Типология характеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 12:23, реферат

Описание работы

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было). Стр. 407

Файлы: 1 файл

Типологии характеров.docx

— 41.08 Кб (Скачать файл)

Типологии характеров

 

№/п

Наименование источника

Определение характера

Типология характера

Формирование характера

Личность и характер человека

Черты характера

Физиологические основы характера

Собственные

заметки

1

Немов Р.С.

Н50        Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение  человека к людям, к выполняемой  работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает  поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Стр. 405

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1.  Характер человека формируется  довольно рано в онтогенезе  и на протяжении остальной  его жизни проявляет себя как  более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер  человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые  типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3.  Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было). Стр. 407

Некоторые черты характера, которые  являются устойчивыми в течение  всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и  первые признаки его стабилизации следует  искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и  развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.

Стр.419

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя  все другие свойства и особенности  поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние  осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. Стр. 420

Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. Стр. 422

___________

На мой взгляд,

Учебное пособие содержит необходимый  материал, все описано понятно. Широко охвачен  раздел общения, дается полная расшифровка терминов.

2

Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред.

Б.А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с.

 

Характер — одна из главных составляющих индивидуальности.

Слово «характер» широко используется в жизни, в литературе. При взаимодействии с другими  людьми каждый человек проявляет  свой характер и оценивает его  у других. Общеприняты такие определения характера, как «хороший», «плохой», «тяжелый», «легкий». При разрыве отношений часто говорят: «Не сошлись характерами». Люди с разными характерами по-разному ведут себя в схожих обстоятельствах, по-разному реагируют и переживают. Стр. 156

Кроме перечисленных, наиболее значимых для человека типов отношений, существует много других, например отношения  к природе, к объектам искусства, творчеству, которые, повторяясь в различных жизненных ситуациях и закрепляясь в образе жизни, превращаются в черты характера.

В характере каждого  человека есть и положительные, и  отрицательные черты, хотя соотношение их может быть различным. Иногда достаточно сложно бывает определить ту или иную черту как положительную или отрицательную ввиду существования внутри каждого свойства множества граней и оттенков. Стр. 161

Формирование характера  начинается с момента появления  ребенка на свет и продолжается в  течение всей жизни. Особенно важны  годы раннего детства, когда закладываются  его основы, такие черты и свойства, через которые все последующие  воспитательные воздействия будут  преломляться как через внутренние условия. Решающее значение для формирования характера имеет целенаправленное воспитание.  Стр. 161

Понятия «черты личности»  и «черты характера» часто употребляются как синонимы, но их следует различать. Личность как психологическое образование шире, чем характер, который является лишь одной из ее подструктур. Центральным звеном личности служит потребностно-мотивационная сфера. Доминирующие мотивы, ценности и цели определяют направленность личности. Стр. 154

К.К. Платонов определил три основные особенности черт характера: они должны быть достаточно выраженными, тесно взаимосвязанными с другими чертами и систематически проявляться в различных видах деятельности.

Понятия «черты личности»  и «черты характера» часто употребляются как синонимы, но их следует различать. Личность как психологическое образование шире, чем характер, который является лишь одной из ее подструктур. Стр. 156

На формирование многих черт характера  определенное влияние оказывают  свойства нервной системы и темперамент  как интегральная форма индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения человека. Свойства нервной системы служат предпосылкой формирования тех черт характера, как положительных, так и отрицательных, которые зависят от динамической стороны эмоциональных, волевых и других процессов. Но темперамент влияет на формирование характера не фатально. Человек с сильным характером способен научиться управлять своим темпераментом. Стр. 163

 Высокое качество учебника. Все  темы излагаются доступным языком. Содержатся практические рекомендации.

3

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.

«Характер — это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Фромм). Стр.  334

Лазурский подчеркивал, что наиболее «чистые» типы характеров получаются в том случае, когда интересы и профессиональная деятельность человека, развитие его знаний, навыков, миросозерцания (назовем это экзопсихика) происходят именно в том направлении, какое диктуется прирожденными особенностями его нервно-психической организации (назовем — «эндопсихика»), т. е. экзо- и эндопсихика взаимно обусловливают друг друга.

Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде, в зависимости от того, насколько среда «давит» на человека. Стр. 332

----------------------

Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности

Интересную концепцию о характере  человека разработал психолог Райх, согласно которой характер человека включает постоянный, привычный набор, паттерн защит. Вначале Райх описывал этот паттерн в психологических терминах: «Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр.». Стр. 330

Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Стр. 331

«Характер — это сплав врожденных свойств высшей  нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами». Стр. 335

В учебном подобии доступно и кратко излагаются основные понятия и современные научные сведения. Учебное пособие содержит необходимый материал для проведения практических занятий.

4

Маклаков А. Г.М15. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

 

Понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера  как психического феномена состоит  в том, что характер всегда проявляется  в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Стр. 564

Типология характеров, как правило, строится на существовании  определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Стр. 568

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Стр. 577

Характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Стр. 567

Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость — в ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. Стр. 566

 

В книге написано все понятно и  ясно, без всяких лишних слов. Только нет Физиологических основ характера.

5

Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.

 

Под характером в психологии понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.

Стр. 422

-------------------

Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действительности, однако, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойств характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями

Стр. 432

Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие свойства характера двояким образом. С одной стороны, от отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера. Стр. 423

Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. В одинаковых обстоятельствах, руководимые сходными или одинаковыми мотивами и отношениями, стремясь к одним и тем же целям, разные люди испытывают отчетливо выраженную склонность к различным характерным для них способам действий для достижения целей. Стр 424

Так как каждое свойство характера проявляется лишь в соответствующих типичных обстоятельствах, то следует предположить, что и нервно-физиологические механизмы, от которых оно зависит, тоже проявляются лишь в соответствующей типической, повторяющейся обстановке.

 Стр. 425

Фактически каждый параграф  этой книги является основой. Текст изложен понятным языком.

6

Рубинштейн С. Л.

 Основы общей психологии 

СПб.: Питер Ком, 1999.

720с.

Говоря о характере (что в переводе с греческого означает «чеканка», «печать»), обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и  выражают специфическое для нее  отношение к миру и прежде всего  к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Стр 654

 

В процессе развития характера годы раннего  детства играют существенную роль. Именно в эти годы закладываются  основы характера, и потому необходимо уделять влиянию, которое воспитание в эти ранние годы оказывает на формирование характера ребенка, большее внимание, чем это обычно делается. Однако в корне ошибочна точка зрения тех психологов, которые (как 3. Фрейд и А. Адлер) считают, что в раннем детстве характер человека будто бы окончательно фиксируется. Стр. 667

Поскольку в характере сосредоточены  стержневые особенности личности, все  индивидуальные отличия в нем  приобретают особенную значимость и выраженность. Поэтому вопрос о характере нередко ошибочно сводился к одному лишь вопросу о межиндивидуальных различиях или индивидуальных особенностях личности. Между тем вопрос о характере — это прежде всего вопрос об общем строении личности. Характер — это единство личности, опосредующее все ее поведение. Стр. 658

Характер каждого человека включает черты, определяющие как его отношение к другим людям, так и его отношение к вещам — продуктам общественного труда — и к делу, которое он сам выполняет. Они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Стр. 660

 

Тема задета только поверхностно,

Типология характера и Физиологические  основы характера отсутствуют.

7

Общая и Социальная психология. Учебник Еникеев М.И. для вузов.– М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 1999. – 624 с.

Характер – это система устойчивых, обобщенных способов поведения, обусловленная жизненной стратегией индивида. Характер – это печать ориентационно-операционных особенностей психики индивида. Стр. 198

Наряду с отдельными чертами и  качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде – тип характера  человека. При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

Стр. 206

Формирование характера начинается с момента появления ребенка  на свет и продолжается в течение  всей жизни. Особенно важны годы раннего детства, когда закладываются его основы, такие черты и свойства, через которые все последующие воспитательные воздействия будут преломляться как через внутренние условия. Решающее значение для формирования характера имеет целенаправленное воспитание. Стр. 203 

Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригинальность, владение обобщенными способами мышления, устойчивая интеллектуальная направленность личности (любознательность), рассудительность, вдумчивость и др.

Стр. 205

Все многообразие проявлений характера  подразделяется на четыре группы по следующим  основаниям:

1)направленность индивида, система его отношений в социуме;

2) особенности волевой регуляции; 

3)эмоциональные особенности;

4)интеллектуальные особенности.

В системе отношений человека в социальной среде выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

Стр. 202

Физиологическая основа поведения индивида охватывается понятием "темперамент", социально обусловленная же сфера  его поведения – понятием "характер". Темперамент более соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер – с волевой сферой. Стр. 200

В книге подробно освещаются сущность характера анализируется характер личности, его поведенческие особенности в социальной среде.

8

 Психология-Крутецкий В. А. М.: Просвещение, 1980.—352 с.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся   его поведении, поступках.          Характер – это отношение, закрепленное в привычных формах поведения. Стр. 197

_____________

Характер формируется и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия образ его жизни. Формирование начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения к действительности. Стр. 199

Характер не наследуется и не является прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Стр. 201

Характер представляет собой неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношения к действительности. Черты характера, выражающие к обществу, коллективу, другим людям. Стр. 200

Физиологическая основа характера –  сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания. В этом сплаве системы временных связей играют более важную рол, чем тип нервной системы, так как тип не предопределяет ни характер в целом, ни отдельных его черт. На базе любого типа нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Стр. 198

В книге описана тема характера  не полностью, но остальные параграфы раскрыты и понятны.

9

Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники  для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.

 

Характер — это своеобразие  склада психической деятельности, проявляющееся  в особенностях социального поведения  личности и в первую очередь в  отношениях к людям, делу, к самому себе. Стр. 150

 

Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности. От круга впечатлений  и разнообразия деятельности зависят  полнота и сила характера. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для  данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Стр. 152

Характер имеет большое  значение не только для самой личности, но и для общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого  человека, определяются качествами характеров индивидов. Отношение к окружающему  миру выражается в направленности личности, которая проявляется в действиях, поступках, поведении и определяется мировоззрением человека, его потребностями. Стр. 156

Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются  в различных видах его деятельности и по которым можно судить о  его возможных поступках в  определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Стр. 160

Физиологическая основа характера — сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания. Стр. 158

Учебное пособие содержит необходимый  материал, текст изложен понятным языком.

10

Юлия Борисовна Гиппенрейтер

«Введение в общую психологию: курс лекций»: АСТ, Астрель; М.:; 2008.

Характер в узком смысле слова  определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

При таком определении характера  его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Лекция № 15

Наиболее интересные и жизненно правдивые  описания характера (известные как  «типологии характера») возникли в  пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым  клиницистам, которые в своих  типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми – опыт наблюдения за их поведением, изучения их судеб, помощи им в жизненных трудностях. Здесь  встречаются такие имена, как  К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Первые работы этого направления  содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный; Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. Лекция № 15

Каждый тип характера – это  не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность, или «логика». Прослеживание  этой логики – важная задача психологических  исследований, решение которой продвинуто, к сожалению, далеко недостаточно.

Лекция № 15

Те представления о характере и личности, которые я с вами разбираю, позволяют не только разделить эти «образовании» в человеке, но и поставить очень важный вопрос об их соотношении.

Этот вопрос можно рассматривать, двигаясь как бы в двух противоположных  направлениях. С одной стороны, можно  обсуждать участие характера  в формировании личности, с другой стороны, можно говорить об обратном влиянии личности на характер.

Ответ на первый вопрос в общем  виде содержится в формуле А. Н. Леонтьева  о том, что индивидные свойства есть условия, или предпосылки, формирования личности. Материал типологий характера  позволяет содержательно рассмотреть  этот тезис.

Лекция № 15

 

Физиологическую основу эпилептоидного характера, по предположению Ганнушкина, составляют сила примитивных влечений, с одной стороны, и вязкость нервных процессов – с другой. Лекция № 15

В учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее важнейшие проблемы и  методы.



Информация о работе Типология характеров