Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:49, реферат
В воспитании детей родители часто кидаются из крайности в крайность: от чрезмерного контроля над ребенком до его полного отсутствия. Перечислим некоторые типы неправильного воспитания ребенка.
Гипопротекция (гипоопека). Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля за поведением. Иногда гипопротекция простирается до такой степени, что ребенок оказывается совершенно заброшенным - ненакормленным, неодетым.
Тюменская Государственная Медицинская Академия
Кафедра: Медицинской психологии и психотерапии с курсом общей психологии и педагогики.
Заведующий кафедрой: Приленский Борис Юрьевич
РЕФЕРАТ:
«Типы неправильного воспитания».
Проверил: ассистент кафедры
Приленский Александр Борисович
Выполнил: студент педиатрического факультета
142 группы Сирина Ольга
г.Тюмень, 2012
В воспитании детей родители часто кидаются из крайности в крайность: от чрезмерного контроля над ребенком до его полного отсутствия. Перечислим некоторые типы неправильного воспитания ребенка.
Гипопротекция (гипоопека).
Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля за поведением. Иногда гипопротекция простирается до такой степени, что ребенок оказывается совершенно заброшенным - ненакормленным, неодетым. Но в наше время всеобщего материального достатка чаще гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд ребенка, а проявляется только недостатком внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей к его делам, волнениям, увлечениям.
Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью ребенка отличается крайним формализмом. Он чувствует, что старшим не до него, что они несут в отношении него лишь тягостные для них обязанности, и были бы рады от них освободиться. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно ребенок научается обходить формальный контроль старших и начинает тайно от них жить своей жизнью.
Доминирующая гиперпротекция (гиперопека).
Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного наблюдения за ребенком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозможность принимать собственные решения пугают ребенка, создают у него впечатление, что ему "все нельзя", а его сверстникам "все можно". Гиперпротекция не дает возможности учиться на собственном опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за ребенка все решают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.
Потворствующая гиперпротекция ("кумир семьи").
В крайнем проявлении потворствующая гиперпротекция получила наименование воспитания по типу " кумира семьи". Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, скучных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвалы и обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания, слышать разговоры о себе, все желаемое получать с легкостью.
"Кумир семьи" не
означает, что объект обожания
должен быть окружен
Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для ребенка кризисную ситуацию. С одной стороны, с детства утверждается желание всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежными становятся непомерно высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. С другой стороны, потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя, осуществить лидерские функции.
Безнадзорность.
Это гипоопека в высшей степени. В такой семье ребенку не уделяют даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Родители забывают о его существовании, в результате чего ребенок может ночевать, где хочет, питаться тем, что попадется ему под руку, ходить в лохмотьях. Таким детям грозит задержка в развитии, и они в дальнейшем можут быть психически неполноценными.
Эмоциональное отвержение ("Золушка").
При этом виде воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше. Еще более ситуация усугубляется, когда рядом есть брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу "Золушки").
Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся ребенком, гонят подобные мысли, даже возмущаются, когда указывают им на это. Родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок чувствует вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.
Условия жестоких взаимоотношений. («ежовые рукавицы»).
Эти условия нередко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может проявляться открыто - суровыми расправами за мелкие проступки, а еще более тем, что на ребенке "срывают зло" за других. Но жестокие отношения не избирательно касаются только самого ребенка - они господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения, хотя в семье могут быть и скрыты от посторонних взоров.
Это - душевное безразличие друг к другу, забота только о себе, пренебрежение интересами других членов семьи, семья, где каждый может рассчитывать только на себя - все это может быть без громких скандалов, драк и избиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет.
Повышенная моральная ответственность.
В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов и способностей, тешатся мыслью о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Ребенок чувствует, что от него ждут очень многого.
В другом случае условия
повышенной моральной ответственности
создаются, когда на малолетнего
подростка возлагаются
Потворствующая гипопротекция.
Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к подростку сочетается с некритическим отношение их к его поведению. Родители стараются всегда оправдать подростка, переложить его вину на других, оградить его от заслуженного наказания. В итоге, оставшись без такого родительского покровительства, подростки не могут приспособиться к жизни.
Воспитание в атмосфере культа болезни.
Преувеличенние заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доминирующей гиперпротекции. В итоге такое воспитание способствует инфантилизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье.
Противоречивое воспитание.
Члены семьи в таких
случаях применяют
Из-за отклонений в семье
зачастую формируется аномальное поведение,
которое требует
Нельзя забывать, что семья для ребенка является на начальном этапе моделью общества. Для ребенка важна прежде всего любовь родителей, доверие между членами семьи и искренность в отношениях. Необходимо также вовлекать ребенка в жизнедеятельность семьи и считать его равноправным ее членом. Очень важным принципом является и готовность помочь ребенку в трудностях и неудачах, ответить на интересующие и волнующие его вопросы. И это касается не только школьных уроков. Дети должны чувствовать себя любимыми и желанными. Нельзя физически наказывать ребенка, что бы он ни совершил. Но не рекомендуется потакать ему во всех его капризах. В семье ребенок получает все виды воспитания: физическое, трудовое, умственное, эстетическое и нравственное.
Существуют принципы, соблюдения которых необходимо придерживаться в семье, и тогда можно будет избежать многих неприятных последствий, их сформулировал П. Ф. Лесгафт. Первоначальную заботу семьи составляет обеспечение правильных гигиенических условий детского развития. Вторым условием является отсутствие произвола в действиях воспитателя. Третьим требованием является строгое соответствие слов и дел при обращении с ребенком. «Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит...».