Типы мышления людей и их специфическое проявление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:22, реферат

Описание работы

Термин "мышление" знаком каждому. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка из разряда психологических: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум".
Понятием "мышление" обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обусловливает социальную и личностную значимость для человека мышления.
Мышление является предметом изучения не только психологии, но также - и даже, прежде всего, - диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
1. История изучения мышления…………………………………………….4
2. Психологическая сущность мышления и его особенности…………….7
3. Типы мышления человека………………………………………………..12
4. Определение типа мышления по методике Торренса…………………15
Заключение…………………………………………………………………..18
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Мышление реферат.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Если многое у вас  построено на эмоциях и интуиции, попробуйте применить логический анализ.

Психолог подчеркивает, что ни один из этих типов мышления не хуже и не лучше другого. Они  имеют свои преимущества и недостатки, точно так же, как четыре человеческих темперамента − флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики.

В приложении данной работы можно ознакомиться с тестом, который 

основан на методике Торренса и позволяет самостоятельно определить, к какому типу относится мышление[2, c.41].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, мы проанализировали материал о типах мышления людей. В заключение можно сделать следующие  выводы. Мышление как высшая психическая  функция обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии:

• Во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;

• Во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем — системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта;

• В-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;

• В-четвертых, мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

Для описания проявлений мышления в психологии применяется  определение мышления в широком  смысле как активной познавательной деятельности субъекта, необходимой  для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных механизмов мышления в психологической науке говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.

Мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. -2007. - № 1. - С.21
  2. Атаханов Р. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии. -2008. - № 5. - с.41.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., исп. - М.: Лабиринт, 1999. - с.351
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб 1999. Гл. 13 и 35
  5. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. -2010. - № 1. - с.60
  6. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологии» М. 2007. - с.511
  7. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005. - с.288 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Тест основанный на методике Торренса

 

Предлагаемый тест основан  на методике Торренса и позволяет  вам самостоятельно определить, к  какому типу относится ваше мышление. Прочитав перечисленные ниже 120 вариантов характеристики мышления и поведения, подчеркните наиболее подходящий вам вариант - А, В или С. В конце каждого варианта ответа стоит буква - П (правый), Л (левый) или И (интегрированный).

Ответив на все 40 вопросов, подсчитайте, сколько букв П, Л и И вы набрали.

1. А) Чтобы что-то  запомнить или усвоить, мне  надо специально изучать эту  информацию -Л

      B) Я хорошо  запоминаю различные факты и  детали без специального изучения  вопроса - П

     C) В разных  случаях бывает по-разному -И

2. А) Я люблю фантастику - П

     B) Предпочитаю  реалистическую литературу -Л

  C) Люблю и ту и другую - И

3. А) Иногда я люблю  помечтать, а иногда строю вполне  реалистичные, деловые планы   -   И

     В) Больше люблю мечтать - П

    C) Предпочитаю  реалистическое планирование -Л

4. А) Читая или занимаясь  умственной работой, я люблю  слушать музыкальные записи или  радио - П

  B) Читать или работать  я могу только в полной тишине - Л

  C) Если я читаю  просто для развлечения, то  могу одновременно слушать музыку  или радио, но при умственной работе или чтении учебника мне требуется полная  тишина - И

5. А) Если бы я  был писателем, я работал бы  в жанре художественной литературы - П

      B) Я писал  бы только о том, что произошло  на самом деле -Л

      C) Я мог бы работать в обоих жанрах - И

6. А) Обсуждать свои  психологические проблемы и трудности  я бы предпочел в группе  людей, которым тоже свойственны  эти проблемы -П

    B) Я бы предпочел  делиться своими психологическими  проблемами наедине со специалистом - Л

     C) Оба варианта мне подходят - И

7. А) Когда я рисую,  то предпочитаю рисовать «из  головы», используя собственное  воображение и идеи - П

      В) Я  больше люблю копировать, вставляя  кое-что от себя - Л

      С) Мне  нравится и то и другое - И

8. А) По-моему, меня легко можно загипнотизировать - П

     B) Наверное, меня можно загипнотизировать,  но не без труда - И

     С) Вряд ли поддаюсь гипнозу − Л

9. А) Я одинаково  люблю остросюжетные приключенческие  рассказы и истории о таинственном  и сверхъестественном - И

       B) Предпочитаю  приключения - Л

       C) Больше  люблю таинственные истории - П

10. А) В школе я  одинаково относился к алгебре  и геометрии - И

      В) Предпочитал  алгебру - Л

      С) Предпочитал  геометрию - П

11. А) Если мне придется  раскладывать по порядку какие-либо предметы, например,  приводить в порядок библиотеку или коллекцию марок, я расположу их в хронологическом порядке - Л

      B) Я больше  люблю сортировать предметы так, чтобы были наглядно видны связи, существующие между ними - П

      C) Одинаково хороши оба способа классификации - И

12. А) Я хорошо запоминаю  тексты и произнесенные слова - Л

      B) У меня  хорошая музыкальная память - П

      C) Я хорошо  запоминаю и слова и мелодии - И

13. А) Обычно я завершаю  свои дела к указанному сроку - И

      B) Планируя  свои дела, я исхожу прежде  всего из их количества, а уж  во вторую очередь учитываю  сроки - Л

      C) Мне  бывает трудно соотнести свои  дела с каким-либо определенным  режимом дня    - П

14. А) Мое настроение  часто меняется - П

       B) Перемены  настроения редки - И

       C) У  меня почти всегда ровное настроение - Л

15. А) Я люблю общаться  с животными - П

       B) Я  не очень легко нахожу взаимопонимание  с животными - И

       C) Мне  довольно трудно общаться с  животными - Л

 16. А) Я одинаково отношусь к кошкам и собакам -И

      B) Больше  люблю кошек - П

      C) Больше  люблю собак - Л

17. А) В компании  я люблю балагурить - П

       В)  Смотря по обстоятельствам, я  могу быть серьезным, могу много  шутить и  

            веселиться - И

       С) Не люблю излишнего веселья - Л

18. А) Я часто рассеян,  как бы отсутствую, витаю в  облаках - П

       B) Такая  рассеянность находит на меня  лишь иногда - И

       C) Я  практически всегда сосредоточен, крепко стою на земле - Л

19. А) В телерекламе меня привлекают красиво снятые кадры, приятные цвета,   

        чувственные образы и сцены - П

        B) В рекламе я ценю информативность,  которая позволяет сравнить разные 

            товары  и сделать свой выбор -Л

        C) Люблю красивую и оригинальную рекламу, но в основном она все же влияет на  меня своей информативностью - И

20. А) Когда мне объясняют,  как действует тот или иной  прибор, я одинаково хорошо  воспринимаю и словесные пояснения, и наглядную демонстрацию - И

        B) Предпочитаю, чтобы мне наглядно показали, как он работает - П

        C) Лучше пусть объяснят на словах - Л

21. А) Мне безразлично,  есть ли иллюстрации в художественной литературе, которую  я  читаю - И

      В) Предпочитаю  книги  без отвлекающих   иллюстраций - Л

       С)  Беллетристика должна быть иллюстрированной -П

22. А) Я с одинаковым  удовольствием прочту повесть  или посмотрю ее экранизацию  -  И

       В) Предпочитаю прочесть - Л

       С) Лучше посмотрю кинофильм - П

23. А) Меня одинаково  привлекают ритмичные танцы и поэзия - И

        B) Ритмичные танцы мне больше  нравятся - П

        C) Поэзия больше меня привлекает - Л

24. А) В балете я  предпочитаю современное, нетрадиционное течение - П

      B) Если  балет − то только классический - Л

      C) Я не отдаю предпочтения ни классическому ни современному танцу - И

25. А) Люблю общаться  с людьми - П

       В)Люблю  посплетничать об отношениях  между знакомыми- Л

       C) Я  люблю и общение и пересуды  о человеческих контактах - И

26. А) Думать я предпочитаю лежа - П

      B) Удобнее  думать сидя - Л

      C) В этом  отношении у меня нет предпочтений - И

27. А) Я с удовольствием  стал бы музыкальным критиком - Л

      B) Я хотел  бы быть композитором - П

      C) И та, и другая профессия одинаково  хороши в моих глазах - И

28. А) Думая о последствиях  моих поступков, я опираюсь  в основном на интуицию - П

      B) Прежде  всего я трезво и логично  оцениваю последствия своих решений  и 

           поступков - Л

      C) Я обычно  прибегаю и к первому, и ко  второму способу - И

29. А) Когда мне приходится  кого-то выслушивать, я, как  правило, слушаю внимательно - Л

       B) Слушая  кого-то, я переминаюсь с ноги  на ногу, верчусь на стуле и  постоянно отвлекаюсь - П

      C) Я могу  управлять своим вниманием, слушая  длительные объяснения - И

30. А) Люблю анализировать  прочитанную художественную литературу - Л

       B) Литература - художественное произведение, и я воспринимаю ее чисто эмоционально - П

        C) Верны оба утверждения - И

31. А) Смотря по ситуации, я могу вести себя как все либо выделяться своим нонконформизмом - И

       B) Как  правило, я не люблю выделяться  своим поведением и поступаю  как все - Л

        C) Чаще я веду себя по-своему, не оглядываясь на других - П

32. А) Я одинаково  успешно выполняю как четко сформулированные служебные задания, так и дела, в которых приходится соображать самому по мере развития  ситуации - И

       B) Предпочитаю  такие задания, в которых у  меня больше простора для самостоятельных  действий - П

       C) Предпочитаю  выполнять поручения, четко расписанные по пунктам, чтобы мне  было ясно, что и как делать - Л

33. А) Изучая что-то  новое, я люблю делать это  путем свободного поиска - П

       В)  Я больше люблю учиться систематически, по плану - Л

       С)  Оба способа мне одинаково близки - И

34. А) Я хорошо запоминаю  имена, названия, даты, телефонные  номера - Л

      B) Я хорошо  запоминаю местоположение разных  объектов и дорогу к ним - П

Информация о работе Типы мышления людей и их специфическое проявление