Типология отцовства как воспитательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

Социальные изменения в современном обществе, связанные с ломкой традиционной системы половой стратификации, приводят к изменению родительских ролей. Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации мало изучена, хотя этот вопрос актуален и практически значим при подготовке в области семейной психологии, а также при составлении программ психологического сопровождения семьи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Влияние отца на формирование личности ребенка
А) Влияние отношений между отцом и матерью……………………..…....4
Б) Приобщение к труду через участие в ведении домашнего хозяйства…..5
2. Модели отцовского поведения………………………………………………..7
3. Типология отцовства как воспитательной деятельности……………………9
Заключение……………………………………………………………………….11
Литература……………………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Копия психология семейных отношений.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

План

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Влияние отца на формирование  личности ребенка

     А) Влияние  отношений между отцом и матерью……………………..…....4

    Б) Приобщение к труду через участие в ведении домашнего хозяйства…..5

2.  Модели отцовского поведения………………………………………………..7

3. Типология отцовства как воспитательной деятельности……………………9

Заключение……………………………………………………………………….11

Литература……………………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальные изменения в современном  обществе, связанные с ломкой традиционной системы половой стратификации, приводят к изменению родительских ролей. Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации мало изучена, хотя этот вопрос актуален и практически значим при подготовке в области семейной психологии, а также при составлении программ психологического сопровождения семьи.

Еще З. Фрейд говорил о роли отца в развитии ребенка, но поздние исследования влияния семьи на ребенка сосредоточились  в основном на изучении взаимоотношений  матери и ребенка (М. Кляйн, ДЖ. Боулби и др.). Однако, именно изучение диады «отец-ребенок» позволит уточнить многие малоизученные, но теоретически обозначенные З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности ребенка. В связи со значительными изменениями в системе гендерных ролей, произошедшими за последние 50 лет, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта, о формировании новой гендерной системы, о переоценке или уточнении обществом отцовских функций.

Для нашей страны данная проблема является особенно актуальной в силу исторических причин, включая особенности  влияния тоталитарного государства  на мужскую роль вообще и отцовскую  в частности.

 

 

1.Влияние отца на формирование  личности ребенка 

     А) Влияние  отношений между отцом и матерью

Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного  климата в семье должно стать  первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной  личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств  личности; у этих детей могут возникать  различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении  и многие другие.

Существенное влияние на ребенка  оказывает согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще.

Конфликтная атмосфера в семье  объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в  семьях с хорошими материальными  условиями и относительно высокой  культурой родителей (в том числе  и педагогической) и, наоборот, когда  в плохо обеспеченных семьях у  родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность  стрессовой, напряженной атмосферы семьи.

Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, которые устанавливаются  между родителями и детьми. Влияние  отношений родителей к детям  на особенности их развития носит  многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что  в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношением к детям  у них активнее формируются такие  качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.п. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а, следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж  в группе сверстников.

Б) Приобщение к труду через участие в ведении домашнего хозяйства

Само существование любой семьи  тесным образом связано с необходимостью повседневного домашнего труда. От умения рационально вести домашнее хозяйство зависит не только материальное благосостояние семьи, но в значительной мере ее моральное благополучие, а в конечном счете, и прочность.

Законом семейной жизни является равномерное  распределение обязанностей по ведению  домашнего хозяйства между всеми  членами семьи, конечно с учетом реальных возможностей каждого.                                                    Справедливое распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между членами семьи, добросовестный труд каждого имеют чрезвычайно важное значение для воспитания детей. Пример повседневного отношения отца и матери к домашним делам играет большую роль в формировании этих качеств у детей. Будучи невольным свидетелем постоянного доброго сотрудничества отца и матери во всех делах по хозяйству, их взаимопомощи, ребенок естественно воспринимает это как норму, как образец для подражания.                                                                                                                              В таких случаях ребенок, как правило, и сам стремится принять посильное участие в совместной работе, внести свой вклад в общее дело. Благоразумные родители не только поощряют подобное стремление сына или дочери, но и всячески тактично стимулируют его, предлагая или поручая доступные задания, всемерно вовлекая в коллективный труд, оказывая необходимую помощь показом и советами.                                                              Вовлекая детей в домашний труд, нужно соблюдать определенное правило: следует поручать детям какое-то дело от начала до конца, какую-то постоянную обязанность, а не «дергать» их мелкими единичными поручениями, от которых морально устают и родители и дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Модели отцовского поведения

Отцовство - действительно сложная  миссия. Отцовство еще более усложняется  тем миром, в котором семья: его  экономикой, стрессами, требованиями и  т.п. Подлинное отцовство усложняется  также отношением с собственными отцами, многие из которых или отсутствовали  вообще, или были эмоционально далеки от своих детей. Существует следующая  характеристика типичных моделей отцовского поведения:

Отец - педант. Он требует, чтобы дом был примером порядка и дисциплины. Отцовство состоит, по его мнению, из требования соблюдать список правил, что приведет дитя к успеху. Ему недостает веры в своих детей, он не позволяет им принимать самостоятельные решения, касающиеся поворотных моментов их жизни. Все находится под его собственным контролем. При таком воспитании дети чаще всего растут бунтарями или же их воля ломается, вследствие чего ломается и жизненный стержень. Отсутствие эмоциональной поддержки со стороны такого отца приводит к тому, что ребенок перестает осознавать свои чувства и не умеет их выражать, что приводит к затяжным неврозам и патологии психики.

Верный отец. Этот отец лоялен. Он говорит: “Мои дети для меня — важнее всего”. Это он заявляет даже перед лицом тех требований, которые предъявляет к нему самому мир. Такие отцы несовременны, вернее, только кажутся таковыми. Они все время как бы “тренируют отцовство”, серьезно работают над тем, чтобы оставаться близким своим детям.

Беспечный отец. Действует по принципу: “Я вас не бросаю”. Он расписывается в своей полной беспомощности перед воспитанием собственного потомства. Если дитя что-то спрашивает у него, он обычно отвечает: “Спроси у мамы”, или “Отстань”. Есть разные варианты беспечности, оставления своего потомства без попечения о нем, но все они сводятся к одному: отец думает (а иногда и говорит): “Я вас родил, материально обеспечиваю — этого достаточно. Можете мне и за это спасибо сказать”. Лишь иногда он приходит к мысли, что нужно было бы что-то изменить в отношении к семье и детям. Он не осознает, что существуют принципы отцовства, ему нужно переменить образ своего поведения и многому научиться.                                                                                         Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель, на самом деле, очень важен. Дети, выросшие без отцов имеют низкий уровень притязаний, у них выше уровень тревожности. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Типология отцовства как воспитательной деятельности.

На основе кластерного анализа  эмпирических данных, характеризующих  отцовство как воспитательную деятельность, была предложена типология отцовства  как воспитательной деятельности.                                           

«Эмоционально – отвергающий  тип ». В эту группу входят отцы, которые тяготятся детьми, игнорируют их потребности. Иногда жестоко с ними обращаются, считают детей обузой и проявляют общее недовольство ими.

«Гиперопекающий тип ». В эту группу входят отцы, которые уделяют ребёнку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.

«Поощряющий тип». Эти отцы предпочитают в воспитании детей обходиться без наказаний или стараются применять их крайне редко. Они уповают на поощрения и очень сомневаются, что наказания принесут какие – либо результаты.

«Игнорирующий тип ». В воспитании детей этой группе отцов характерно недостаточное стремление к удовлетворению потребностей подростков, они игнорируют их потребности. Вследствие чего, чаще страдают при этом духовные потребности подростков в эмоциональном контакте, общении с родителями.

«Попустительский». Этим отцам характерна недостаточность требований – запретов. В этом случае подростку «всё можно». Даже если отцы предъявляют какие – то запреты, подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, занятий, время возвращения вечером, вопрос о курении и употреблении алкогольных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие – либо рамки в его поведении.

«Потворствующий тип ». Эти отцы стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них – закон. Также они бессознательно проецируют на подростков свои ранее неудовлетворённые потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счёт воспитательных действий.

«Гипоопекающий тип». Эта группа отцов характеризуется недостатком опеки и контроля. Подростки остаются без надзора, отцы к ним проявляют мало внимания, не интересуются их делами, им «не до них». Наблюдается физическая заброшенность и неухоженность подростков. Отцы не включаются в жизнь подростков. Они выпадают у них из виду. За них берутся лишь время от времени, когда случается что – то серьёзное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современной психологической  литературе уделяется много внимания анализу особенностей взаимоотношений  ребенка с родителями. При этом различные исследователи либо не делают различий между детско-материнскими и детско-отцовскими отношениями, либо указывают на большую роль матери в воспитании детей раннего возраста.

Сравнение воспитательных воздействий  со стороны отца и со стороны матери позволяют выделить особенности  отцовского воспитания. Влияние со стороны отца отличается от влияния  со стороны матери. Это связано  с теми социально-культурными ролями, которые принадлежат матери и  отцу в воспитании ребенка. Любовь отца к ребенку имеет отличное от материнской  любви назначение и проявления. Игра отца с ребенком отличается от игры матери с ребенком.

Таким образом, современные  представления о различиях в  воспитательных воздействиях матери и  отца, позволяют говорить о специфики  влияния отца на ребенка. Однако, особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

 

 

 

 

Литература:

  1. Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - М.: Просвещение, 1999. - 234 с.
  2. В. Дружинин. Психология семьи. М. 1996
  3. Матейчик, З. Родители и дети. – М., Просвещение,1992.

 

                                        

 


Информация о работе Типология отцовства как воспитательной деятельности