Типология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:43, доклад

Описание работы

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутри личностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя) , межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками) ; между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

Файлы: 1 файл

Типология конфликта.docx

— 16.43 Кб (Скачать файл)

Типология конфликта.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта  в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутри личностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя) , межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками) ; между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

Возможны также классификация  конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу) , по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Допустима классификация  также по характеру вызвавших  конфликт причин. Перечислить все  причины возникновения конфликта  не представляется возможным. Но в целом  он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель" , следующими тремя группами причин, обусловленными:

· трудовым процессом;

· психологическими особенностями  человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической  коммуникацией и т.д.;

личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Конфликты различают и  по их значению для организации, а  также способу их разрешения. Различают  конструктивные и деструктивные  конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают  принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности  организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.

 

Несмотря на то что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые черты и обладает определенными параметрами, позволяющими его типологизировать. Что может лежать в основе подобной типологизации?

В первую очередь можно  назвать определенное сходство причин, вызывающих конфликты. Например, социальная дискриминация (социальная несправедливость). Конфликты такого рода, различаясь по масштабам, интенсивности и результативности, сопутствуют всей новой и новейшей истории человечества.

Конфликты могут типологизироваться и по такому признаку, как характер противоречий, лежащих в их основе. Последние в свою очередь могут быть подразделены на антагонистические и неантагонистические, на внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе). Противоречия могут различаться также по сферам их проявления (экономическая сфера, политическая, духовная, межнациональных отношений, внешнеполитическая и т. д.).

Конфликты могут классифицироваться по времени действия (затяжные, скоротечные), по интенсивности, по масштабам действия (региональные, локальные), по формам проявления (мирные и немирные, явные и скрытые) и, наконец, по своим последствиям (позитивные — негативные, конструктивные —  деструктивные и т. п.).

Вопросам типологии конфликтов посвящена значительная литература. Западные конфликтологи уделяют этой проблеме значительное внимание. Так, Р. Дарендорф обратил внимание при классификации конфликтов на такие моменты, как условия их происхождения и развития. Конфликты, обусловленные факторами внутреннего характера, получили в его классификации название эндогенных, внешние по отношению к данной системе получили название экзогенных.

Представляет интерес  типология конфликтов, предложенная Стюартом Чейзом, обратившим основное внимание при классификации конфликтов на социальную среду, в которой они  проявляются:

— внутри семьи (между супругами, между супругами и детьми);

— между семьями;

— между родами и им подобными  общностями;

— между территориальными общностями (села, города и т. д.);

— между регионами;

— между руководителями и работниками;

— между различными категориями  работников внутри коллектива;

— между политическими  партиями;

— между представителями  разных конфессий (религиозные конфликты);

— между представителями  разных идеологий:

— конкурентная борьба в  рамках одной отрасли;

— конкурентная борьба между  разными отраслями;

— расовые, конфликты;

— соперничество между  отдельными народами, которое может  проявляться в разных областях, в  частности в борьбе за сферы влияния, рынки и т. п.;

— конфликты между различными культурами;

— “холодная война”, т. е. война без применения оружия;

— борьба между “Востоком” и “Западом” или “Севером” (развитые капиталистические страны) и “Югом” (развивающиеся страны или страны “третьего мира”).

Одной из разновидностей конфликтов С. Чейз считает конфликты на почве  антисемитизма как проявление антагонизмов религиозного, культурного и расового характера.

Американские социологи  К. Боулдинг и А. Рапопорт предложили свою типологию социальных конфликтов, выделив в ней следующие категории:

— действительные конфликты, т. е. реально происходящие в конкретной социальной среде;

— случайные конфликты, появление  которых зависит от ряда преходящих (второстепенных по сути) факторов и  противоречий;

— заместительные конфликты, представляющие собой фиксируемое  проявление скрытых конфликтов, т. е. не проявляющихся на поверхности  общественной жизни;

 

— конфликты, возникающие  в результате плохого знания существующего  положения или неудачного применения принципа “разделяй и властвуй”;

— скрытые (латентные) конфликты  или конфликты, развивающиеся исподволь, незаметные сразу. Их участники в  силу разных обстоятельств не могут  или не хотят заявить о своей  открытой борьбе друг с другом;

— фальшивые конфликты, т. е. не имеющие по сути объективных  оснований. Они возникают в результате неадекватного отражения в групповом  или массовом сознании существующих реальностей. (Это, конечно, не означает, что они не могут трансформироваться в действительные конфликты.)

В особую разновидность конфликтов многие исследователи выделяют те, которые связаны с процессами модернизации. При всем многообразии трактовок западными социологами  понятия “модернизация” можно выделить как наиболее приемлемое понимание  последней как этапа перехода от традиционного общества к современному (индустриальному). Осуществление последней нередко ставило под угрозу традиционные ценности, а иногда и суверенитет ряда молодых государств. Возникающие в этой связи конфликты носили по сути цивилизационный характер. Их участники отстаивали разные культурные ценности и ориентировались на разные социальные образцы (модели) и нормы. В этих условиях, как отмечал, например, американский исследователь Дж. Ротшильд, произошла политизация этнокультурных ценностей, проявившаяся в виде столкновения конфликтов, требующих политического согласования и урегулирования, без чего они переходят в насилие.

Информация о работе Типология конфликта