Толерантность в педогогической среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть, принятие инаковости партнера по взаимодействию. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям, добивается большей результативности. В современной школе роль личности педагога существенно возрастает. Проблемы, с которыми сталкивается современная школа – осложнения межэтнических отношений, расслоение населения на «богатых и бедных», нетерпимость к человеку другой веры и др. – объясняют практический интерес к исследованиям в области толерантности.

Содержание работы

Введение
1. Педагогическая толерантность как предмет психологического исследования
1.1 Основные подходы к проблеме толерантности в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Современное состояние проблемы педагогической толерантности
2. Развитие педагогической толерантности учителей средней общеобразовательной школы
2.1 Процедура эмпирического исследования
2.2 Педагогическая толерантность как профессионально важное качество учителя общеобразовательной школы
2.3 Личностная характеристика педагогической толерантности
2.4 Когнитивная характеристика педагогической толерантности
2.5 Методические рекомендации по формированию педагогической толерантности
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПЕД.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

недифференцированное впечатление -2,32 ±0,12 -0,1 ±0,07 1,94 ±0,2

нравственные качества личности -2 ±0,15 -0,23 ±0,11 1,62 ±0,21

интеллектуальные качества личности -2,04 ±0,2 -0,04 ±0,12 1,96 ±0,3

волевые качества личности -2,18 ±0,11 -0,3 ±0,9 1,59 ±0,17

индивидуально-стилевые качества личности -1,48 ±0,21 -0,05 ±0,13 1,18 ±0,25

Таблица 11. Представления толерантных  учителей об учащихся

Оценочные шкалы Оценка ученика

антиидеальный реальный идеальный

Ср. балл коэффициент вариации Ср. балл коэффициент вариации Ср. балл коэффициент вариации

недифференцированное впечатление -1,35 ±0,22 0,13 ±0,17 2,55 ±0,25

нравственные качества личности -1,19 ±0,19 0,3 ±0,15 2,68 ±0,23

интеллектуальные качества личности -1,04 ±0,23 0,5 ±0,11 2,87 ±0,2

волевые качества личности -0,74 ±0,14 0,6 ±0,8 2,71 ±0,19

индивидуально-стилевые качества личности -0,66 ±0,31 0,2 ±0,14 2,23 ±0,26

Учителя с высоким уровнем коммуникативно-педагогической толерантности при оценке антиидеального ученика используют оценки преимущественно волевые и индивидуально-стилевые качества личности. Следовательно, для учителя с высоким уровнем педагогической толерантности «плохой ученик», с которым не хотелось бы сотрудничать это ученик, обладающий следующими качествами личности: невыдержанный, ненастойчивый, рассеянный, замкнутый, пассивный, равнодушный. Учителя с низким уровнем толерантности преимущественно выделяют только индивидуально-стилевые особенности. В целом мы видим, что оценка учителем антиидеального ученика с низким уровнем педагогической толерантности ниже, чем оценка учителем с высоким уровнем толерантности.

 

Рис. 16. Оценка учителем с разным уровнем  толерантности учащихся

коммуникативно-педагогическая интолерантность

коммуникативно-педагогическая толерантность

 

1 – недифференцированное впечатление

2 – нравственные качества личности

3- интеллектуальные качества личности

4 – волевые качества личности

5- индивидуально-стилевые качества личности

Оценка реального ученика, с  тем, кем приходится работать, так  же отличается в зависимости от уровня педагогической толерантности. Чем  выше педагогическая толерантность, тем  больше учитель склонен, положительно оценивать учащихся. Для оценок в основном использует индивидуально-стилевые качества личности. Учитель с низким уровнем толерантности использует в основном общие недифференцированные впечатления о личности, т.е. личность ученика для такого учителя не представляет особого интереса, он не видит отдельных сторон личности ученика. Оценка личности ученика педагогов с высоким уровнем педагогической толерантности отличается положительным восприятием учащихся. Оценки учителей с низким уровнем педагогической толерантности отличаются нейтральностью.

 

Рис. 17. Оценка учителем с разным уровнем  толерантности учащихся

 

Оценивая идеального ученика, педагоги с высоким уровнем педагогической толерантности используют оценочные  шкалы: интеллектуальные, волевые и  нравственные качества личности. Педагоги же с низким уровнем толерантности используют общие недифференцированные впечатления о личности наряду с оценкой интеллектуальных качеств. В основном оценка идеального ученика несколько выше у учителей с высоким уровнем педагогической толерантности.

 

Рис. 18. Оценка учителем с разным уровнем  толерантности учащихся

Исходя из вышеизложенного, можно  отметить, что учителя с высоким  уровнем педагогической толерантности  используют более дифференцированные оценки учащихся и в первую очередь  это такие качества как нравственные, волевые и интеллектуальные.

Из рисунка 19 видно, что у учителей с разным уровнем педагогической толерантности наблюдается отличие  в выраженности черт личности учащихся. Портрет идеального ученика с  точки зрения учителя с высоким  уровнем педагогической толерантности: добрый, увлеченный, скромный, честный, общительный, трудолюбивый, ответственный, сообразительный, дисциплинированный, волевой, интересный, инициативный, внимательный, усидчивый, хороший, настойчивый, самостоятельный, любознательный, разговорчивый, смышленый, воспитанный, обязательный. Идеальный ученик с позиции учителя с низким уровнем толерантности отличается следующими качествами: увлеченный, честный, общительный, трудолюбивый, дисциплинированный, внимательный, усидчивый, добросовестный, умный, тихий. Следовательно, для учителей с высоким уровнем педагогической толерантности идеальный ученик отличается активностью, самостоятельностью, инициативностью, а с низким уровнем толерантности трудолюбивый, усидчивый, тихий для этих учителей гораздо важнее послушность ребенка, а не его самостоятельность.

 

коммуникативно-педагогическая интолерантность

коммуникативно-педагогическая толерантность

Рис. 19. Представление об идеальном  ученике учителем с разным уровнем  педагогической толерантности

 

Реальный ученик учителем с высоким  уровнем толерантности рассматривается  как активный, невыдержанный, интересный, внимательный, воспитанный, с низким уровнем толерантности – ленивый, равнодушный, уравновешенный, скучный, пассивный, несамостоятельный, несмышленый, медлительный. Как видим, личность реального ученика оценивается педагогом с высоким уровнем толерантности как положительная, а личность ученика при оценке учителем с низким уровнем педагогической толерантности оценивается только отрицательными характеристиками.

 

Рис. 20. Представление о реальном ученике учителем с разным уровнем  педагогической толерантности

Портрет антиидеальных учащихся с  точки зрения учителей с высоким  уровнем педагогической толерантности: равнодушный, ленивый, недисциплинированный, рассеянный, неспособный, ненастойчивый, нелюбознательный, невоспитанный. С низким уровнем педагогической толерантности: лживый, равнодушный, ленивый, безответственный, тугодум, невыдержанный, недисциплинированный, легкомысленный, пассивный, неспособный, нетерпеливый, недобросовестный, плохой, ненастойчивый, глупый, несамостоятельный, нелюбознательный, невоспитанный, необязательный. Можно отметить, что учителя с высоким уровнем педагогической толерантности при оценке антиидеального ученика отмечают в основном не активность, а педагоги с низким уровнем толерантности дают отрицательную оценку всей личности.

 

Рис. 21. Представление об антиидеальном  ученике учителем с разным уровнем  педагогической толерантности

Проанализировав широту диапазона  восприятия учащихся учителем с высоким и низким уровнем толерантности можно констатировать, что она совпадает на 99% и составляет 3,59 у педагогов с высоким уровнем педагогической толерантности и 3,56 у педагогов с низким уровнем педагогической толерантности. Следовательно, педагоги вне зависимости от уровня толерантности имеют одинаковый диапазон принятия учащихся. Но существенная разница наблюдается при анализе зоны диапазона принятия учеников с разными особенностями поведения. Зона принятия учащихся у педагогов с высоким уровнем педагогической толерантности располагается ближе к положительному полюсу от 2,56 до -1,03. Зона принятия учащихся педагогами с низким уровнем педагогической толерантности располагается ближе к отрицательному полюсу от -2 до 1,56. Реальный ученик так же оценивается учителем с высоким уровнем педагогической толерантности как положительная личность +0,22, в отличие от учителя с низким уровнем педагогической толерантности -0,14.

 

Рис. 22. Широта диапазона принятия ученика учителем с высоким уровнем интолерантности

Оценка антиидеального ученика

Оценка реального ученика

Оценка идеального ученика

 

Рис. 23. Широта диапазона принятия ученика учителем с высоким уровнем  толерантности

 

Таким образом, педагоги, с высоким  уровнем толерантности характеризуя личность учащихся, отмечают высокий идеал, положительную оценку реального ученика и умеренную отрицательную оценку антиидеала, педагоги же с низким уровнем толерантности – умеренную оценку идеального ученика, отрицательную реального и высокую отрицательную антиидеального ученика. Учителя с высоким уровнем педагогической толерантности используют более дифференцированные оценки учащихся и в первую очередь это такие качества как нравственные, волевые и интеллектуальные.

Для учителей с высоким уровнем  педагогической толерантности идеальный ученик отличается активностью, самостоятельностью, инициативностью, а с низким уровнем толерантности трудолюбивый, усидчивый, тихий для этих учителей гораздо важнее послушность ребенка, а не его самостоятельность. Личность реального ученика оценивается педагогом с высоким уровнем толерантности как положительная, а личность ученика при оценке учителем с низким уровнем педагогической толерантности оценивается только отрицательными характеристиками. Учителя с высоким уровнем педагогической толерантности при оценке анти идеального ученика отмечают в основном не активность, а педагоги с низким уровнем толерантности дают отрицательную оценку всей личности.

2.4.2 Социальная дистанция между  субъектами образовательного процесса

Э. Богардус отмечает, что социальная дистанция характеризует близость социальных или этнических общностей, групп, отдельных людей. С помощью шкалы социальной дистанции оценивается степень социально-психологического принятия людьми друг друга. Она используется для измерения дистанции, связанной с национальной принадлежностью, возрастом, полом, профессией, религией, для измерения дистанции между детьми и родителями. Шкала социальной дистанции показывает степень психологической близости людей, способствующей легкости их взаимодействия. Максимальная социальная дистанция означает, что человек держится обособленно, автономно. Вежливость и этикет как культурные способы общения позволяют скрывать свою личность, собственную оригинальность и культуру; большинство коммуникаций в таких случаях символичны и формальны. Минимальная социальная дистанция способствует конкретизации представлений о других людях, поскольку, когда люди хорошо знакомы, интересуются друг другом, они вовлекаются во взаимодействие и каждый принимает во внимание оригинальность и индивидуальность друг друга.

Данную шкалу мы положили в основу изучения социальной дистанции между  субъектами образовательного процесса, а именно родителями, педагогами, детьми. Шкала социальной дистанции отражает стремление к взаимодействию и интеграции с другими людьми, выраженность и направленность социальных чувств людей по отношению друг к другу. Чем сильнее выражены позитивные чувства людей к партнерам по взаимодействию, тем меньше между ними социальная дистанция. Нами была изучена социальная дистанция в отношениях между: учитель – ученик, учитель – родитель, учитель – учитель.

Таблица 12. Социальная дистанция в  отношениях между субъектами образовательного процесса у учителей с разным уровнем  коммуникативно-педагогической толерантности

Респонденты СДр ученик СДр родитель СДр коллега

Педагоги с коммуникативно-педагогической толерантностью 13 15 23

Педагоги с коммуникативно-педагогической интолерантностью -10 2 12

В таблице 12 представлены данные по оценке социальной дистанции у учителей с разным уровнем педагогической толерантности. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что у педагогов с высоким уровнем коммуникативной педагогической толерантности наблюдается автономность и к учащимся, и к родителям, и к коллегам. У педагогов с низким уровнем коммуникативной педагогической толерантности наблюдается отрицательное отношение к учащимся, что говорит об официальности этих взаимодействий, межличностные контакты сводятся к минимуму. Социальная дистанция между педагогом и родителями, коллегами выражено положительным числом, но менее 50, что свидетельствует об официальности отношений, но дистанция между коллегами, родителями и учителями с низким уровнем толерантности больше, чем у педагогов с высоким уровнем толерантности.

Таким образом, социальная дистанция между субъектами учебно-воспитательного процесса у педагогов общеобразовательной школы характеризуется официальностью отношений, сведению межличностных отношений к минимуму. Учителя с высоким уровнем педагогической толерантности имеют меньшую социальную дистанцию, и она со всеми субъектами образовательного процесса положительная. Учителям с низким уровнем коммуникативной педагогической толерантности характерна отрицательная социальная дистанция с учащимися.

2.5 Методические рекомендации по формированию педагогической толерантности

Исходя из полученных эмпирических данных и анализа психолого-педагогической научной литературы можно разработать  методические рекомендации по формированию коммуникативной педагогической толерантности. Модель формирования педагогической толерантности содержит 5 этапов: подготовка, осознание, переоценка, действие, рефлексия. При этом развитие толерантности должно быть основано на целостном подходе и рассматриваться как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности, через признание возможных толерантных отношений, к доброжелательным отношениям в малой группе, от них – к становлению толерантности, выходящей за пределы тренинговой группы, готовность личности к самосовершенствованию.

Этап подготовки связан с установлением контакта с респондентами. На данном этапе идет процесс уточнения профессиональных ожиданий педагогов по формированию педагогической толерантности. На данном этапе осуществляется подбор комплекса диагностических методик по проблеме исследования и проводится первичный срез данных о проявлениях толераного-интолерантного поведения, установок толерантности. С этой целью можно использовать методику Д.В. Зиновьева «Суммарный показатель толерантности» исходя из полученных эмпирических данных наиболее подходящую для оценки коммуникативной педагогической толерантности. А так же можно использовать методику по оценке «Коммуникативной толерантности» В.В. Бойко, социальной дистанции Богардуса и др. Затем проводится первое занятие в тренинговой группе, целью которого является знакомство педагогов с правилами работы, формирование групповой сплоченности, снятие коммуникатвиных барьеров.

Информация о работе Толерантность в педогогической среде