Типология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:47, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение личности в психологии.
К задачам контрольной работы относится раскрытие основных понятий, подробное описание структуры личности и её основных элементов.
Кроме этого, задачей контрольной работы является изучение типологий личности, описание теорий в именах деятелей, названиях исследовательских работ.

Содержание работы

Введение 1
1. Понятие личности в психологии. 1
1.2. Природа личности. 4
2. Структура личности и её основные элементы. 4
3. Типология личности. 6
3.1. Психоаналитическая теория 6
3.2. Гуморальная теория типологии темпераментов 7
3.3. Морфологическая типология 8
3.4. Психофизиологическая типология 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Психология личности и группы.docx

— 40.72 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 1

1. Понятие личности в  психологии. 1

1.2. Природа личности. 4

2. Структура личности  и её основные элементы. 4

3. Типология личности. 6

3.1. Психоаналитическая теория 6

3.2. Гуморальная теория типологии темпераментов 7

3.3. Морфологическая типология 8

3.4. Психофизиологическая  типология 9

Заключение 14

Список использованной литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Целью данной контрольной  работы является изучение личности в психологии. 
К задачам контрольной работы относится раскрытие основных понятий, подробное описание структуры личности и её основных элементов.

Кроме этого, задачей контрольной  работы является изучение типологий  личности, описание теорий в именах деятелей, названиях исследовательских работ.

Данная тема затрагивает  один из важнейших аспектов жизни  людей. В ней раскрываются точные определения, дающие понятия о внутреннем “Я” человека и индивида.

Изучив структуру личности и её типологии, появляется возможность искоренения многих нравственно-этических отклонений, таких как: эгоизм, агрессия; и развить положительные черты личности.

В изучении личности и её разнообразия её типов лежит ключ к пониманию, решению конфликтов и внутреннему самосовершенствованию.  

 

  1. Личность.

Личность - одна из центральных  тем современной психологии, понятие "личность" и "личностное" имеет свою историю и понимается по-разному.

К числу личностных не относятся  особенности человека, которые генотипически  или физиологически обусловлены, никак  не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят  психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль  деятельности, за исключением тех, которые  проявляются в отношениях к людям, в обществе.

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

 

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни  в обществе. Поэтому личностью  может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и  эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают  прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его  мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно  не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие  позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный  с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности.

Если понятие "личность" трактовать в самом широком понимании, как перечень всех ее отличительных  от других особей внутренних, психологических  свойств, то личность практически то же самое, что индивидуальность.

Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей. Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как  личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.

На этом уровне говорится  о личности младенца, изучаются характерные  черты личности преступника, можно  говорить об особенностях личности Дауна... При разговоре на этом уровне владельцы собак убеждены, что каждый пес - совершенно своеобразная личность со своим особенным характером, а психологи, находящие признаки психики у растений, могут говорить о личности растений. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, по крайней мере в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере "личность", а кто-то - в меньшей.

Таким образом, можно сказать, что личность - это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. "Личностью не рождаются, личностью становятся".

Личность формируется  под влиянием различных факторов: общества, семьи, генетически заложенных черт характера. Соответственно факторы влияния тесно связаны с личностью и её существования вне этих факторов невозможно.

1.2 Природа личности

 

В понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности  характера и темперамента - все, что  традиционно включают в структуру личности.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее - глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

2. Структура личности.

Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.

В зависимости от того, как  мы представляем структуру личности, мы по-разному строим свою работу с  ней

Главные элементы структуры  здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности - это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:

  1. Мировосприятие - общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция - важный элемент мировосприятия личности. 
  2. Направленность личности - это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности - способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.
  3. Опыт - отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни и его привычки.
  4. Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.
  5. Характер, или психотип - совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры - вариантов не счесть.
  6. Темперамент - энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек - реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространенно деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
  7. Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций.

В личности есть много и  других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке есть или отсутствует "Я": хозяин, который умеет всем этим хозяйством управлять.

 

3. Типология личности

Проблема типологии была выдвинута К.Г. Юнгом в фундаментальном  труде «Психологические типы». Решая  эту проблему, мы получаем опорные  точки зрения для приведения «хаотического  избытка индивидуального опыта  к некоторому порядку». Кроме того, типология личности предоставляет  ключ к фундаментальным различиям  в психологических теориях. И, наконец, типология — «существенное средство для определения личностного  уравнения практического психолога».

1.    доминирование  в психологической деятельности  личности четко обозначенной  установки сознания.

2.    преобладание  в психологической деятельности  какой-то из ведущих функций  психики.

3.1 Психоаналитическая типология.

Типология по Юнгу - это система  индивидуальных установок и поведенческих  стереотипов, образованная с целью  объяснения разницы между людьми. Юнг хотел объяснить, почему сознание у разных людей действует по-разному. С этой целью он создал психологическую  типологию на базе обширных исторических исследований типов в литературе, мифологии, эстетике, философии и  психопатологии. В отличие от более  ранних классификаций, основывавшихся на наблюдениях за поведенческими стереотипами, которые, в свою очередь, определялись темпераментом человека или его физиологическими особенностями, юнговская модель связана с движением энергии и теми путями, по которым тот или иной человек привычно или предпочтительно ориентируется в мире.

Юнг различал восемь типологических групп: две личностные установки - интроверсию  и экстраверсию - и четыре функции - мышление, чувство, ощущение и интуицию, каждая из которых может действовать  интровертным или экстравертным образом.

Интроверсия и экстраверсия являются психологическими формами  приспособления. В интроверсии движение энергии направлено во внутренний мир. В экстраверсии интерес направлен  в сторону внешнего мира. В одном  случае субъект (внутренняя реальность), а в другом объект (предметы, другие люди, внешняя реальность) играют первостепенную важность.

Психоаналитическая типология  основывается на базе обширных исторических исследований, мифологии, литературе и  философии. В её теориях лежат  модели поведения, по которым человек  привычно или предпочтительно ориентируется  в мире.

3.2 Гуморальная теория типологии темпераментов.

Существующее многообразие научных типологий личности можно  условно разделить на несколько  групп. Самыми древними являются гуморальные  теории. Они связывают тип личности со свойствами тех или иных жидких сред организма. Отправной точкой здесь  является типология Гиппократа, согласно которой существует четыре вида жидкости — кровь, желчь, черная или желтая слизь. Преобладание одного из этих видов влияет на тип темперамента: сангвинистический, холерический, флегматический, меланхолический. У Галена такие же типы темперамента обусловливаются взаимоотношениями артериальной и венозной крови. С качественными особенностями крови связывает тип личности и И. Кант. Он делит темпераменты на: 1) темпераменты чувств (сангвинистический — темперамент человека веселого нрава, меланхолический — темперамент человека мрачного нрава) и 2) темпераменты деятельности (холерический — темперамент человека вспыльчивого, флегматический — темперамент хладнокровного человека). Отечественный ученый П.Ф. Лесгафт рассматривал традиционные типы темперамента как проявление особенностей системы кровообращения и скорости обмена веществ.

  1. Сангвиник — (от лат. sanguis род. п. sanguinis кровь, жизненная сила), восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырех темпераментов, характеризующегося живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций
  2. Холерик — ХОЛЕРИК, холерика, муж. (от греч. chole желчь) (книжн.). Человек с большим темпераментом, энергичного характера и легко возбуждающийся, легко впадающий в гнев и другие аффекты.
  3. Флегматик — ФЛЕГМАТИК, флегматика, муж. (книжн.). Человек, отличающийся флегматизмом, медлительный, невозмутимо равнодушный, хладнокровный. «Частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя.» Лермонтов.
  4. Меланхолик — (от греч. (melanos) черные, chole желчь) субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующимся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью.

Гуморальная теория основывается на типологии Гиппократа, согласно которой существуют несколько видов  жидкости: кровь, желчь, черная или желтая слизь. Типы личности разделяются по преобладанию того или иного вида. Последователи теории: Гиппократ, И.Кант, Гален, П.Ф. Лесгафт.

3.3 Морфологическая типология

В морфологических теориях  в качестве признака классификации  личности используются особенности  строения тела человека. Еще Ф. Галль, активно разрабатывая френологию, указывал на связь между типами черепа и  чертами характера. Наиболее разработанными вариантами морфологических типологий  являются типологии Э. Кречмера и  У. Шелдона.

Информация о работе Типология личности