Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:10, реферат
Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».
1. Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту ....... ………3
2. Требование к личности консультанта …………………………………..….… . 9
3. Список литературы…………………………………… ………………………. 15
Содержание:
1. Общие требования, предъявляемые
к психологическому консультированию
и к психологу-консультанту
…………………………………….. . ……………..3
2. Требование к личности консультанта …………………………………..….…
. 9
3. Список литературы……………………………………
………………………. 15
1. Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту
Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».
1. Профессиональная деятельность
психолога-консультанта
2. Практическая деятельность
психолога-консультанта должна
3. Деятельность психолога-
4. Свою работу психолог-
5. В работе с клиентами
психолог-консультант
6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.
7. Психолог-консультант
имеет право оказывать лишь
такие услуги клиентам, для которых
он имеет необходимое
8. В своей работе
психолог-консультант должен
9. Обязательной составной частью работы психолога-консультанта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.
10. В случае вынужденного
применения психологических
11. Психолог-консультант
не имеет права разглашать
или передавать третьим лицам
данные о своих клиентах или
о результатах
12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».
13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.
14. Психологу-консультанту
следует соблюдать
15. Психолог-консультант
несет личную ответственность
за хранение в тайне
Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.
Качества, которыми
психолог-консультант должен
1. Склонность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека – клиента, понимать его, видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.
2. Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.
3. Выражение личной заботы о
клиенте с помощью
4. Доброжелательность. Доброе, эмоционально
положительное отношение к
5. Безоценочное отношение к
клиенту, в том числе к
6. Отказ от нравоучений,
7. Доверие к клиенту, вера
в его способность и
8. Готовность и стремление
9. Умение держать оптимальную
психологическую дистанцию
10. Умение вселять в клиента
уверенность и решимость
Эмпатия – это основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Главным в этом качестве является готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психолог-консультант проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.
Открытость как свойство
личности имеет несколько
Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, чтобы роли консультанта и клиента поменялись между собой и клиент, узнав о проблемах консультанта, стал сопереживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консультанту.
Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он считает психолога-консультанта открытым человеком и не испытывает боязни открыться перед ним – значит, в плане открытости консультанта клиенту все в порядке.
Во-вторых, открытость – это стремление психолога-консультанта в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя не только свои достоинства, но, возможно, и недостатки. Будучи вполне открытым человеком, психолог-консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы эпатировать или шокировать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие с его стороны, а для того, чтобы показать, что сам консультант – это обычный живой человек, который, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе консультирования играть не свойственную ему в жизни роль.
В-третьих, открытость
Под выражением личной заботы психолога-консультанта
о клиенте понимается такое внешнее
поведение психолога-
Доброжелательность – это также важное
психологическое качество консультанта.
Хотя данное качество коррелирует практически
со всеми перечисленными выше качествами
личности, однако, оно имеет и свои собственные
индивидуальные проявления. К ним, в частности,
относится умение психолога-консультанта
в любых ситуациях, что бы ни случилось
и как бы ни вел себя сам клиент, сохранять
ровный и, безусловно, доброжелательный
стиль общения с ним.
Особое место в
практике психологического
Отказ от нравоучений
и навязывания клиенту своего
мнения со стороны
Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. Доверие консультанта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие также означает готовность психолога-консультанта разделить мнение клиента и принять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, клиент прав.
Особого внимания заслуживает восьмое качество, определенное Р. Меем как стремление психолога-консультанта не избавить клиента от переживаний, а направить их в конструктивное русло. Переживание – это верный признак небезразличного отношения клиента к своей проблеме и к самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее решения, то переживания могут играть деструктивную роль. Эмоциональная энергия переживаний необходима для правильного выбора и реализации решения проблемы. Следовательно, задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы сохранить, а быть может и усилить эту энергию, направив ее в правильное, конструктивное русло.
Умение выбирать
и сохранять оптимальную
Умение вселить в клиента уверенность
и решимость справиться со своей проблемой
– это особое качество, которое зависит
от способности психолога-консультанта
убеждать, внушать, поддерживать человека.
Для этого необходимо научиться умело
и разумно пользоваться соответствующими
вербальными и невербальными средствами
воздействия на клиента.
2. Требование к личности консультанта
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты. Известный английский психоаналитик венгерского происхождения М. Balint в 1957 г. говорил о полном забвении того, что психотерапия — это не теоретическое знание, а навыки личности. Итак, по существу основная техника психологического консультирования — это "я-как-инструмент", т.е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта .
A. Storr (1980) отмечает, что психотерапию и психологическое консультирование принято считать необычными профессиями, поскольку многих людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий считают или ненормальными, или мирскими святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос: "Кто такой консультант, а точнее, что представляет собой консультант как человек, какие требования предъявляются к нему как к личности, что делает его профессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?»