляксу?
81. Относитесь ли Вы
к людям скорее с
82. Часто ли Вы видите страшные сны?
83. Бывает ли так,
что Вы остерегаетесь того, что
броситесь под колеса
84. В веселой компании Вы обычно веселы?
85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?
86. Вы становитесь менее
сдержанным и чувствуете себя
свободнее, если примете
87. В беседе Вы скудны на слова?
88. Если бы было необходимо
играть на сцене, Вы смогли
бы так войти в роль, чтобы
позабыть о том, что это
Обработка: подсчитываются плюсы (положительные ответы на вопросы) и их сумма умножается на коэффициент, который при каждом виде акцентуации разный (указан в скобках). Оцениваются следующие типы акцентуации характера:
1. Гипертимическая личность (х 3, умножить значение на 3) + (да): 1,11,23,33,45,55,67,77.
2. Дистимная личность (х 3) + (да): 9,21,43,75,87. — (нет): 31,53,65.
3. Аффективно-лабильная (циклотимная) личность (х 3) + (да): 6,18,28,40,50,62,72,84.
4. Возбудимая (неуправляемая, импульсивная) личность (х 3) + (да): 8,20,30,42,52,64,74,86.
5. Застревающая личность (х 2) + (да): 2,15,24,34,37,56,68,78,81. — (нет): 12,46,59.
6. Педантичная личность
(х 2) + (да):4,14,17,26,39,48,58,61,
7. Тревожная личность (х 3) + (да): 16,27,38,49,60,71,82. — (нет): 5.
8. Эмотивная личность (х 3) +(да): 3,13,35,47,57,69,79. — (нет): 25.
9. Демонстративная личность (х 2) + (да): 7,19,22,29,41,44,63,66,73,85,
10. Экзальтированная личность (х 6) + (да): 10,32,54,76.
Интерпретация: акцентуация характера по каждому типу диагностируется в случае превышения 12-балльного уровня.
Типы акцентуации характера у подростков по А.Е. Личко (1983) 1. Гипертимный тип — характеризуется повышенной потребностью в деятельности, новом и разнообразном, с повышенным фоном настроения ("брызжущая энергия").
С детства отличается общительностью, рано развиваются навыки самообслуживания, но плохо переносит строгую регламентацию режима, легко аффектируется при запретах. У него всегда хороший аппетит, сон и общее самочувствие. В школе обучается урывками, т.к. повышенно отвлекаем и требуют приучения к систематической работе.
К срыву может привести блокада потребности в деятельности: попытки воспитать через запреты приводят к экстрапунитивным реакциям и способствуют формированию патохарактерологического развития.
2. Циклоидный тип —
характерны полярные смены
3. Лабильный тип —
4. Астено-невротический тип —
с детства они отличаются
Считается, что главной чертой у
носителей этого типа акцентуации
является слабость внимания, поэтому
требуется прилагать больше усилий
для его концентрации, а утомляемость
и раздражительность
5. Сенситивный (чувствительный) тип
— основными чертами являются
сенситивность (повышенная
С детства они отличаются пугливостью,
робостью, предпочитают дружить с
более младшими детьми. Повышенная
впечатлительность часто