Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 08:59, реферат
Проблемная семья не позволяет личностно расти каждому из своих членов. Представители проблемных семей испытывают недостаток тепла, чувство стыда за кого-либо из своих членов.
Трудности, которые возникают у семей, можно охарактеризовать как:
1. Внезапные – потеря одного из членов сёмьи, измена, изменение социального статуса.
2. Хронические – постоянные конфликты.
3. Кризисные периоды в жизни.
Применительно к ситуации внутрисемейного общения их следует научить общаться друг с другом напрямую, без образования семейных треугольников. Члены семьи должны научиться открывать друг другу свои потребности и взгляды, стремиться к большей искренности.
Они должны осознать относительность и прагматический, функциональный характер любых правил.
Стратегия психологического консультирования семьи:
В психологическом консультировании решается частная задача: задержать членов недифференцированных семей на наблюдении и рациональном анализе эмоциональных процессов в семье, осмыслении причин конфликтов, осознании эмоциональной подоплеки своего и чужого поведения. Считается, что это важнее, чем рекомендации.
Психолог должен быть дифференцированной личностью; нельзя позволять вовлекать себя в зависимость от отношений в семье: нельзя ни поддерживать одного из членов семьи, ни становиться на чью-либо супружескую позицию.
Для того
чтобы побудить супругов начать общаться
друг с другом напрямую (без вовлечения
окружающий в многочисленные семейные
треугольники), для тогшгатобы научить
их терпимо относиться к личностным отличиям
другого, используется методика «Тет-а-тет».
Супругам предлагают выполнить следующую
процедуру:
Сядьте близко, касаясь коленей и сохраняя контакт глаз. Посмотрите, как долго вы сможете говорить о себе, своих взаимоотношениях, а не о третьих лицах и о дополнительных темах.
Теперь, чтобы сделать это задание еще труднее, повторите его, оставаясь только в настоящем времени, не говорите о прошлом или будущем, а только о своих переживаниях «здесь и теперь».
После выполнения супругов этого задания в беседе с ними исследуется степень их тревоги из-за близости с помощью следующих вопросов:
1. Насколько близок я могу быть с другим человеком, оставаясь в то же время самим собой и не делая того, что меня хотят заставить сделать другие?
2. Насколько близок я могу быть с другим человеком, допуская, что другой человек отличается от меня?
Упражнения по преобразованию коммуникативной системы семьи.
Семейное пространство
Супругам дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план квартиры или дома, где они жили до женитьбы. Если есть дети, то они при этом смотрят и слушают. Если супруги несколько раз меняли место жительства, то их просят нарисовать план того дома, который наиболее запомнился. В то время как супруги заняты рисованием, психолог побуждает их к рациональному анализу прошлого и настоящего семейного опыта с помощью следующих вопросов и предложений:
1. Рисуя, отмечайте,
с каким настроением
2. Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме.
3. Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи?
4. Когда члены вашей
семьи, которые не проживают
с вами, заходили к вам, в
какой комнате происходили
5. Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить?
6. Было ли у вас какое-то особенное место в доме?
7. Попытайтесь как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности.
8. Как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале; выделялся он чем-нибудь или нет? Если член семьи жил в квартире, то на каком этаже она была расположена, куда выходили окна и т. д.?
9. Вспомните какое-либо
типичное событие,
10. Вспомните типичные слова, фразы, которые произносились членами вашей семьи.
Можно дать детям инструкцию нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом должны присутствовать в качестве наблюдателей. Возможен также вариант, когда все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.
Методика помогает супругам начать анализировать свои ожидания относительно правил в нынешней семье, источники этих ожиданий в родительских семьях, а детям лучше понимать своих родителей.
Воспоминания могут анализироваться также на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения.
Собранная информация может использоваться для выявления различных альянсов и разрывов взаимоотношений внутри данной семьи.
Соломенная башня
Членам семьи предлагают построить соломенную башню, чтобы она была оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной, могла стоять без поддержки и чтобы ее можно было переносить с места на место. Для этого им дают пакет со 100 соломинками и клейкую ленту с ножницами. Членам семьи даются рекомендации первые 5 мин строить башню, не говоря ни слова. На строительство башни отводится 10—15 мин.
После строительства башни начинается обсуждение и анализ поведения разных членов семьи в процессе ее строительства. Предполагается, что оно отражало типичные формы совместного поведения, характерные для данной семьи.
Ролевая карточная игра
Методика побуждает задума ться членов семьи над характером распределения ролей в семье и теми специфическими формами внутрисемейного общения, которые в этих ролях отображаются.
Члены семьи (начиная с главы семьи) в полном молчании просматривают карточки с указанием тех или иных внутрисемейных ролей. Глава семьи должен подумать о том, кто выполняет эту роль в семье, и передать карточку ему. Если получивший карточку согласен с тем, что он выполняет эту роль в семье, то он оставляет ее у себя. Если нет, то передает другому. Если получивший карточку считает, что кто-то еще в семье выполняет эту роль, то он должен на листке бумаги записать себе эту роль, а карточку передать ему. Если для какой-либо карточки с ролью в семье не находится исполнителя, то она откладывается в сторону.
У Р. Шермана и Н. Фредмана приводят примерный список ролей, среди которых есть роли-обязанности (Организатор домашнего хозяйства, Закупщик продуктов, Мойщик пола и т. д.) и роли-взаимодействия . Последние делятся на позитивные (Говорящий правду, Помогающий, Понимающий, Творческий, Счастливый, Дипломат) и негативные (Обвинитель, Умиротворитель, Компьютер, Одинокий волк, Сбивающий с толку, Жертва, Крикун).
Описанный выше алгоритм служит хорошим стартовым началом для рефлексивного анализа членами семьи характера распределения и сущности типичных внутрисемейных ролей.
3.Коммуникационная модель психологического консультирования семьи.
Особенности подхода
Акцент делается на исследовании параметров эффективной и неэффективной, деструктивной коммуникации внутри семьи и личностных основ нарушений коммуникации. Исследуются вербальная (слова) и невербальная (мимика, поведение) коммуникации, возможности расхождения между ними, причины и механизмы неправильной расшифровки чужого сообщения.
В рамках этого подхода можно выделить следующие три направления работы:
1.Работа с искажениями чужих сообщений
В периоды стресса люди имеют тенденцию придумывать для себя мысли и ощущения другой личности, связывать это с определенными внешне регистрируемыми реакциями другой личности. На основе этой связи в дальнейшем люди имеют склонность толковать поведение другого и поступать так, как если бы придуманное было на самом деле. Люди сами причиняют себе боль и создают трудности, приписывая различные ложные интерпретации поведению окружающих лиц и живя в этом виртуальном мире.
Приобретая навык в «чтении» чужих мыслей, такие люди порой создают длинные цепочки, приравнивая те или иные поведенческие реакции другого к тому значению, которое они придали этим реакциям ранее в ситуации стресса. Этот феномен называется сложным равенством.
2.Стратегия психологической работы с искажениями чужих сообщений
Супругов побуждают к деноменализации - проверке своего понимания чужих посланий, сигналов, расшифровке их другому: «Спросите свою жену, что она чувствует сейчас. Вы боитесь? Что может случиться, если вы сделаете это? Догадайтесь!»
3.Работа с вычеркиваниями и обобщениями
Для систематизации и организации своего непосредственного опыта люди пытаются создавать внутреннюю картину мира, логичную, непротиворечивую. При этом часть информации может вычеркиваться, теряться, люди могут чересчур обобщать реальную картину мира. В конечном итоге получается искаженный образ действительности, мешающий порой эффективно действовать в мире. Психолог помогает клиенту сделать его картину мира более объективной с помощью, например, вопросов, начинающихся словами: «Что», «Как», «Кто». Например: «Как вы узнаете, что делаете жену несчастной? », «Что говорит в пользу того, что вас невозможно любить?»
Работа с неконгруэнтными посланиями
Понятие конгруэнтности общения
Когда личность общается конгруэнтно, то все послания, которые она делает различными способами (с помощью тела, тона голоса, слов), не совпадают по своей сути. Они дополняют одно другое и не меняют своего содержания в зависимости от способа послания.
Неконгруэнтное общение - когда послания, которые человек посылает с помощью своего тела, тона голоса или слов, не совпадают.
Частным случаем неконгруэнтности сообщения является двойная связь (double bind). Значимый другой (например, родитель) передает человеку одновременно два сообщения, одно из которых отрицает другое. При этом воспринимающий информацию не имеет возможности высказываться по поводу полученных сообщений, чтобы уточнить, на какие из них реагировать, поэтому он постоянно пребывает в состоянии неуверенности и одновременно не может выйти из ситуации, в которую попал. Например: мальчику говорят, что он должен быть смелым, мужественным, добиваться успеха во всем, и в то же время его ругают и наказывают за проявление этих качеств. Это может привести к его отстраненности от реальности, уходу в себя, появлению психопатологических симптомов. Г. Бейтсон говорил: «Ребенок, одновременно получивший два сообщения: «тебя ждут» и «не мешай родителям», - потенциальный пациент психиатрической клиники».
Причины неконгруэнтных посланий
Неконгруэнтные сообщения - сигнал о фрагментарности личности человека, осуществляющего коммуникацию. Субъект имеет более чем одну единую модель поведения, и эти модели конфликтуют между собой. Части личности, продуцирующие противоречивые послания, суть неустановившиеся до конца модели мира, которые индивид до конца не интегрировал в единое целое.
В семье, где есть члены, посылающие окружающим неконгруэнтные сообщения, ряд тем обсуждения может вызвать к жизни внутренний конфликт. Это болезненно, поэтому правилом коммуникации в семье может стать запрет обсуждения ряда тем (говорить о сексе, денежных проблемах - неприлично, некрасиво; нельзя говорить о своем недовольстве - «всегда оставайся довольным»). Запрет на обсуждение ряда тем препятствует личностному росту членов семьи. Если в этих семьях и бывают результаты взаимодействия, то они случайны, хаотичны, по большей части деструктивны. Члены таких семей, как правило, отличаются низкой самооценкой.
Методика работы с семьями, где имеют место неконгруэнтные послания
В. Сатир говорит: «Моя методика - рассказать, что видела, и спросить, что происходит. Критерий эффективности работы -повышение степени открытости семьи».
Осуществляется анализ того, какую репрезентативную систему человек использует (аудиальную, визуальную, кинестетическую) и что он пытается сообщить в рамках каждой системы, что он при этом чувствует.
Можно использовать игры из гештальттерапии, способствующие интеграции личности.
4.Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами.
Слово «конфликт» происходит от латинского «столкновение» и означает столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия; серьезное разногласие, острый спор, что предполагает зачастую борьбу между сторонами.
Конфликт как неотъемлемый элемент социального бытия личности и группы может выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).
Конструктивная функция конфликта в семейных отношениях заключается в том, что он может стать мощным источником развития личности и группы.
Для личности его последствия могут выражаться в достижении душевного равновесия, умиротворенности, повышении осмысленности жизни, новом ценностном сознании.
В семье благодаря конфликту могут появиться новые цели,
нормы, ценности.
В рамках своей конструктивной функции конфликт:
Информация о работе Типы семей нуждающихся в психологическом консультировании