Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:30, реферат
Татары (самоназвание тат. татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, на Дальнем Востоке.
Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, татары сибирские и татары астраханские. Самыми многочисленными являются татары волго-уральские, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещёных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар).
Исконными для татар были торговля
и торгово-посреднич. деятельность. Татары
практически монополизировали в крае
мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей
также были татарами. С XVIII века крупные
торговцы у татар главенствовали в операциях
со Средней Азией и Казахстаном.
Профессиональная культура тесно связана
с народным творчеством. Значительного
развития достигли национальная литература,
музыка, театр, наука. Развито прикладное
орнаментальное искусство (золотое шитьё,
вышивка тамбуром, кожаная мозаика, ювелирное
дело — скань, гравировка, чеканка, штамповка,
резьба по камню, дереву).
Традиционное жилище
У татар существовали городские
и сельские поселения. Деревни (аул) в основном
располагались вдоль речной сети, немало
было их при ключах, трактах, озёрах. Для
татар Предкамья, части Приуралья характерны
были селения малой и средней величины,
расположенные в низинах, на склонах возвышенностей;
в лесостепных и степных ареалах преобладали
крупные, раскинутые вширь аулы на ровной
местности. Старые селения татар Предкамья,
основанные ещё во времена Казанского
ханства, вплоть до конца XIX — начала XX
вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы
расселения, беспорядочную планировку,
отличались теснотой застройки, неровностью
и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся
неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось
сосредоточение усадеб родственными группами,
иногда наличие в одной усадьбе нескольких
родственных семей. Сохранялась давняя
традиция расположения жилищ в глубине
двора, сплошная линия глухих уличных
оград и т.д. В ареалах с лесостепным и
степным ландшафтом селения большей частью
имели очаговую форму расселения в виде
разреженной сети одиночных обособленных
поселений. Они характеризовались многодворностью,
линейной, квартальной, упорядоченной
уличной застройкой, расположением жилищ
на линии улицы и т.д.
В центре аулов были сосредоточены усадьбы
зажиточных крестьян, духовенства, торговцев,
здесь же располагались мечеть, лавки,
магазины, общественные хлебные амбары.
В моноэтничных селениях могло быть несколько
мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались
и церкви. На окраине селения располагались
бани наземного или полуземляночного
типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило,
околицы селений отводились под выгоны,
обносились оградой, а на концах улиц ставились
полевые ворота (басу капка). Крупные поселения
зачастую являлись волостными центрами.
В них проводились базары, ярмарки, имелись
все необходимые для административного
функционирования здания.
Усадьбы разделялись на две части: передняя
— чистый двор, где располагались жилище,
хранилища, скотные помещения, задняя
— огород с гумном. Здесь находились ток,
овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались
однодворные усадьбы, а у богатых крестьян
усадьбы, в которых средний двор целиком
отводился под животноводческие постройки.
Основной строительный материал — дерево.
Преобладала срубная техника строительства.
Отмечалось и возведение жилых построек
из глины, кирпича, камня, самана, плетня.
Избы были наземные или на фундаменте,
подклети. Преобладал двухкамерный тип
— изба — сени, местами бытовали пятистенки,
избы с прирубом. Зажиточные крестьянские
семьи строили трёхкамерные избы со связью
(изба — сени — изба). В лесных районах
преобладали избы, соединённые через сени
с клетью, жилища крестообразного плана,
«круглые» дома, крестовики и изредка
построенные по городским образцам многокамерные
дома. Волго-уральскими татарами было
освоено и строительство жилищ вертикального
развития, также в основном отмечаемые
в лесной зоне. В их число входили дома
с полуподвальным жилым этажом, двух-,
изредка трёхэтажные. Последние, построенные
по традиционному крестообразному плану,
с мезонинами, девичьими комнатами (айванами)
представляли специфику сельского зодчества
казанских татар. Состоятельные крестьяне
ставили жилые срубы на каменные, кирпичные
кладовые, размещали в нижнем этаже лавки,
магазины.
Кровля стропильной конструкции, двускатной,
местами четырёхскатной форм. При бесстропильной
конструкции в лесных районах применялась
самцовая, а в степных — покрытие накатом
из брёвен, жердей. Территориальные различия
наблюдались и в материале покрытия кровли:
в лесной зоне — тёс, иногда применялась
дранка, в лесостепной — солома, луб, степной
— глина, камыш.
Внутренняя планировка северно-среднерусского
типа. В отдельных районах лесной и степной
зон иногда — восточный вариант южнорусского
плана, изредка встречался план с обратным
направлением устья печи (к входу) и редко
у татар-мишарей Окского бассейна — западнорусская
планировка.
Традиционные черты интерьера
избы — свободное расположение печи у
входа, почётного места «тур» в середине
нар (сэке), поставленных вдоль передней
стены. Лишь у татар-кряшен «тур» помещался
по диагонали от печи в переднем углу.
Площадь избы по линии печи разделялась
перегородкой или занавесью на женскую
— кухонную и мужскую — гостевую половины.
Отопление осуществлялось печью с топкой
«по-белому» и лишь в редких избах татар-мишарей
сохранились печи без труб. Хлебопекарные
печи возводились глинобитными и из кирпича,
различались отсутствием или наличием
котла, способом его укрепления — подвесным
(у отдельных групп татар-мишарей Окского
басcейна), вмазанным и т.д.
Интерьер жилища представлен длинными
нарами, являвшимися универсальной мебелью:
на них отдыхали, ели, работали. В северных
ареалах и особенно у татар-мишарей применялись
укороченные нары, сочетавшиеся с лавками,
столами. Стены, простенки, углы, навершия
и т.д. декорировались матерчатыми украшениями
с ярким цветовым колоритом, ткаными и
вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками.
Спальные места огораживались занавесью,
пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру
стен навешивались подзоры. Наряд избы
дополнялся навешанной на перегородку
или полки праздничной одеждой, настланными
на нары и на полу войлочными и безворсовыми
коврами, дорожками и т.д.
Архитектурное декоративное оформление
жилищ сохранилось в селениях казанских
татар районов Заказанья: старинные постройки,
двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные
резным и накладным орнаментом, колонками
с ордерами, пилястрами, стрельчатыми
и килевидными фронтонными нишами, лёгкими
верандами, галереями, балкончиками, оформленными
фигурными столбиками, решёткой. Резьбой
оформлялись наличники, плоскость фронтона,
карниза, причелины, а также детали крыльца,
полотнища и столбы ворот, верхняя решётка
глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы:
растительный и геометрические орнаменты,
а также стилизованное изображение птиц,
голов животных. Резная декорировка архитектурных
частей сочеталась с полихромной раскраской
контрастных цветов: бело-голубой, зелёно-голубой
и т.д. Ею же покрывались обшитые плоскости
стен, углов. Накладная пропильная резьба
больше использовалась в северных районах
Окского бассейна. Здесь же получило развитие
оформление навершия кровли, печных труб,
водостоков узорами просечного железа.
Наиболее простой внешний облик имели
избы татар смежных, отчасти и южных местностей
лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали
побелкой и на чистой поверхности стен
выделялись небольшие проёмы окон без
наличников, но большей частью снабжённые
ставнями.