Типология характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:47, контрольная работа

Описание работы

Наиболее полное и яркое описание феноменологии и типологии собственно характера принадлежит отечественному психиатру П.Б. Ганнушкину в его учении о конституционных психопатических личностях (1933). Психопатиями (отгреч.psyche — душа npathos — страдание) он называл такие аномалии характера, которые "определяют весь психический облик индивидуума", в течение жизни "не подвергаются сколь-нибудь резким изменениям" и "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О.В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. Отклонения характера от определенного среднего или нормального типа у таких личностей таковы, что от них страдают или они сами, или общество.

Файлы: 1 файл

Психология и....doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

12. Интровертированный  тип — замкнут, малоконтактен,  оторван от реальности, погружен в свои размышления, не любит вмешательства в личную жизнь. Часто эмоционально дистанцирован от окружающих, слабо привязан к людям. Отличается принципиальностью, твердостью убеждений, однако часто чрезмерно упрям в отстаивании своей точки зрения.

Характерологический опросник X. Шмышека (Schieschek H., 1970) Предназначен для определения акцентуаций характера. В его основу положена концепция "акцентуированных личностей" К. Леонгарда. Испытуемый должен отметить знаком "+" (да) те вопросы, с которыми он согласен, знаком " — " (нет) те, с которыми не согласен.

1. У Вас чаще веселое  и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны  к оскорблениям?

3. Бывает ли так,  что у Вас на глаза навертываются  слезы?

4. Сделав что-то, Вы  сомневаетесь, все ли сдельно  правильно, и не успокаиваетесь пока не убедитесь в том, что все сделано правильно?

5. В детстве Вы были  таким же смелым и отчаянным,  как Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас  меняется настроение от состояния  безграничного ликования до отвращения  к жизни, к себе?

7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли, что Вы  беспричинно находитесь в таком  ворчливом настроении, что с Вами  лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли Вы  восхищаться, восторгаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете,  если Вас кто-либо обидит?

13. Мягкосердечны ли  Вы?

14. Опуская письмо в  почтовый ящик, проверяете ли  Вы, проводя рукой по щели ящика,  что письмо полностью упало  в него?

15. Стремитесь ли Вы  всегда считаться одним из лучших работников (учащихся)?

16. Бывало ли Вам  страшно в детстве во время  грозы или при встрече с  незнакомой собакой (а может  быть, такое чувство бывает и  теперь)?

17. Стремитесь ли Вы  всюду и во всем соблюдать  порядок?

18. Зависит ли Ваше  настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли Вас Ваши  знакомые?

20. Часто ли у Вас  бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У Вас часто несколько  подавленное настроение?

22. Бывали ли у Вас  хотя бы раз истерика или  нервный срыв?

23. Трудно ли Вам  долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к Вам  несправедливо поступили, энергично  ли Вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли Вы зарезать курицу  или овцу?

26. Раздражает ли Вас, если  дома занавес или скатерть  висят неровно, и Вы сразу же стараетесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись оставаться  дома один?

28. Часто ли у Вас бывают  колебания настроения без причины?

29. Всегда ли Вы стремитесь  быть достаточно сильным работником  в своей профессии (студентом  в своей группе)?

30. Быстро ли Вы начинаете  злиться и впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть  абсолютно веселым?

32. Бывает ли так,  что ощущение счастья буквально  пронизывает Вас?

33. Как Вы думаете,  получился бы из Вас ведущий  (конферансье) в юмористическом  спектакле?

34. Вы обычно высказываете  свое мнение людям достаточно  откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить  вид крови?

36. Любите ли Вы работу с высокой ответственностью?

37. Склонны ли Вы  выступать в защиту лиц, по  отношению к которым поступают  несправедливо?

38. В темный подвал  Вам трудно, страшно спускаться?

39. Вы предпочитаете  работу, где надо действовать  быстро, но требования к качеству  невысоки?

40. Общительный ли Вы  человек?

41. В школе Вы охотно  декламировали стихи?

42. Убегали ли Вы  в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам  жизнь трудной?

44. Бывает ли так,  что после конфликта Вы были  до того расстроены, что идти  на работу (учебу) казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать,  что при неудаче Вы не теряете  чувство юмора?

46. Предприняли бы Вы  шаги к примирению, если бы  Вас кто-либо обидел?

47. Вы очень любите  животных?

48. Возвращаетесь ли  Вы, чтобы убедиться, что оставили  рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли Вас  иногда неясная мысль, что с  Вами и Вашими близкими может  случиться что-то страшное?

50. Считаете ли Вы, что  Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам  докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить  обидчика, если он Вас оскорбит?

53. У Вас велика потребность  в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к  тем, кто при каких-либо разочарованиях  впадает в отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли Вы  добиваетесь намеченной цели, если  на пути к ней приходится  преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический  фильм взволновать Вас так,  что на глаза выступают слезы?

58. Часто ли Вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях?

59. В школе Вы иногда  подсказывали своим товарищам  или давали списывать?

60. Потребуется ли Вам  большое напряжение воли, чтобы  ночью пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли Вы  следите за тем, чтобы каждая  вещь в Вашем доме была только  на одном и том же месте?

62. Бывает ли так,  что, будучи перед сном в  хорошем настроении, Вы на следующий  день встаете в подавленном,  недовольном состоянии, длящемся несколько часов?

63. Легко ли Вы привыкаете  к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас  головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли Вы быть  приветливыми даже с тем, кого  явно не любите?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете  из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите  природу, что можете назвать  себя ее другом?

70. Уходя из дома  или ложась спать, проверяете  ли Вы, закрыт ли газ, погашен  ли свет, закрыта ли дверь?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли Ваше  настроение при приеме алкоголя?

73. В школе (институте)  Вы охотно участвовали в кружках  художественной самодеятельности?

74. Вы расцениваете  жизнь несколько пессимистически,  без ожидания радости?

75. Часто ли Вас тянет  путешествовать?

76. Может ли Ваше  настроение измениться так резко, что Ваше состояние радости сменяется угрюмостью и подавленностью?

77. Легко ли Вам удается  поднять настроение друзей в  компании?

78. Долго ли Вы переживаете  обиду?

79. Переживаете ли Вы  долгое время горести других?

80. Часто ли, будучи  школьником, Вы переписывали страницу, если ставили кляксу?

81. Относитесь ли Вы  к людям скорее с осторожностью  и недоверием, чем с доверчивостью?

82. Часто ли Вы видите  страшные сны?

83. Бывает ли так,  что Вы остерегаетесь того, что  броситесь под колеса проходящего  поезда, или выпадете из окна, у которого стоите?

84. В веселой компании  Вы обычно веселы?

85. Способны ли Вы  отвлечься от трудных проблем,  требующих решения?

86. Вы становитесь менее  сдержанным и чувствуете себя  свободнее, если примете алкоголь?

87. В беседе Вы скудны на слова?

88. Если бы было необходимо  играть на сцене, Вы смогли  бы так войти в роль, чтобы  позабыть о том, что это только  игра?

Обработка: подсчитываются плюсы (положительные ответы на вопросы) и их сумма умножается на коэффициент, который при каждом виде акцентуации разный (указан в скобках). Оцениваются следующие типы акцентуации характера:

1. Гипертимическая личность (х 3, умножить значение на 3) + (да): 1,11,23,33,45,55,67,77.

2. Дистимная личность (х 3) + (да): 9,21,43,75,87. — (нет): 31,53,65.

3. Аффективно-лабильная  (циклотимная) личность (х 3) + (да): 6,18,28,40,50,62,72,84.

4. Возбудимая (неуправляемая,  импульсивная) личность (х 3) + (да): 8,20,30,42,52,64,74,86.

5. Застревающая личность (х 2) + (да): 2,15,24,34,37,56,68,78,81. — (нет): 12,46,59.

6. Педантичная личность (х 2) + (да):4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83. — (нет): 36.

7. Тревожная личность (х 3) + (да): 16,27,38,49,60,71,82. — (нет): 5.

8. Эмотивная личность (х 3) +(да): 3,13,35,47,57,69,79. — (нет): 25.

9. Демонстративная личность (х 2) + (да): 7,19,22,29,41,44,63,66,73,85,88. — (нет): 51.

10. Экзальтированная личность (х 6) + (да): 10,32,54,76.

Интерпретация: акцентуация  характера по каждому типу диагностируется  в случае превышения 12-балльного  уровня.

Типы акцентуации характера у подростков по А.Е. Личко (1983) 1. Гипертимный тип — характеризуется повышенной потребностью в деятельности, новом и разнообразном, с повышенным фоном настроения ("брызжущая энергия").

С детства отличается общительностью, рано развиваются навыки самообслуживания, но плохо переносит строгую регламентацию режима, легко аффектируется при запретах. У него всегда хороший аппетит, сон и общее самочувствие. В школе обучается урывками, т.к. повышенно отвлекаем и требуют приучения к систематической работе.

К срыву может привести блокада потребности в деятельности: попытки воспитать через запреты приводят к экстрапунитивным реакциям и способствуют формированию патохарактерологического развития.

2. Циклоидный тип —  характерны полярные смены настроения, но не с детства, а с подросткового возраста (созревание эмоциогенных мозговых структур). У девочек первая субдепрессивная фаза часто возникает с появлением месячных. Субдепрессия обычно наступает быстро (в один день): происходит "упадок сил", все крайне трудно становится делать, ничего не интересует, нет аппетита. Однако в отличие от депрессии при маниакально-депрессивном психозе, сон не нарушен, аффекта тоски и идей самоуничижения нет. Настроение с оттенком раздражительности — "оставьте в покое". В противоположной фазе (гипомании) все наоборот, т.е. рисунок поведения напоминает таковой при гипертимной акцентуации. Фазы чередуются и длятся 1 -2 недели (максимально до 3-4 недель). Ситуации ломки жизненного стереотипа (поступление на учебу, смена места жительства и др.) способствуют "запуску" депрессивной фазы. Любые заболевания (неврозы, соматические болезни), "попадающие" в фазу субдепрессии, трудны для лечения, т.к. исчезновение объективных признаков болезни не сопровождается полноценным субъективным улучшением (требуется назначение малых доз антидепрессантов). В динамике акцентуации возможны два варианта: постепенное сглаживание фаз и их исчезновение к 25-28 годам или трансформация акцентуации по эндогенным механизмам в легкую форму маниакально-депрессивного психоза — циклотимию.

3. Лабильный тип — характеризуется  крайней изменчивостью настроения  от различных мелких причин  — грубое слово, неприветливый  взгляд и т.д. Поведение их  во многом обуславливается сиюминутным  настроением. Настоящее и будущее  соответственно настроению могут расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. В отличие от циклоидов настроение портится на минуты, часы и редко на целый день. Внешне они выглядят хрупкими, инфантильными. В детстве имелась наклонность к невротическим страхам, частым простудам, бронхитам. Аффекты весьма подвижны, и часто кажется, что они ведут себя утрированно, истерично. Но в отличие от истероидов они не "играют", а все переживают искренне и отличаются хорошей самооценкой, тонко резонируют на эмоциональное окружение, очень нуждаются в эмпатии, дружбе и покровительстве. К срыву чаще приводят ситуации эмоционального отвержения со стороны значимых лиц.

4. Астено-невротический тип —  с детства они отличаются повышенной  утомляемостью, раздражительностью, мнительностью и капризностью. Плохо переносят нагрузки, особенно психоэмоциональные. В спорте, например, показывают хорошие результаты на тренировках, но не на соревнованиях. Им присущ высокий уровень притязаний, объективно трудно достижимый, что благоприятствует возникновению неврозов типа неврастении.

Считается, что главной чертой у  носителей этого типа акцентуации  является слабость внимания, поэтому  требуется прилагать больше усилий для его концентрации, а утомляемость и раздражительность развиваются  вторично. Другие полагают, что они изначально повышенно утомляемы, что естественно приводит к рассеянности, раздражительности и склонности к ипохондризации. Вероятнее, в этом типе сконцентрирована сборная группа с разными механизмами возникновения внешне одинаковых проявлений, что следует учитывать при подборе терапии.

5. Сенситивный (чувствительный) тип  — основными чертами являются  сенситивность (повышенная чувствительность  к самым разным раздражителям), субъективное переживание повышенной  ответственности и отсутствие  стабильного мнения о себе (самооценка колеблется в зависимости от отношения окружающих).

С детства они отличаются пугливостью, робостью, предпочитают дружить с  более младшими детьми. Повышенная впечатлительность часто сочетается с комплексом неполноценности. Акцентуация  наиболее четко определяется с 16-18 лет, т.е. когда обычно происходит ломка жизненного стереотипа (поступление на учебу, смена места жительства и т.п.). Декомпенсирующими факторами являются: недоброжелательное отношение окружающих, расширение диапазона деятельности, психологическая ситуация типа "экзамен".

Информация о работе Типология характера