Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 18:22, реферат
Термин "мышление" знаком каждому. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка из разряда психологических: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум".
Понятием "мышление" обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обусловливает социальную и личностную значимость для человека мышления.
Мышление является предметом изучения не только психологии, но также - и даже, прежде всего, - диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования.
Введение………………………………………………………………………2
1. История изучения мышления…………………………………………….4
2. Психологическая сущность мышления и его особенности…………….7
3. Типы мышления человека………………………………………………..12
4. Определение типа мышления по методике Торренса…………………15
Заключение…………………………………………………………………..18
Список литературы……………
Если многое у вас построено на эмоциях и интуиции, попробуйте применить логический анализ.
Психолог подчеркивает, что ни один из этих типов мышления не хуже и не лучше другого. Они имеют свои преимущества и недостатки, точно так же, как четыре человеческих темперамента − флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики.
В приложении данной работы можно ознакомиться с тестом, который
основан на методике Торренса и позволяет самостоятельно определить, к какому типу относится мышление[2, c.41].
Заключение
Итак, мы проанализировали материал о типах мышления людей. В заключение можно сделать следующие выводы. Мышление как высшая психическая функция обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии:
• Во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;
• Во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем — системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта;
• В-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;
• В-четвертых, мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.
Для описания проявлений мышления в психологии применяется определение мышления в широком смысле как активной познавательной деятельности субъекта, необходимой для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных механизмов мышления в психологической науке говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.
Мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.
Список литературы
Приложение
Тест основанный на методике Торренса
Предлагаемый тест основан на методике Торренса и позволяет вам самостоятельно определить, к какому типу относится ваше мышление. Прочитав перечисленные ниже 120 вариантов характеристики мышления и поведения, подчеркните наиболее подходящий вам вариант - А, В или С. В конце каждого варианта ответа стоит буква - П (правый), Л (левый) или И (интегрированный).
Ответив на все 40 вопросов, подсчитайте, сколько букв П, Л и И вы набрали.
1. А) Чтобы что-то запомнить или усвоить, мне надо специально изучать эту информацию -Л
B) Я хорошо
запоминаю различные факты и
детали без специального
C) В разных случаях бывает по-разному -И
2. А) Я люблю фантастику - П
B) Предпочитаю реалистическую литературу -Л
3. А) Иногда я люблю
помечтать, а иногда строю
В) Больше люблю мечтать - П
C) Предпочитаю реалистическое планирование -Л
4. А) Читая или занимаясь
умственной работой, я люблю
слушать музыкальные записи
B) Читать или работать
я могу только в полной тишине
C) Если я читаю
просто для развлечения, то
могу одновременно слушать
5. А) Если бы я
был писателем, я работал бы
в жанре художественной
B) Я писал
бы только о том, что
6. А) Обсуждать свои
психологические проблемы и
B) Я бы предпочел
делиться своими
C) Оба варианта мне подходят - И
7. А) Когда я рисую,
то предпочитаю рисовать «из
головы», используя
В) Я больше люблю копировать, вставляя кое-что от себя - Л
С) Мне нравится и то и другое - И
8. А) По-моему, меня легко можно загипнотизировать - П
B) Наверное, меня можно загипнотизировать, но не без труда - И
С) Вряд ли поддаюсь гипнозу − Л
9. А) Я одинаково
люблю остросюжетные
B) Предпочитаю приключения - Л
C) Больше люблю таинственные истории - П
10. А) В школе я одинаково относился к алгебре и геометрии - И
В) Предпочитал алгебру - Л
С) Предпочитал геометрию - П
11. А) Если мне придется раскладывать по порядку какие-либо предметы, например, приводить в порядок библиотеку или коллекцию марок, я расположу их в хронологическом порядке - Л
B) Я больше люблю сортировать предметы так, чтобы были наглядно видны связи, существующие между ними - П
C) Одинаково хороши оба способа классификации - И
12. А) Я хорошо запоминаю тексты и произнесенные слова - Л
B) У меня хорошая музыкальная память - П
C) Я хорошо запоминаю и слова и мелодии - И
13. А) Обычно я завершаю свои дела к указанному сроку - И
B) Планируя свои дела, я исхожу прежде всего из их количества, а уж во вторую очередь учитываю сроки - Л
C) Мне
бывает трудно соотнести свои
дела с каким-либо
14. А) Мое настроение часто меняется - П
B) Перемены настроения редки - И
C) У
меня почти всегда ровное
15. А) Я люблю общаться с животными - П
B) Я
не очень легко нахожу
C) Мне довольно трудно общаться с животными - Л
16. А) Я одинаково отношусь к кошкам и собакам -И
B) Больше люблю кошек - П
C) Больше люблю собак - Л
17. А) В компании я люблю балагурить - П
В)
Смотря по обстоятельствам, я
могу быть серьезным, могу
веселиться - И
С) Не люблю излишнего веселья - Л
18. А) Я часто рассеян, как бы отсутствую, витаю в облаках - П
B) Такая рассеянность находит на меня лишь иногда - И
C) Я
практически всегда
19. А) В телерекламе меня привлекают красиво снятые кадры, приятные цвета,
чувственные образы и сцены - П
B) В рекламе я ценю
товары и сделать свой выбор -Л
C) Люблю красивую и оригинальную рекламу, но в основном она все же влияет на меня своей информативностью - И
20. А) Когда мне объясняют, как действует тот или иной прибор, я одинаково хорошо воспринимаю и словесные пояснения, и наглядную демонстрацию - И
B) Предпочитаю, чтобы мне наглядно показали, как он работает - П
21. А) Мне безразлично, есть ли иллюстрации в художественной литературе, которую я читаю - И
В) Предпочитаю книги без отвлекающих иллюстраций - Л
С)
Беллетристика должна быть
22. А) Я с одинаковым
удовольствием прочту повесть
или посмотрю ее экранизацию -
В) Предпочитаю прочесть - Л
С) Лучше посмотрю кинофильм - П
23. А) Меня одинаково привлекают ритмичные танцы и поэзия - И
B) Ритмичные танцы мне больше нравятся - П
C) Поэзия больше меня привлекает
24. А) В балете я предпочитаю современное, нетрадиционное течение - П
B) Если
балет − то только
C) Я не отдаю предпочтения ни классическому ни современному танцу - И
25. А) Люблю общаться с людьми - П
В)Люблю посплетничать об отношениях между знакомыми- Л
C) Я люблю и общение и пересуды о человеческих контактах - И
26. А) Думать я предпочитаю лежа - П
B) Удобнее думать сидя - Л
C) В этом
отношении у меня нет
27. А) Я с удовольствием стал бы музыкальным критиком - Л
B) Я хотел бы быть композитором - П
C) И та, и другая профессия одинаково хороши в моих глазах - И
28. А) Думая о последствиях моих поступков, я опираюсь в основном на интуицию - П
B) Прежде
всего я трезво и логично
оцениваю последствия своих
поступков - Л
C) Я обычно прибегаю и к первому, и ко второму способу - И
29. А) Когда мне приходится кого-то выслушивать, я, как правило, слушаю внимательно - Л
B) Слушая кого-то, я переминаюсь с ноги на ногу, верчусь на стуле и постоянно отвлекаюсь - П
C) Я могу
управлять своим вниманием,
30. А) Люблю анализировать
прочитанную художественную
B) Литература - художественное произведение, и я воспринимаю ее чисто эмоционально - П
C) Верны оба утверждения - И
31. А) Смотря по ситуации, я могу вести себя как все либо выделяться своим нонконформизмом - И
B) Как
правило, я не люблю
C) Чаще я веду себя по-своему, не оглядываясь на других - П
32. А) Я одинаково успешно выполняю как четко сформулированные служебные задания, так и дела, в которых приходится соображать самому по мере развития ситуации - И
B) Предпочитаю
такие задания, в которых у
меня больше простора для
C) Предпочитаю выполнять поручения, четко расписанные по пунктам, чтобы мне было ясно, что и как делать - Л
33. А) Изучая что-то новое, я люблю делать это путем свободного поиска - П
В)
Я больше люблю учиться
С) Оба способа мне одинаково близки - И
34. А) Я хорошо запоминаю имена, названия, даты, телефонные номера - Л
B) Я хорошо
запоминаю местоположение
Информация о работе Типы мышления людей и их специфическое проявление