Типы темпераментов и их психологическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других. Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………......3
Определение понятия «Психическое состояние человека»……………….5
Темперамент и характер……………………………………………………..9
Типы темпераментов и их психологическая характеристика…………….11
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………...15

Файлы: 1 файл

психология контр.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………………………………………………………......3

  1. Определение понятия «Психическое состояние человека»……………….5
  2. Темперамент и характер……………………………………………………..9
  3. Типы темпераментов и их психологическая характеристика…………….11

Заключение………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы……………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Понятие психического состояния относится к коренным, базовым понятиям психологии. Динамика изменений психических состояний отражает всю сложность субъективного. 

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других. Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т. д.

 

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов и в расхождении мнения на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих.

Наряду с понятием «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Его отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих людей свойств.

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание которое данного человека отличает от других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение понятия  «Психическое состояние человека» и его структура.  
В настоящее время в психологии наиболее изучены такие явления, как психически познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и др.; так называемые отдельные стороны психической жизни: чувства, воля, внимание; свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность; деятельность и её компоненты. Вероятно, число компонентов психики , выделяемых психологией, не может быть строго ограниченным. Психические состояния являются сравнительно новым и малоизученным психическим явлением. Наряду с другими психическими явлениями психические состояния выступают как один из компонентов психики. Взаимосвязь понятий «психика» и «психические состояния», как объективная сущность взаимоотношений обозначаемых ими явлений, сложна, противоречива, диалектична. Психическое состояние и психику можно рассматривать как диалектическое взаимоотношения между частью и целым: то, что в одном аспекте является часть сложного целого, в другом аспекте выступает как целое по отношению к своим частям. Если под понятием «психика» подразумевается сложная система взаимосвязанных друг с другом психических компонентов, то психическое состояние – это конкретное определённое соотношение и взаимодействие этих компонентов за определённый период времени, временное состояние этой системы. В этом временном аспекте состояние оказывается компонентом психики. Нельзя поэтому изучить психическое состояние, не рассматривая всех психических явлений, входящих во временные рамки данного состояния, не исследуя конкретного проявления всей психики в целом за определенный период времени. Вместе с тем нельзя понять психику в целом, не исследуя ее конкретных проявлений в форме психических состояний. Нам представляется, что понятие психических состояний должно учитывать все то, что в данный отрезок времени происходит в психике человека. Психические состояния – это конкретное проявление всех компонентов, явлений психики в данный период времени. Взаимоотношение понятия психических состояний с другими психологическими категориями также сложно, противоречиво, взаимозависимо. Психическое состояние выступает как временно образовавшаяся сложная система, как единое целое по отношению к входящим в нее частям – компонентам психики. Каждый компонент психики является частью психического состояния. Каждый из них имеет в нем частное, конкретное выражение. Взаимосвязь эта, однако, не односторонняя. Любой компонент психики при его достаточной интенсивности относительно других компонентов может характеризовать определенное временное состояние в целом. В этом случае состояние может рассматриваться как конкретное проявление, как часть данного психического компонента. Например, состояние обостренного внимания можно рассматривать как частное, ограниченное во времени выражение постоянной стороны психической деятельности – внимания, состояние храбрости – как выражение одного из устойчивых свойств воли. Состояние мечтательности, грез, непроизвольного воображения есть проявление доминирующего в данный момент, но постоянно свойственного человеку непроизвольного воображения. Состояния творчества, вдохновения представляют собой конкретное выражение специфики человеческой психики – способности к творчеству. Характерные или нехарактерные для данного человека состояния Н. Д. Левитов рассматривает как конкретное частное проявление таких особенностей личности, как характер и темперамент. Психологи полагают, что для холерика типичны аффекты, для флегматика состояния спокойствия и сдержанности, для меланхолика – состояния неуверенности. Состояние вспышки и гнева у флегматика можно вызвать с трудом, лишь при повторных воздействиях, тогда как у холерика оно возникает сразу. Состояние подавленности у холерика возникает в результате сильного переутомления, а у меланхолика – при небольшом кратковременном напряжении. Эти состояния психологи считают показателями постоянных типологических особенностей индивидов.   

Структура психических состояний сложна и динамична. Она не может быть понята как простая механическая сумма составляющих её элементов. Динамическое взаимодействие её частей ведёт к их взаимному преобразованию, к возникновению новых функциональных структур, обладающих новыми закономерностями, свойствами и качествами, которых нет у отдельных составляющих структуру компонентов. В зависимости от этой динамики система каждый раз приобретает новые структурные и функциональные свойства. Изменение любого из компонентов влечет изменение всей динамической структуры. Любой компонент психики, любая ее сторона, каждый психический процесс или их целостная подструктура может на определенный период времени становиться главной и определяющей все состояние психики. Каждое доминирующее психическое явление будет характеризовать специфику данного состояния. Характеристику и название психическому состоянию часто дают в соответствии с доминирующими в нем психическими явлениями. В зависимости от того, как велико в психическом состоянии участие и проявление чувств и эмоций, выделяется группа эмоциональных состояний (настроения, аффекты, страсти). Однако эмоциональные состояния это только одна из групп возможных психических состояний человека. Группа волевых состояний выделяется на основании преобладания волевых компонентов. Они входят в структуру любого психического состояния. Но доминирование их преобразует всю структуру, выступает как само состояние (состояние волевого усилия, например). Можно выделить обширную группу различных психических состояний, для которых общим будет доминирование одного из познавательных процессов. На фоне всех остальных проявлений психики может преобладающее значение получить отдельный психический процесс, например мышление, воображение и др. В этом случае психические состояния можно обозначить как состояние размышления, состояние грезы, мечтательности, активности творческого воображения. Любая черта характера также может временно придать определенную специфику всей структуре состояния. Например, активность может стать главной, затмив другие черты характера, тогда мы говорим о состоянии активности. Это позволяет выделить особую группу состояний, в которых преобладающее проявление получают черты характера. На основании преобладания особенностей темперамента можно характеризовать очередную группу психических состояний, связанных с определенным проявлением темперамента. Подобное выделение групп психических состояний можно продолжить. Динамическая структура состояний может и не иметь «монохарактеристики», т. к. доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один компонент, а несколько сторон, Б. М. Теплов, анализируя индивидуальные и типические особенности талантливых полководцев, говорит о том, что условия опасности на поле боя порождали у них состояния, которые характеризовались ярчайшим проявлением нескольких важнейших сторон военного таланта: обострением умственной деятельности и энергии, хладнокровием, равновесием чувств, воли и др. Проявление этих качеств в обычных повседневных состояниях у них не наблюдалось. Изучение доминирующих психических явлений или их структур представляется важным для конкретизации, выявления специфики каждого отдельного состояния в отличие от других, сходных психических состояний. «Дело в том, что одни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к его личности. В одном случае они выступают как безразличные, в другом – те же особенности существенно входят в характеристику» . Характеристика психических явлений, слабо выраженных в том или ином конкретном состоянии, обычно упускается. Мы думаем, однако, что слабо выраженные явления также должны получать свое описание в каждом исследуемом состоянии. Так, например, практическое значение эмоциональных состояний будет выглядеть иначе, если в дополнение к характеристике доминирующих эмоций мы получим анализ состояния мышления или проявления черт характера в данный момент. На это обращают внимание Я. Л. Коломинский, А. И. Розов, авторы рецензии на книгу Н. Д. Левитова, говоря, что признание преобладания доминирующего процесса в каждый данный момент в психике ставит вопрос о том, над чем он преобладает

2. Темперамент и характер.

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Одной из старейших, вместе с тем острейших в методологическом отношении проблем характерологии является освещение зависимостей, существующих между характером и темпераментом. Хотя и сейчас есть попытки сводить характер к темпераменту, все же большинство ученых считает, что темперамент является лишь природной основой характера. Многими исследованиями было показано, что если в раннем детстве у человека дает себя знать значительная зависимость характера от темперамента, то позже, развитием личности, взаимосвязь между ними меняется: характер приобретает все большее значение, преобразуя темперамент, который выступает теперь главным образом лишь как эмоционально-динамическая форма существования и выражения характерологических отношений человека и дает о себе знать, прежде всего, в определенной эмоциональной направленности свойств характера, особенностях выразительных движений и действий, скорости различных личностных проявлений, протекания  психических процессов. 
 
Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента. 
 
Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности. 
 
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при “тепличном”, изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть следствием недостатков воспитания. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Типы темпераментов  и их психологическая характеристика.

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом. Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом 
 
Холерик.  
Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.  
 
Сангвиник.  
Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.  

Флегматик.  
Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.  
 
Меланхолик.  
У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.  
Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей. 

Информация о работе Типы темпераментов и их психологическая характеристика