Типы трудностей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:04, реферат

Описание работы

Первой и наиболее значимой группой для человека является семья. В семье ребенок впервые овладевает различными способами общения, и это способствует успешности его в дальнейшем. Господствующий в семье стиль общения воззрения и идеалы являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и зачастую остаются образцом и для взрослого человека.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

- связанные с этапами жизненного цикла семьи

- обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла

- ситуационные воздействия на семью

 Через этапы жизненного  цикла проходят так называемые «нормативные стрессоры», т. е. трудности, достаточно обычные, которые в более или менее острой форме переживаются всеми семьями: трудности взаимного психологического приспособления; проблемы, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной проблемы на первом этапе жизни семьи; проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства — на втором.

 Сочетание перечисленных  трудностей в определенные моменты  жизненного цикла семьи приводит  к семейным кризисам.

 Несомненный интерес  представляют исследования чешских  ученых, установивших и описавших  два «критических периода» в  жизни семьи [Plzak M., 1973; Kratochvil S., 1985]. Первый из них, более интенсивный,  наблюдается между 3-м и 7-м  годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами. Второй кризис назревает между 17-м и 25-м годами. В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявление трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других проблем); второго кризиса — нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни, связанное с отделением от семьи детей.

 Выявление кризисных  периодов в жизни семьи может  иметь немаловажное прогностическое  значение и способствовать их  смягчению или предупреждать  неблагоприятные кризисные проявления.

 Трудности, обусловленные  неблагоприятными вариантами жизненного  цикла, это те, что возникают  при отсутствии в семье одного  из ее членов (супруга, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие  внебрачного ребенка, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов. При всем разнообразии этих вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников нарушений. Это, во-первых, так называемая функциональная пустота, т. е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, не выполняется. С уходом, например, из семьи отца, определенная часть его «доли» в воспитании уже невосполнима. Во-вторых, могут быть трудности адаптации к факту, событию, породившему, неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка вне брака и др.).

 К ситуационным  нарушениям относятся трудности,  относительно краткие по длительности, создающие значительную угрозу  функционированию семьи (серьезные  заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.п.). Значительную роль в психологическом эффекте данных трудностей играет фактор внезапности (неподготовленность семьи к событию), исключительности (более легко переживается трудность, затрагивающая многие семьи), ощущение беспомощности (уверенность членов семьи, что они ничего не могут сделать, чтобы обезопасить себя в будущем).

 Значимость той  или иной трудности для семьи  зависит прежде всего от того, сколь далеко идущие неблагоприятные  последствия для жизни семьи она имеет. Так, утрата определенной суммы денег для одной семьи — тяжелое нарушение ее жизнедеятельности, для другой — нет, в зависимости от того, какими средствами эти семьи располагают.

 Разнообразные последствия  воздействия кризисов на семью  можно подразделить по тому, на какие сферы жизни семьи они прежде всего оказывают неблагоприятное влияние: нарушение воспитательных функций семьи, супружеских отношений и т. п. При рассмотрении нарушений семьи учитывается также, как они действуют на ее членов. Как правило, нарушение жизнедеятельности семьи ведет к неудовлетворению потребностей, в том или ином отношении тормозит развитие личности, обусловливает возникновение состояний неудовлетворенности, нервно-психического напряжения, тревоги. Одно из важных, с точки зрения семейной психотерапии, последствий нарушений — это их неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивида (психотравмирующее действие).

 Семья, проходящая  через кризис, более или менее  активно противодействует возникшим  трудностям, стремится предотвратить неблагоприятные по¬следствия. Исследования показывают довольно значительные различия в том, как семьи реагируют на трудности. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие; в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию ее противоречий. Эта особенность реагирования различных семей особенно отчетливо прослеживается в случае «нормативного стресса», т. е. столкновения семьи с обычными для определенного этапа трудностями.

Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Ссылаются на определенный механизм, обеспечивающий успешное противодействие нарушению. Чаще всего говорится о механизме «решения проблем», о семьях, умеющих решать проблемы (опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них наиболее удачную). Выделяют также определенные группы особенностей семьи, в силу которых она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей указываются гибкость взаимоотношений, средняя (не слишком жесткая и не слишком «расплывчатая») степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность, «открытость» в восприятии окружающего мира, т. е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации об этом мире.

 И тот, и другой  подходы имеют определенные недостатки. Действительно, способность семьи противостоять трудностям и нарушениям в немалой степени зависит от умения ее членов осознавать и решать проблемы, которые обусловлены этой трудностью.

 На способность  семьи пройти через кризисный  период своей жизни оказывают влияние так называемые латентные нарушения, то есть такие, которые в обычных, нормальных условиях не оказывают сколько-нибудь значительного негативного воздействия на семью. Однако при попадании семьи в трудные условия именно они играют значительную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных, так и необычных условиях члены семьи общаются, испытывая друг к другу определенные чувства, распределяют между собой права и обязанности и т. д. Но в обычных (благоприятных, а тем более «тепличных») условиях оказываются вполне допустимыми определенные нарушения во всех этих сферах. Не слишком значительные нарушения взаимопонимания, умеренно выраженные конфликтность, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу в этих условиях могут не оказывать весомого влияния на жизнь семьи. Иное дело — условия трудные. Той степени взаимопонимания, взаимной привязанности, которая существовала в семье в благоприятных условиях, теперь уже оказывается недостаточно. Вот здесь-то и возникает разница в реакции семей па трудности. В семьях, где латентных нарушений нет или они минимальны, оказываются возможными мобилизация семьи, усиление ее сплочения, активизация совместных действий. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Именно так и возникает описанная выше столь различная реакция разных семей на трудные условия. Семьи без латентных нарушений в этих условиях начинают функционировать лучше, а имеющие их — хуже. Целью психотерапии при работе с семьей может стать выявление таких латентных нарушений для того, чтобы увеличить эффективность функционирования семьи, перед лицом неизбежных семейных кризисов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

     1.”Элементы  практической психологии” ;Р.М. Грановская ; Санкт-Петербург Издательство “Свет” 1997

2.”Социальная психология  в образовании” Н.И. Шевандрин  ; Москва издательство “Владос” 1995 г

3. “Психология подросткового  и юношеского возраста” Филип  Райс Санкт-Петербург издательство  ”Питер” 2000 г




Информация о работе Типы трудностей в семье