Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 13:16, контрольная работа
Социальные изменения в современном обществе, связанные с ломкой традиционной системы половой стратификации, приводят к изменению родительских ролей. Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации мало изучена, хотя этот вопрос актуален и практически значим при подготовке в области семейной психологии, а также при составлении программ психологического сопровождения семьи.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Влияние отца на формирование личности ребенка
А) Влияние отношений между отцом и матерью……………………..…....4
Б) Приобщение к труду через участие в ведении домашнего хозяйства…..5
2. Модели отцовского поведения………………………………………………..7
3. Типология отцовства как воспитательной деятельности……………………9
Заключение……………………………………………………………………….11
Литература……………………………………………………………………….12
План
Введение…………………………………………………………
1.Влияние отца на
А) Влияние
отношений между отцом и
Б) Приобщение к труду через участие в ведении домашнего хозяйства…..5
2. Модели отцовского поведения………………………………………………..7
3. Типология отцовства как воспитательной деятельности……………………9
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Социальные изменения в
Еще З. Фрейд говорил о роли отца в развитии ребенка, но поздние исследования влияния семьи на ребенка сосредоточились в основном на изучении взаимоотношений матери и ребенка (М. Кляйн, ДЖ. Боулби и др.). Однако, именно изучение диады «отец-ребенок» позволит уточнить многие малоизученные, но теоретически обозначенные З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности ребенка. В связи со значительными изменениями в системе гендерных ролей, произошедшими за последние 50 лет, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта, о формировании новой гендерной системы, о переоценке или уточнении обществом отцовских функций.
Для нашей страны данная проблема
является особенно актуальной в силу
исторических причин, включая особенности
влияния тоталитарного
1.Влияние отца на
А) Влияние
отношений между отцом и
Создание гармоничных
Существенное влияние на ребенка оказывает согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще.
Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.
Духовное развитие ребенка во многом
зависит от контактов, которые устанавливаются
между родителями и детьми. Влияние
отношений родителей к детям
на особенности их развития носит
многообразный характер. Получено достаточно
убедительных доказательств того, что
в семьях с прочными, теплыми контактами,
уважительным отношением к детям
у них активнее формируются такие
качества, как доброжелательность,
способность к сопереживанию, умение
разрешать конфликтные ситуации
и т.п. Им свойственно более адекватное
осознание образа «Я», его целостность,
а, следовательно, и более развитое
чувство человеческого
Б) Приобщение к труду через участие в ведении домашнего хозяйства
Само существование любой
Законом семейной жизни является равномерное
распределение обязанностей по ведению
домашнего хозяйства между
2. Модели отцовского поведения
Отцовство - действительно сложная
миссия. Отцовство еще более
Отец - педант. Он требует, чтобы дом был примером порядка и дисциплины. Отцовство состоит, по его мнению, из требования соблюдать список правил, что приведет дитя к успеху. Ему недостает веры в своих детей, он не позволяет им принимать самостоятельные решения, касающиеся поворотных моментов их жизни. Все находится под его собственным контролем. При таком воспитании дети чаще всего растут бунтарями или же их воля ломается, вследствие чего ломается и жизненный стержень. Отсутствие эмоциональной поддержки со стороны такого отца приводит к тому, что ребенок перестает осознавать свои чувства и не умеет их выражать, что приводит к затяжным неврозам и патологии психики.
Верный отец. Этот отец лоялен. Он говорит: “Мои дети для меня — важнее всего”. Это он заявляет даже перед лицом тех требований, которые предъявляет к нему самому мир. Такие отцы несовременны, вернее, только кажутся таковыми. Они все время как бы “тренируют отцовство”, серьезно работают над тем, чтобы оставаться близким своим детям.
Беспечный отец. Действует по принципу: “Я вас не бросаю”.
Он расписывается в своей полной беспомощности
перед воспитанием собственного потомства.
Если дитя что-то спрашивает у него, он
обычно отвечает: “Спроси у мамы”, или
“Отстань”. Есть разные варианты беспечности,
оставления своего потомства без попечения
о нем, но все они сводятся к одному: отец
думает (а иногда и говорит): “Я вас родил,
материально обеспечиваю — этого достаточно.
Можете мне и за это спасибо сказать”.
Лишь иногда он приходит к мысли, что нужно
было бы что-то изменить в отношении к
семье и детям. Он не осознает, что существуют
принципы отцовства, ему нужно переменить
образ своего поведения и многому научиться.
3. Типология отцовства как воспитательной деятельности.
На основе кластерного анализа
эмпирических данных, характеризующих
отцовство как воспитательную деятельность,
была предложена типология отцовства
как воспитательной деятельности.
«Эмоционально – отвергающий тип ». В эту группу входят отцы, которые тяготятся детьми, игнорируют их потребности. Иногда жестоко с ними обращаются, считают детей обузой и проявляют общее недовольство ими.
«Гиперопекающий тип ». В эту группу входят отцы, которые уделяют ребёнку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.
«Поощряющий тип». Эти отцы предпочитают в воспитании детей обходиться без наказаний или стараются применять их крайне редко. Они уповают на поощрения и очень сомневаются, что наказания принесут какие – либо результаты.
«Игнорирующий тип ». В воспитании детей этой группе отцов характерно недостаточное стремление к удовлетворению потребностей подростков, они игнорируют их потребности. Вследствие чего, чаще страдают при этом духовные потребности подростков в эмоциональном контакте, общении с родителями.
«Попустительский». Этим отцам характерна недостаточность требований – запретов. В этом случае подростку «всё можно». Даже если отцы предъявляют какие – то запреты, подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, занятий, время возвращения вечером, вопрос о курении и употреблении алкогольных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие – либо рамки в его поведении.
«Потворствующий тип ». Эти отцы стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон. Также они бессознательно проецируют на подростков свои ранее неудовлетворённые потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счёт воспитательных действий.
«Гипоопекающий тип». Эта группа отцов характеризуется недостатком опеки и контроля. Подростки остаются без надзора, отцы к ним проявляют мало внимания, не интересуются их делами, им «не до них». Наблюдается физическая заброшенность и неухоженность подростков. Отцы не включаются в жизнь подростков. Они выпадают у них из виду. За них берутся лишь время от времени, когда случается что – то серьёзное.
Заключение
В современной психологической литературе уделяется много внимания анализу особенностей взаимоотношений ребенка с родителями. При этом различные исследователи либо не делают различий между детско-материнскими и детско-отцовскими отношениями, либо указывают на большую роль матери в воспитании детей раннего возраста.
Сравнение воспитательных воздействий со стороны отца и со стороны матери позволяют выделить особенности отцовского воспитания. Влияние со стороны отца отличается от влияния со стороны матери. Это связано с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и отцу в воспитании ребенка. Любовь отца к ребенку имеет отличное от материнской любви назначение и проявления. Игра отца с ребенком отличается от игры матери с ребенком.
Таким образом, современные представления о различиях в воспитательных воздействиях матери и отца, позволяют говорить о специфики влияния отца на ребенка. Однако, особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.
Литература:
Информация о работе Типология отцовства как воспитательной деятельности