Типология характеров осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Условия мест лишения свободы не могут не влиять на характер осужденного и способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Типы характеров у осужденных………………………………………………5
2. Особенности структуры характера у осужденных…………………………..8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Пенитенциарная психология Типология хар-ра.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Характер влияет на деятельность осужденного. Человек с твердым и решительным характером может преодолеть многие трудности и препятствия и добиться осуществления своих целей. Отдельные черты характера человека зависят друг от друга, взаимосвязаны. Они образуют целостную организацию, которая называется структурой характера. Зная одно или несколько свойств (черт) характера конкретного осужденного, можно предсказать другие черты. Так, если известно, что осужденный высокомерен и тщеславен, то можно предположить, что он недоброжелателен к людям; если он скромен, то, значит, уступчив.

Структура характера определяется такими его свойствами, как: а) степень глубины черт характера. Различают черты более глубокие и более поверхностные. Более глубокими являются такие черты, которые определяются центральными отношениями личности к окружающему; б) активность или сила характера, которые определяются степенью побуждающей силы черт, степенью противодействия внешним обстоятельствам. В этом отношении различают людей с сильным и слабым характером; в) степень устойчивости или изменчивости характера. У одних людей пластичный, изменчивый характер, у других устойчивый, малоизменяющийся.

В структуре характера выделяют две подструктуры черт. К первой подструктуре относятся черты характера, аккумулирующие в себе основные особенности направленности личности, которые определяют систему отношений к окружающей действительности. Та или иная направленность отношений выражается комплексом нравственных черт, находящих выражение в волевых, интеллектуальных и эмоциональных, регуляционных особенностях.

Отношение осужденных к другим людям определяется такими чертами, как: альтруизм, чуткость, терпеливость, доверительность, общительность, тактичность, взаимопомощь, доброта, эгоизм, черствость, грубость и др. Отношение к другим людям определяется содержанием группового общения осужденных (официальные и неофициальные объединения). В условиях пенитенциарного учреждения усиливается интенсивность влияния среды на личность, что обусловлено замкнутостью среды, ограниченностью сферы общения, а также общим социальным статусом осужденных.

Отношение к нормам права выражается в установках осужденного к режиму, нормативным актам, регламентирующим их правовое положение, сотрудникам правоохранительных органов, в частности, к персоналу пенитенциарных учреждений, и во многом определяет поведение и деятельность: Оно выражается в справедливости, совестливости, порядочности, законопослушности, ответственности, наглости, цинизме и других чертах.

Отношение осужденного к деятельности проявляется в ответственности, за порученное дело, трудолюбии, целеустремленности, лености, неорганизованности и др. В этой связи различают характеры деятельные и бездеятельные. Деятельный характер считается целеустремленным, если осужденный подчиняет свой труд и учебу определенной цели, вносит в них строгую организацию.

Отношение к вещам, материальному благополучию, продуктам человеческого труда выражается в аккуратности, бережливости, хозяйственности, расточительности, небрежности, халатности. По отношению к вещам, личной и общественной собственности выделяют осужденных: а) сочетающих бережливость к личной собственности с уважением труда других людей; б) неумышленно небережливых, расточительных, бесхозяйственных, которые становятся преступниками в результате халатности и небрежности; в) имеющих черты стяжательства, корысти, расхитительства, для которых характерно расточительное отношение к чужой собственности.

Отношение к преступлению и наказанию выражается в принципиальности, самокритичности, честности, ответственности, беспринципности, бессовестности и других чертах. Оно характеризует уровень правового и нравственного сознания осужденных, их представления об основных этических категориях и моральных требованиях общества, предопределяет степень самооценки личности, ее потребности и интересы.

Отношение осужденных к исправлению и ресоциализации, в том числе к общественно полезному труду, образовательному обучению и профессиональной подготовке, участию а самодеятельных организациях, характеризуется ответственностью, правдивостью, целеустремленностью, самокритичностью, самостоятельностью, трудолюбием, нечестностью, леностью. Среди лиц, связывающих лишение свободы с исправлением и ресоциализацией, больше поощренных во время отбывания наказания.

Отношение осужденного к обществу, микросреде, отдельным людям выражается в таких чертах, как; чуткость, гуманность, альтруизм, агрессивность, эгоизм и др.

Отношение осужденного к самому себе проявляется через самооценку. Адекватную самооценку характеризуют самокритичность, скромность, принципиальность и другие качества. При адекватной самооценке оценка и самооценка личности совпадают, при неадекватной -- расходятся. Таким образом, самооценка связана с интеллектуальными, эмоциональными и волевыми чертами. Критическое отношение осужденного к себе ставит его перед необходимостью мобилизовать волевые усилия на изменение самого себя. При неадекватной самооценке волевые усилия оказываются недостаточными.

Вторую подструктуру характера составляют качества, в которых закрепились особенности психических процессов и состояний. К ним относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества.

Направленность интеллектуальной деятельности (продуктивность ума, оригинальность, любознательность, рассудительность, вдумчивость) осужденного на нарушение режима, симуляцию и аггравацию, подготовку к побегу, захвату заложников, организацию групповых и массовых беспорядков, различного рода ухищрений, обман сотрудников, проносы и изготовление запрещенных предметов свидетельствует о ее трансформации в криминальную ухищренность. Такой осужденный требует особого подхода, который состоит в переключении его умственной активности на позитивную деятельность. Следует отметить, что значительное число осужденных имеют отклонения в интеллектуальном развитии. Волевые качества характера (целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, организованность, дисциплинированность и др.) определяют его силу или слабость. У осужденного с сильной волей, решительного, целеустремленного, настойчивого и характер считается сильным, а слабовольного -- слабым. Целеустремленность, настойчивость осужденного, готовящегося реализовать свои преступные намерения, и целеустремленность и настойчивость осужденного, стремящегося покончить с преступным прошлым, встать на путь исправления, имеют неодинаковую направленность и по-разному проявляются в их поведении и деятельности.

Эмоциональные качества характера (отзывчивость, впечатлительность, жизнерадостность и противоположные им) формируются на основе эмоциональных процессов и состояний. В зависимости от преобладания тех или иных эмоциональных качеств можно выделить осужденных с аффективными чертами характера, оптимистов или пессимистов, апатичных и др. У осужденных часто снижена способность к сопереживанию, поэтому бессердечие и жестокость, эмоциональная тупость проявляются и при отбывании уголовного наказания.

Одни и те же качества характера у разных людей проявляются своеобразно в зависимости от типа нервной деятельности -- темперамента, возраста.

При изучении психологии характера осужденного необходимо обратить внимание на непатологические аномалии личности. Они могут проявляться в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, импульсивности и в социально-психологических комплексах, предрасположенности к рассудочной деятельности или экспансивности, преобладании волевой или эмоциональной стороны, импульсивности.

Черты характера могут сочетаться по-разному: положительные нравственные с положительными волевыми, эмоциональными и интеллектуальными; отрицательные нравственные с отрицательными волевыми, эмоциональными и интеллектуальными чертами; взаимосвязь между ними носит противоречивый характер.

Существует взаимосвязь между чертами характера и видом преступления. Например, у корыстного преступника (кражи, хищения) в характере проявляются тяга к спиртному, слабоволие, жадность и корысть, неадекватное восприятие действительности, бедность интеллектуальных интересов, неуважение к людям.

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Заключение

 

 

В развитии нравственных черт, характеризующих систему доминирующих отношений осужденного (к нормам права, себе и другим, преступлению и наказанию, режиму, общественно полезному труду, образовательному обучению и профессиональной подготовке), наблюдается значительная деформация.

Кроме того, специфика отбывания наказания и организации процесса исправления мало способствует формированию мотивационной готовности и развитию нравственных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств осужденных. Среда осужденных стимулирует психологическую защиту, связанную с уверенностью в несправедливости наказания, обусловливает взаимное криминальное заражение, формирует эмоциональные и смысловые барьеры к требованиям ре жима отбывания наказания и основным средствам исправления.

В то же время люди стремятся к совершенствованию своего характера, полагаясь при этом на собственные усилия. Необходимым условием перевоспитания характера является самовоспитание. Его эффективность во многом зависит от самооценки характера, знания причин и условий своих достоинств и недостатков, желания и потребности в самосовершенствовании, выбора средств, методов самоизменения. Осуществление текущего и итогового самоотчета, самоконтроля позволит внести необходимые коррективы в работу над собой.

Решающее значение в самовоспитании характера осужденного имеют самопознание, самооценка и самоуправление (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, СМ. Ковалев, Л.И. Рувинский), которые связаны с интеллектуальными качествами характера и мотивационно-регулятивной стороной самосознания. В их основе лежит процесс поэтапного установления и углубления в сознании осужденного связей между качествами характера, поведением и деятельностью.

Помощь осужденному в изменении характера может оказать персонал пенитенциарного учреждения, используя для этого: поощрение его усилий на позитивное изменение и преодоление отрицательных качеств характера (объявление благодарности, предоставление отпуска, перевод на более легкий режим, условно-досрочное освобождение); требование, представляющее собой призыв к обязательному действию. Не случайно одним из принципов педагогики является положение А. С.Макаренко: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему»; наказание (словесное осуждение, ограничение, порицание, выговор, лишение определенных материальных благ, перемещение на более строгий вид режима).

В процессе ресоциализации осужденного необходимо учитывать тип характера и его акцентуацию. Например, такие типичные для них свойства, как: несдержанность психопатов, внушаемость олигофренов, утомляемость и аффективность, взрывчатость лиц с остаточными явлениями органического поражения мозга, повышенная чувствительность лиц, страдающих неврозами, могут обусловливать склонность к процессам, некритичное отношение к воздействию со стороны непосредственного окружения, снижение прогностических возможностей мышления и ослабление волевого регулирования поведения.

При акцентуации характера предварительным условием воспитательной работы является проведение коррекционной работы, направленной на получение знаний, развитие умений и навыков, нужных для самокоррекции. Коррекционная работа может состоять из трех этапов: создание предпосылок для психокоррекционной работы; специализированная работа с акцентуантами; закрепление сформированных качеств.

Следует подчеркнуть, что формирование положительных качеств характера и разрушение отрицательных зависит: от осознания осужденными своих качеств и типа акцентуации характера; формирования установки на самовоспитание; упражнений в правильном поведениия.

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Список литературы

 

 

Алферов Ю.Ф. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика (татуировки, жаргон, жесты): Учеб. пособ. В 2ч. // Респ. ин-т повышения квалификации работников МВД России - 2-е изд. - Домоводство, 1996.

Антонян Ю.М. О понятии профилактики преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1977 вып.

Васильев В. Л.. Юридическая психология. - Сиб., 1997.

Деев В. Г., Ушатиков А. И., Ковалев О. Г., Козаков Е. Н.. Психодиагностика осужденных. - Рязань, 2000.

Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. - М.: АРС-ПРЕСС, 1998. - 528с. - (Серия «Популярная энциклопедия»).

Еникеев М. П.. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996.

Каретников И.В. Предупреждение преступлений в исправительно- трудовых колониях: Учебное пособие. - М., 1987. - 88 с.

Карвасарский Б.Д. «Психотерапия». М., 1985

Карвасарского Б. Д.»Психотерапевтическая энциклопедия. СПб, 1998.

Карвасарский Б.Д. «Неврозы». М., 1990

Каримов И.А. Свой путь обновления и прогресса. - Т., 1992. -71 с.

Кербиков О. В. «Руководство по психиатрии», 1962

Ковалев О. Г., Ушатиков А. И., Деев В. Г.. Криминальная психология. -Рязань, 1997.

Леопард К.. Акцентирование личности. - М., 1982.

Левичов Н. Д.. Психология характера. - М., 1969.

Левитов Н.Д. «Психология характера». - М.: изд. ВЛАДОС, 1997.

Личко А. Е.. Психопатии и акцентирование характера.

Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». СПб, 1995.

Михайлов В. Пенитенциарная система - объект социологического исследования. // Преступление и наказание. 1997. №2. - С. 44.

Пушкина Т. П. «Медицинская психология». Новосибирск, 1996.

Платонова К. К., Глоточкин А. Д., Игошев К. Е.. Исправительно- трудовая психология. - Рязань, 1998.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий - М. Высшая школа 1984 г.

Романова В.Я., Гиппенрейдера Ю.Б Психология индивидуальных различий тексты. - М. изд-во МГУ, 1982 г.

Рогов Е.И. Общая психология. - М.: изд. ВЛАДОС, 1998.

Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-448с.

 


Информация о работе Типология характеров осужденных