Трансфер и трансферное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 23:15, реферат

Описание работы

Психоанализ - психологическая теория, разработанная в конце XIX - начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Концепция трансфера и трансферное сопротивление…………………….…4
2 Перенос и контрперенос как фактор психотерапевтического процесса…….9
3 Важность отслеживания контрпереноса……………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

концепция трансфера и трансферное сопртивление.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)

План

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Концепция трансфера и трансферное сопротивление…………………….…4

2 Перенос и контрперенос как фактор психотерапевтического процесса…….9

3 Важность отслеживания контрпереноса……………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психоанализ - психологическая теория, разработанная в конце XIX - начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Современный психоанализ в широком смысле - это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории.

Классический психоанализ  Фрейда обозначает специфический тип  терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Целью данной работы является исследование концепции трансфера и трансферного состояния,  переноса и контрпереноса как фактора психотерапевтического процесса, а также изучение важности отслеживания контрпереноса.

При написании работы использовались следующие методы: сбор и анализ первичной информации.

Для написания работы использовалась научно-популярная и специальная  литература, в том числе источники  сети Интернет.

 

1 Концепция трансфера и трансферное сопротивление

Понятие трансфера рассматривается в многообразных контекстах. Наиболее употребляемо понимание, идущее от ранних работ Фрейда: аналитик замещает какое-то важное лицо (родителя, друга, обидчика) из детства пациента1. В психоанализе воспроизводятся особенности этих отношений, но объектом становится психоаналитик. Распространено также мнение, что переносом являются все отношения, поскольку человек повторяет одни и те же желания и чувства. М. Кляйн считала, что эти отношения сформировались еще на доэдиповых (оральной и анальной) стадиях психосексуального развития2. Одни авторы считают, что трансфер возникает из неосознанной надежды получить удовлетворение; другие рассматривают его, прежде всего, как сопротивление, поскольку он позволяет избежать болезненных воспоминаний, заменяет осознание отыгрыванием в действии.

Сопротивление – это внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции  к психотерапевтической работе и  защищающие невроз от терапевтического воздействия3. По форме сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Задача психоаналитика состоит  в том, чтобы раскрыть, как пациент  сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной сопротивления является несознательное избегание таких болезненных  явлений, как тревога, вина, стыд и  т. п. За этими универсальными реакциями  в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения, которые и вызывают болезненный эффект.

Фрейд различал следующие  пять типов сопротивления4:

1. Одно из наиболее мощных сопротивлений - сопротивление Ид, которое может противиться изменению в направлении его удовлетворения и нуждается в «проработке», которая поможет найти новый способ удовлетворения Эго.

2. Сопротивление-подавление.

3. Сопротивление отказу  от выгодных последствий болезни.

4. Сопротивление-перенос,  которое возникает в результате  подавления чувств в отношении  аналитика.

5. Сопротивление Суперэго, которое возникает из бессознательного чувства вины и необходимости наказания. Например, зрелая женщина не может позволить себе признать сексуальное влечение, запрет на которое наложен родительским воспитанием.

С практической точки зрения, по мнению Р. Гринсона, целесообразно различать эгосинтоничные и эгоотчужденные сопротивления5. В первом случае пациент отрицает сам факт существования сопротивления и сопротивляется его анализу; во втором пациент чувствует, что сопротивление чуждо ему, и готов работать над ним аналитически. Одним из важных этапов психоанализа является перевод сопротивления из эго-синтонического в эгоотчужденное. Как только это достигается, пациент формирует рабочий альянс с аналитиком и у него появляется готовность работать над своим сопротивлением.

Сопротивление выражается разными  способами: оно может выражаться в молчании; маскироваться под  скуку; пациент может много говорить, избегая определенных тем, описывая мелочи и незначительные детали, но умалчивая о чувствах; проявляться  в абстрактных, банальных рассуждениях по поводу содержания конфликтных переживаний; в рассказах о событиях без эмоционального включения в рассказ; в отсутствии сновидений; в воспроизведении только событий прошлого или фокусировке на настоящем без уяснения их связи; в опоздании на сеанс или прерывании лечения.

Может встретиться и менее  явное сопротивление, когда пациент  создает иллюзию работы над переживанием, обсуждает предлагаемый материал, соглашается  с интерпретациями, но не достигает  инсайта по проблеме. На наличие сопротивления могут указывать противоречия между вербальным и невербальным поведением. Например, пациент говорит: «Я очень любил отца» – и при этом сжатыми кулаками стучит по колену.

В русле психодинамической терапии сформулированы нормы построения терапевтического процесса, анализ начинается с поверхности.

Необходимо проанализировать наличие сопротивления, прежде чем  подходить к содержанию. Сопротивление  – это бастион, который нельзя обойти. Если попытаться это сделать, враждебные анализу силы окажутся в  тылу и будут саботировать терапевтический процесс. Отсутствие проработки сопротивления ведет к повторению закрепившихся у пациента защит. Если же оно проанализировано,

Эго укрепляется и становится способным освоить новую порцию Ид. Например, пациент говорит «мертвым»  языком о своих чувствах, смущается. Сначала прорабатывается, что вызывает смущение, иначе пациент в дальнейшем окажется неспособным передать свои переживания. Работа с сопротивлением приводит к выявлению конфликта  и таким образом анализ содержания становится логичным и неизбежным. Если психоаналитик затрагивает  слишком глубокие пласты, то он рискует  не получить отклика из-за глухой стены  сопротивления. Поэтому анализ проводится, начиная с поверхности. Пациент  сам определяет тему сеанса, поскольку  он отталкивается от поверхности  и замечает то, что уже готово для осознания. Психоаналитик управляет ходом сеанса в соответствии с пониманием проблемы и логики ее разрешения.

Работа с сопротивлением проходит следующие этапы6:

1. Распознание. Когда сопротивление  только проявляется, его замечает  лишь психотерапевт. На этом  этапе анализ преждевремен, пациент легко может отрицать сопротивление. Когда же оно становится заметным, психотерапевт демонстрирует его пациенту.

2. Демонстрация. Вначале  психотерапевт указывает на наличие  сопротивления, не интерпретируя  его содержания и источника.  Наилучшим методом для демонстрации  является конфронтация. Психоаналитик  может сказать: «Мне кажется,  вам трудно говорить о сексе»  или «Вы, кажется, чего-то избегаете»  и т. п. На этом этапе психоаналитик  не интерпретирует источник и  мотив сопротивления. Ему важно  показать, что сопротивление –  естественная реакция, феномен,  с необходимостью возникающий  в психоанализе. Критика, неодобрение  со стороны психотерапевта могут  стать серьезным испытанием для  рабочего альянса.

3. Прояснение мотивов  и форм сопротивления. Чаще  начинают с выяснения мотива, или причины, сопротивления: какого болезненного аффекта пациент старается избежать (тревога, вина, стыд, депрессия). Подсказкой может служить невербальное поведение. Стиснутые челюсти, сдавленный голос, сжатые кулаки могут указывать на сдерживание печали. Дрожащий голос, вздрагивания, сухость во рту нередко сопряжены со страхом, тревогой.

Тут уместна конфронтация: «Вы чего-то боитесь». Если же психоаналитик  не уверен, что правильно понял  эмоцию, он предпочитает спросить: «Как вы чувствовали себя, когда рассказывали о жене?» Если пациент затрудняется в прояснении того, чему он сопротивляется, то можно предложить ему сосредоточиться  на вопросе: «Что меня печалит?»

После прояснения мотива определяется форма сопротивления, – то, как  пациент сопротивляется. Следует  отметить, что прояснение нередко  начинается с формы сопротивления. Это особенно эффективно, если его  проявления не характерны для пациента (например, пунктуальный пациент опаздывает на сеанс).

4. Интерпретация сопротивления.  Цель – дополнить картину сопротивления,  выявить, на основании какого  конфликта возникло препятствие  на пути анализа. На этом  этапе проясняется, каким образом  возник конфликт, как он проявляется  в жизни пациента, какие образцы  поведения и эмоционального реагирования  он породил.

5. Проработка. Необходимость  этого последнего этапа вызвана  тем, что Фрейд называл «залипанием  либидо», а Юнг – «психической  инерцией». Цель – преодоление  сопротивления Ид. Проработка является  прослеживанием влияния уже осознанного  конфликта на разные жизненные  события, это повторение, расширение  анализа сопротивления. Проработка  позволяет углубить понимание  пациента за счет увеличения  количества привлекаемого материала.  Интерпретация вновь возникших  сопротивлений проясняет проблему  и ведет к более устойчивым  результатам. Постепенно снимая  наслоение защит, преодолевая  возникающие препятствия, анализ  продвигается в направлении к источнику конфликтных переживаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Перенос и контрперенос как фактор психотерапевтического процесса

Понятие «перенос» имеет  довольно долгую историю; существует бесчисленное количество публикаций на эту тему – очень подробный обзор их дан в работе Орра7. Обширные экскурсы в литературу по техникам психотерапии, где особо подчеркнуто значение переноса, можно найти в книге Гилла8. Хорошее рабочее определение переноса предложено в работе Фенихеля: «При переносе пациент ошибочно понимает настоящее в терминах прошлого; далее, вместо припоминания своего прошлого он стремится, не осознавая собственных действий, оживить это прошлое и прожить его более успешно, чем в детстве. Он «переносит» свои прошлые установки в настоящее»9.

В целом, следовательно, перенос  является формой сопротивления, при  помощи которой пациенты защищают себя от вспоминания и обсуждения своих  инфантильных конфликтов при помощи их оживления. Но он также дает нам  уникальную клиническую возможность  наблюдения за переживанием событий  прошлого прямо сейчас и лучшего  понимания развития ядерных конфликтов детства пациента. Как указывал Ветцлер, «в современной практике анализ переноса и реконструктивная работа идут рука об руку»; «перенос дает пациенту ощущение того, что речь идет именно о его жизни»10.

Важность понятия «перенос»  для любой из форм психоаналитической работы становится ясна даже из такого краткого обзора. И действительно, многие авторы соглашаются с тем, что  основные различия между экспрессивной  психотерапией и поддерживающей психотерапией (или терапиями) заключаются  в том способе, которым распознается перенос и идет работа с ним. Можно  наблюдать, а зачастую и предсказывать  – в общих чертах, конечно, – упорядоченное раскрытие переноса во время хорошо проводимого психоанализа, что напрямую приближает эту дисциплину к науке, независимой от герменевтики, критической саморефлексии, хотя и их аспекты также сюда включаются.

Гринсон указывал уже, что само слово «перенос» может вести к неверному толкованию термина11. Это существительное единственного числа – тогда как феномен переноса множествен, разнообразен и плюралистичен по своей природе. Грамматически более правильным было бы употребление термина переносы, но мы уже слишком привыкли использовать такие выражения, как переносная реакция или просто перенос. Мы не должны, однако, понимать данный феномен как что-то единичное, но скорее как группу реакций и явлений, типично возникающих при интенсивной терапии. Гринсон перечисляет пять важных характеристик, указывающих на переносную реакцию. Самая заметная черта, которая перекрывает все остальные и включается во все другие проявления – неуместность: «Неуместность реакций в смысле их интенсивности, амбивалентности, капризности или вязкости, сигнализирует о том, что перенос «заработал»12.

Перенос возникает не только в ситуации психотерапии; он может  проявиться и во многих других формах межличностных взаимодействий и  играет там очень важную роль. Однако в данной работе нас будут интересовать проявления переноса только в сфере  психотерапии. Обычно мы говорим о  позитивном и негативном переносе. Позитивный перенос означает  реакции, преимущественно связанные с  проявлениями любви в любых ее формах, видах, а также отклонениях. Гринсон пишет: «Мы считаем, что позитивный перенос существует, когда пациент испытывает по отношению к своему аналитику любое из следующих чувств: любовь, нежность, доверие, влюбленность, симпатию, заботу, преданность, восхищение, увлеченность, страсть, желание, тоску по нему или же почтение»13.

Информация о работе Трансфер и трансферное состояние