Типология личности: основания и разные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:07, реферат

Описание работы

В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.
1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, со¬ставляющих содержание ее «личного мира», т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально свое¬образных способов упорядочения внешних впечатле¬ний и внутрен¬них переживаний.
2. Личность рассматривается как система черт — относитель¬но устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуаль¬ности, которые запечатлены в су¬ждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.

Содержание работы

1. Введение
Понятие личности в психологии.
2. Основная часть.
2.1 Структуры индивидуальности и личности.
2.2 Система черт личности.
2.3 Типологический подход к определению структуры личности.
3. Заключение
Развитие личности.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовой по психологии.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Томский Государственный 

Архитектурно – Строительный Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ПСИХОЛОГИИ

Тема: «Типология личности: Основания и разные системы»

 

                 Выполнил

     студент I курса ТГСАУ

Золотухин С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г .Ленинск - Кузнецкий

 

2002

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

    Понятие личности  в психологии.

 

2. Основная часть.

   2.1 Структуры индивидуальности  и личности.

   2.2 Система черт  личности.

   2.3 Типологический  подход к определению структуры  личности.

 

3. Заключение

    Развитие личности.

 

    Список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понимание личности в психологии.

В психологии имеются  разные подходы к пониманию личности.

1. Личность может быть  описана со стороны своих мотивов  и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.

2. Личность рассматривается  как система черт — относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.

3. Личность описывается  и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений,  направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.

4. Личность рассматривается и  как субъект персонализации, т.  е. потребности и способности  индивида вызывать изменения  в других людях.

 

Личность есть понятие  социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врождена, но возникает в результате культурного и социального развития.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в  жизни, к которой он пришел в итоге  большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура личности

2.1 В структуре индивидуальности  и личности приняты следующие  определения:

Индивидуальность — совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.

Личность — это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве.

Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.

Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?». Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

Мотивация — относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Темперамент — характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

Способности — психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Характер — совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств—отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

На данной схеме организм и личность составляют единство, соответствующие  компоненты — мотивация, темперамент, способности и характер—объединены системообразующими признаками: эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями.

Эмоциональность — совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Активность — мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и деятельности.

Побуждения — мотивационный компонент характера.

Воля — потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Призвание — качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями, и с характером.

Целеустремленность — направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.

Стремление — потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

В психологии была сделана  попытка построения монистической  концепции многомерного развития личности. В ней  предложено пять своего рода «измерений» структуры личности: 1) пространственно-временные ориентации; 2) потребностно-волевые эстетические переживания; 3) содержательные направленности личности; 4) уровни освоения личностью деятельности; 5) формы реализации деятельности.

Развитие индивида в личность происходит, согласно этой концепции, в результате разрешения основного противоречия между ограниченностью индивида как биологического существа и универсальностью личности как родового общественного существа, реализующего своей деятельностью надиндивидные процессы.

Личность — это активно осваивающий  и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которое обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия (включая  и непредсказуемые) перед природой, обществом и своей совестью.

По доминирующей пространственно-временной ориентации  можно выделить такие типы личности как: «мемуарист», «конъюнктурщик» и «прогнозист». По потребностно-волевым переживаниям: «пессимист», «уравновешенный», «оптимист». По содержательным направленностям: «деловой», «экстраверт» (в том числе и «коллективист»), «игрок», «интроверт». По уровням освоения деятельности: «ученик», «исполнитель», «любознательный» и «творец». Типы личности по доминирующим формам реализации деятельности: «преобразователь», «созерцатель», «оратор», «мыслитель».

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим (созидательным, продуктивным), коммуникативным и художественным (эстетическим).

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом  и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологический (ценностный) потенциал  личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий  потенциал личности определяется полученными  ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой  и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный  потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном или самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.

Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает, 2) что и как она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как она общается, 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.

 

2.2 Система черт личности. В психологии  существуют два главных направления исследований личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго — определение типов личности.

Черты личности объединяют группы тесно связанных  психологических признаков. Приведем несколько примеров факторов (черт личности) как нормальных психологических характеристик людей.

Фактор А описывает особенности динамики эмоциональных переживаний. Людей с высокими оценками по этому фактору отличают богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (при низких оценках по фактору) имеют значение такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых, трепещущих эмоций. Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они чуждаются людей, предпочитают общаться с книгами и вещами, стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки.

Фактор Е: доминантность (настойчивость, напористость) — конформность (покорность, зависимость). Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условий и авторитетов. Эти лица действуют смело, энергично и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, послушен, конформен, не умеет отстоять свою точку зрения, покорно следует за более сильными, уступает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, подчиняется всем обязанностям. Низкая доминантность положительно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.

Фактор I характеризует стремление к соблюдению моральных требований. На полюсе высоких значений фактора находятся такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ригидность, застойность оценок. Эти лица точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила являются пустой формальностью. Человек, имеющий низкую оценку подданному фактору, склонен к непостоянству, смене оценок, легко бросает начатое дело.

Выделение черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Проведенные в этом направлении исследования касаются главным образом полноты анализа структуры личности.

Чтобы показать характер переменных, охватываемых факторным анализом, приведем список поверхностных черт личности по Кэттелу:

1. Уверенность в себе — покорность.

2. Интеллектуальность, аналитичность  — ограниченность, отсутствие воображения.

3. Зрелость ума — непоследовательность, подверженность влиянию.

4. Непостоянство, суетность —  рассудительность, стоицизм, сдержанность.

5. Невротичность — отсутствие  невротичности.

6. Черствость, цинизм — мягкость.

7. Своевольность, эгоизм — доброта,  ненавязчивость, терпимость.

8. Ригидность, тираничность — покладистость,  дружелюбие.

9. Злобность, черствость — добросердечие, обходительность.

10. Аутизм — реализм.

11. Сильная воля, добросовестность  — вялость, непоследовательность, импульсивность.

12. Интеллектуальность — простота, недисциплинированный ум.

13. Отсутствие уверенности, инфантильность  — зрелость, тактичность.

14. Асоциальность, шизоидность —  открытость, идеализм, готовность сотрудничать.

Информация о работе Типология личности: основания и разные системы