Типы неправильного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

В воспитании детей родители часто кидаются из крайности в крайность: от чрезмерного контроля над ребенком до его полного отсутствия. Перечислим некоторые типы неправильного воспитания ребенка.
Гипопротекция (гипоопека). Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля за поведением. Иногда гипопротекция простирается до такой степени, что ребенок оказывается совершенно заброшенным - ненакормленным, неодетым.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 24.33 Кб (Скачать файл)

Тюменская Государственная  Медицинская Академия

Кафедра: Медицинской психологии и психотерапии с курсом общей  психологии и педагогики.

Заведующий кафедрой: Приленский Борис Юрьевич

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ:

«Типы неправильного воспитания».

 

 

 

 

Проверил: ассистент кафедры 

Приленский Александр Борисович

Выполнил: студент педиатрического  факультета

142 группы Сирина Ольга

 

 

 

 

 

 

 

г.Тюмень, 2012

В воспитании детей родители часто кидаются из крайности в  крайность: от чрезмерного контроля над ребенком до его полного отсутствия. Перечислим некоторые типы неправильного воспитания ребенка.

Гипопротекция (гипоопека).

Этот вид неправильного  воспитания в крайней форме проявляется  полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля за поведением. Иногда гипопротекция простирается до такой степени, что ребенок оказывается совершенно заброшенным - ненакормленным, неодетым. Но в наше время всеобщего материального достатка чаще гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд ребенка, а проявляется только недостатком внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей к его делам, волнениям, увлечениям.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью ребенка отличается крайним формализмом. Он чувствует, что старшим не до него, что они несут в отношении него лишь тягостные для них обязанности, и были бы рады от них освободиться. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно ребенок научается обходить формальный контроль старших и начинает тайно от них жить своей жизнью.

Доминирующая  гиперпротекция (гиперопека).

Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного наблюдения за ребенком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозможность принимать собственные решения пугают ребенка, создают у него впечатление, что ему "все нельзя", а его сверстникам "все можно". Гиперпротекция не дает возможности учиться на собственном опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за ребенка все решают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.

Потворствующая  гиперпротекция ("кумир семьи").

В крайнем проявлении потворствующая гиперпротекция получила наименование воспитания по типу " кумира семьи". Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, скучных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвалы и обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания, слышать разговоры о себе, все желаемое получать с легкостью.

"Кумир семьи" не  означает, что объект обожания  должен быть окружен множеством  глаз влюбленных в него домочадцев. Семья может состоять всего  из двоих - например, обожающей  до безумия своего ребенка  одинокой матери, во всем ему  потакающей.

Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для ребенка кризисную ситуацию. С одной стороны, с детства утверждается желание всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, откуда неизбежными становятся непомерно высокий уровень притязаний, жажда престижного положения. С другой стороны, потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя, осуществить лидерские функции.

Безнадзорность.

Это гипоопека в высшей степени. В такой семье ребенку не уделяют даже минимум внимания. Его вообще не замечают. Родители забывают о его существовании, в результате чего ребенок может ночевать, где хочет, питаться тем, что попадется ему под руку, ходить в лохмотьях. Таким детям грозит задержка в развитии, и они в дальнейшем можут быть психически неполноценными.

Эмоциональное отвержение ("Золушка").

При этом виде воспитания ребенок  постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше. Еще  более ситуация усугубляется, когда  рядом есть брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто  гораздо дороже и любимее (воспитание по типу "Золушки").

Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не признаются в  том, что тяготятся ребенком, гонят  подобные мысли, даже возмущаются, когда  указывают им на это. Родители подавляют  в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и  обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок чувствует вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Условия жестоких взаимоотношений. («ежовые рукавицы»).

Эти условия нередко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может  проявляться открыто - суровыми расправами за мелкие проступки, а еще более  тем, что на ребенке "срывают зло" за других. Но жестокие отношения не избирательно касаются только самого ребенка - они господствуют во всей атмосфере непосредственного окружения, хотя в семье могут быть и скрыты от посторонних взоров.

Это - душевное безразличие  друг к другу, забота только о себе, пренебрежение интересами других членов семьи, семья, где каждый может рассчитывать только на себя - все это может  быть без громких скандалов, драк и избиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет.

Повышенная моральная  ответственность.

В таких случаях родители питают большие надежды в отношении  будущего своего ребенка, его успехов  и способностей, тешатся мыслью о  том, что их потомок воплотит в  жизнь собственные несбывшиеся  мечты. Ребенок чувствует, что от него ждут очень многого.

В другом случае условия  повышенной моральной ответственности  создаются, когда на малолетнего  подростка возлагаются недетские  заботы об уходе за младшими или  больными и беспомощными членами  семьи.

Потворствующая  гипопротекция.

Здесь бесконтрольность и  вседозволенность в отношении родителей  к подростку сочетается с некритическим отношение их к его поведению. Родители стараются всегда оправдать подростка, переложить его вину на других, оградить его от заслуженного наказания. В итоге, оставшись без такого родительского покровительства, подростки не могут приспособиться к жизни.

Воспитание в  атмосфере культа болезни.

Преувеличенние заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доминирующей гиперпротекции. В итоге такое воспитание способствует инфантилизации, эгоистической фиксации на заботах о собственном здоровье.

Противоречивое  воспитание.

Члены семьи в таких  случаях применяют несовместимые  воспитательные подходы и предъявляют  к ребенку противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют  друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

Из-за отклонений в семье  зачастую формируется аномальное поведение, которое требует психологической помощи специалиста.

Нельзя забывать, что семья  для ребенка является на начальном  этапе моделью общества. Для ребенка  важна прежде всего любовь родителей, доверие между членами семьи и искренность в отношениях. Необходимо также вовлекать ребенка в жизнедеятельность семьи и считать его равноправным ее членом. Очень важным принципом является и готовность помочь ребенку в трудностях и неудачах, ответить на интересующие и волнующие его вопросы. И это касается не только школьных уроков. Дети должны чувствовать себя любимыми и желанными. Нельзя физически наказывать ребенка, что бы он ни совершил. Но не рекомендуется потакать ему во всех его капризах. В семье ребенок получает все виды воспитания: физическое, трудовое, умственное, эстетическое и нравственное.

Существуют принципы, соблюдения которых необходимо придерживаться в семье, и тогда можно будет избежать многих неприятных последствий, их сформулировал П. Ф. Лесгафт. Первоначальную заботу семьи составляет обеспечение правильных гигиенических условий детского развития. Вторым условием является отсутствие произвола в действиях воспитателя. Третьим требованием является строгое соответствие слов и дел при обращении с ребенком. «Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит...».

 

 


Информация о работе Типы неправильного воспитания