Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:44, реферат
День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.
Механизмы психологической защиты
День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.
Разбирая вопрос гармонии личности, внутренней гармонии, мы должны понимать, что от первичных инстинктов, от желаний дикаря, желаний первобытного человека в психике, человек действительно никогда не сможет избавиться. Поэтому важной задачей является удержать подобные желания в бессознательном. Не дать им вырваться наружу. Например, давайте рассмотрим ситуацию, когда после конфликта с начальником человек, придя домой с работы, вымещает накопившуюся агрессию ком-то из членов своей семьи? Как вы думаете, почему происходит подобная ситуация? Используется ли здесь какой-то защитный механизм? Для чего он необходим? Приведите свои примеры. Итак,
Психологическая защита – это система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с психологическими трудностями или конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.
Понятие «психологической защиты» ввел в научный обиход Зигмунд Фрейд в 1894 году. Так называют приемы, используемые «Я» (одной из структур нашей личности) для контроля над «запретными» влечениями и желаниями, которые могут привести к душевной боли, тревоге. Анна Фрейд, дочь З. Фрейда, продолжила изучение защитных механизмов. Она предположила, что защита может направляться не только против влечений, но и против всего, что приносит невыносимые переживания, стресс. Она составила каталог защит и описала их проявления.
Итак, мы выяснили, что защитные механизмы психики помогают справится нам со стрессом, возникающим в ряде повседневных ситуаций, они направлены на снижение уровня переживания для того, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Когда возникает такая необходимость? Ученые доказывают, что психологическая защита как реакция возникает при реальной или мнимой угрозе целостности личности, ее идентичности или самооценке. В конечном итоге психологическая защита направлена на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, которая достигается:
- устранением из сознания источников конфликтных переживаний;
- трансформация переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта;
- возникновение специфических форм реагирования, поведения, которые снижают остроту переживаний угрозы или внутриличностного конфликта.
Всего описано около 20 видов механизмов психологической защиты. Мы дадим описание самым основным. К ним относятся такие механизмы, как: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные преобразования. Давайте дадим краткие определения данным типам.
1. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).
2. Вытеснение. З.Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, вытеснение - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - становятся бессознательными. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п.
3. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.
4. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).
5. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.
6. Замещение. Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.
7. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).
8. Реактивные преобразования. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.
А как вы считаете, нужны
ли вообще людям механизмы
Каждый человек, в зависимости от черт своего характера и образа жизни, а так же от типа реагирования на ту или иную ситуацию, склонен к применению того или иного типа механизмов психологической защиты. Чаще мы прибегаем к использованию таких механизмов неосознанно. Однако определить преимущественный тип защиты можно с помощью тех или иных методик. Одной из таких является методика «Диагностика типологий психологической защиты» Р.Плутчик (в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.)
Диагностика типологий психологической защиты Р.Плутчик (в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.)
Инструкция к тесту: Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек обычно испытывает. Если утверждение вам соответствует, поставьте знак «х» в разделе «да», в месте, обозначенном круглыми скобками. Если утверждение вам не соответствует, поставьте знак «х» в любом другом месте (не в скобочках) или можете не отмечать вовсе».
Текст опросника:
Бланк ответов:
№ |
Да |
№ |
Да | ||||||||||||||
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H | ||
1 |
( ) |
50 |
( ) |
||||||||||||||
2 |
( ) |
51 |
( ) |
||||||||||||||
3 |
( ) |
52 |
( ) |
||||||||||||||
4 |
( ) |
53 |
( ) | ||||||||||||||
5 |
( ) |
54 |
( ) |
||||||||||||||
6 |
( ) |
55 |
( ) |
||||||||||||||
7 |
( ) |
56 |
( ) |
||||||||||||||
8 |
( ) |
57 |
( ) | ||||||||||||||
9 |
( ) |
58 |
( ) |
||||||||||||||
10 |
( ) |
59 |
( ) |
||||||||||||||
11 |
( ) |
60 |
( ) |
||||||||||||||
12 |
( ) |
61 |
( ) |
||||||||||||||
13 |
( ) |
62 |
( ) |
||||||||||||||
14 |
( ) |
63 |
( ) |
||||||||||||||
15 |
( ) |
64 |
( ) |
||||||||||||||
16 |
( ) |
65 |
( ) |
||||||||||||||
17 |
( ) |
66 |
( ) |
||||||||||||||
18 |
( ) |
67 |
( ) |
||||||||||||||
19 |
( ) |
68 |
( ) |
||||||||||||||
20 |
( ) |
69 |
( ) |
||||||||||||||
21 |
( ) |
70 |
( ) |
||||||||||||||
22 |
( ) |
71 |
( ) |
||||||||||||||
23 |
( ) |
72 |
( ) | ||||||||||||||
24 |
( ) |
73 |
( ) |
||||||||||||||
25 |
( ) |
74 |
( ) |
||||||||||||||
26 |
( ) |
75 |
( ) |
||||||||||||||
27 |
( ) |
76 |
( ) |
||||||||||||||
28 |
( ) |
77 |
( ) |
||||||||||||||
29 |
( ) |
78 |
( ) |
||||||||||||||
30 |
( ) |
79 |
( ) | ||||||||||||||
31 |
( ) |
80 |
( ) |
||||||||||||||
32 |
( ) |
81 |
( ) |
||||||||||||||
33 |
( ) |
82 |
( ) |
||||||||||||||
34 |
( ) |
83 |
( ) |
||||||||||||||
35 |
( ) |
84 |
( ) |
||||||||||||||
36 |
( ) |
85 |
( ) |
||||||||||||||
37 |
( ) |
86 |
( ) |
||||||||||||||
38 |
( ) |
87 |
( ) |
||||||||||||||
39 |
( ) |
88 |
( ) |
||||||||||||||
40 |
( ) |
89 |
( ) |
||||||||||||||
41 |
( ) |
90 |
( ) |
||||||||||||||
42 |
( ) |
91 |
( ) |
||||||||||||||
43 |
( ) |
92 |
( ) |
||||||||||||||
44 |
( ) |
93 |
( ) |
||||||||||||||
45 |
( ) |
94 |
( ) |
||||||||||||||
46 |
( ) |
95 |
( ) |
||||||||||||||
47 |
( ) |
96 |
( ) |
||||||||||||||
48 |
( ) |
97 |
( ) |
||||||||||||||
49 |
( ) |
Σ |