Труд Зигмунда Фрейда "Анализ фобии пятилетнего мальчика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:19, доклад

Описание работы

«Анализ фобии пятилетнего мальчика» З. Фрейда и «Маленький петушатник» Ш. Ференци служили скорее наглядной демонстрацией подтверждения психоаналитических идей, нежели руководством по осуществлению психоанализа детских неврозов. Ни в той, ни в другой работе не содержались рекомендации относительно того, как и каким образом можно использовать психоанализ в процессе конкретной терапевтической работы с детьми. Напротив, в них высказывались такие суждения, которые свидетельствовали о технических трудностях психоанализа при лечении детей и сомнениях по поводу возможностей непосредственного его применения к детским неврозам. З. Фрейд подчеркивал, что именно благодаря отцу «маленького Ганса» удалось побудить ребенка к определенным признаниям и что только совмещение в одном лице родительского и врачебного авторитета, а также совпадение нежных чувств и научных интересов сделали возможным использовать метод, который «в подобных случаях вообще вряд ли мог бы быть применим».

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 20.83 Кб (Скачать файл)

Писать рецензию на труды  Зигмунда Фрейда долгое время мне  казалось невозможным, и хотя у меня это - не первая прочитанная книжка австрийского психоаналитика, именно о ней вначале я бы хотел  написать.

Первое знакомство с именем Фрейда произошло на первом курсе  института. Нам читали историю психологии и рекомендовали начать знакомиться  с прародителем психоанализа именно с этой книжки. И вот моя сокурсница на следующий день пришла в расстроенных чувствах и стала проклинать преподавателя, мол "я всю ночь читала этот бред, , ничего не поняла, единственное что запомнилось - то, что был маленький мальчик Ганс и он боялся больших wiwimacher у лошадей". Это воспоминание произвело на меня отталкивающее впечатление, закрепившись в моей памяти до момента прочтения этого произведения.

Скажу сразу - книжка понравилась. Не поставил 5 баллов только по причине  сложного (лично для меня) восприятия научной публикации, однако в глубинах данного изложения материала кроется ценное зерно. В отличие от других работ Фрейда, здесь перед читателем разворачивается сам процесс иследования. Приложение теории к практике. Основная часть книги посвящена "Анализу фобии пятилетнего мальчика" (да-да, того самого Ганса). Итак, у нас есть мальчик, который страдал фобией по отношению к лошадям. Фрейд показывает, что мальчик в период острого проявления Эдипова комплекса ассоциировал лошадь с отцом, из-за чего на лошадей перешли все отрицательные вытесненные эмоции, которые мальчик не мог отнести к отцу, ревнуя его к матери. Все это воспроизведено в диалогах, присланных Фрейду отцом мальчика (по совместительству фрейдистом). Подробно рассмотрены стадии психосексуального развития маленького пациента. Полагаю, каждый современный человек понимает, насколько большое влияние их течение оказывает на структуру души ребенка.

Данный труд, на мой взгляд, весьма полезно почитать родителям. С помощью изложенных причин, следствий  и способов устранения детских фобий  можно вовремя выявить неблагополучное  направление развития ребенка и  преодолеть фиксации неврозов на любой  из стадий.

 

 

 

Многие судят  о психоанализе очень поверхностно, опираясь лишь на общераспространённое мнение о трудах Фрейда. Ну действительно  и так всё понятно: секс, комплекс Эдипа, либидо.... НО на самом деле всё  намного сложнее и, конечно наука  принимает не все и в работах  одного автора нет возможности найти  абсолютную истину, но на мой взгляд польза от таких психоаналитических очерков, в том, что мы с большим  вниманием будем относиться ко своим детям. НЕ приписывать им блажи и не судить их, а попытаться понять и помочь справиться с их трудностями. Нам с высоты своей взрослой и полной проблем жизни, кажется, что у ребенка всё безоблачно и просто, но вот небрежность в будущем может создать из милого малыша неуверенную и слабую личность или тирана. Да назвать "Анализ фобии пятилетнего мальчика" руководством к действию нельзя, но это яркий пример того, как родители уделяют время своему чаду и изо всех сил стараются его понять.

 

ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ – психоанализ детских неврозов.   

Возникновение психоанализа было связано с исследованием  и лечением невротических заболеваний  взрослых людей. Однако выдвинутое З. Фрейдом  положение о том, что истоки возникновения  неврозов уходят своими корнями в  детство и связаны с особенностями  психосексуального развития ребенка, с необходимостью подводило к вопросу о важности изучения детских неврозов. Не случайно З. Фрейд уделял самое пристальное внимание проблеме эдипова комплекса, связанного с инфантильной сексуальностью и являющегося, по его мнению, «ядром неврозов». Не случайно и то, что лечение взрослых невротиков предполагало выявление средствами психоанализа воспоминаний пациентов о различного рода ситуациях, событиях, переживаниях, имевших место в их раннем детстве и относящихся чуть ли не к первым годам их жизни.   

Хотя З. Фрейд работал  в основном со взрослыми пациентами, тем не менее ему приходилось подчас обращаться к детским случаям. Наглядным примером в этом отношении может служить его публикация «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), в которой изложен ставшей классикой случай «маленького Ганса». Правда, само лечение пятилетнего мальчика проводилось его отцом, а З. Фрейд лишь руководил этим лечением и только один раз принимал участие в разговоре с ребенком, тем не менее опубликованная им работа способствовала привлечению внимания психоаналитиков к анализу детских неврозов. Так, венгерский психоаналитик Ш. Ференци (1873–1933) в работе «Маленький петушатник» изложил случай странного поведения маленького мальчика, Арпада, проявлявшего повышенный интерес к курам, испытывавшего страх перед петухом и выражавшего чрезмерную любовь и ненависть к птицам.    

«Анализ фобии пятилетнего  мальчика» З. Фрейда и «Маленький петушатник» Ш. Ференци служили скорее наглядной демонстрацией подтверждения психоаналитических идей, нежели руководством по осуществлению психоанализа детских неврозов. Ни в той, ни в другой работе не содержались рекомендации относительно того, как и каким образом можно использовать психоанализ в процессе конкретной терапевтической работы с детьми. Напротив, в них высказывались такие суждения, которые свидетельствовали о технических трудностях психоанализа при лечении детей и сомнениях по поводу возможностей непосредственного его применения к детским неврозам. З. Фрейд подчеркивал, что именно благодаря отцу «маленького Ганса» удалось побудить ребенка к определенным признаниям и что только совмещение в одном лице родительского и врачебного авторитета, а также совпадение нежных чувств и научных интересов сделали возможным использовать метод, который «в подобных случаях вообще вряд ли мог бы быть применим». Ш. Ференци заметил, что в случае Арпада «прямое психоаналитическое обследование оказалось невозможным» и ему пришлось ограничиться тем, чтобы просить заинтересованную в этом случае даму делать заметки, записывать изречения и фиксировать странные поступки ребенка.   

Тем не менее З. Фрейд считал, что в будущем детские психоаналитические сеансы приобретут большее значение, чем это имело место на начальной стадии развития психоанализа. В работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он писал о ценности детских психоаналитических сеансов для развития теории и о практическом интересе, связанном с обнаружением того, что большое число детей в своем развитии проходят одну из невротических фаз. При этом он подчеркивал, что в интересах ребенка «аналитическое влияние необходимо соединить с воспитательными мероприятиями» и что эта техника «еще ждет своей разработки».   

Отталкиваясь от этих идей, последующие психоаналитики приступили к практическому анализу детских  неврозов, что нашло свое отражение, в частности, в терапевтической  деятельности А. Фрейд (1895–1982), М. Кляйн (1882–1960), Д. Винникотта (1896–1971) и других аналитиков. Публикации А. Фрейд «Введение в технику детского психоанализа» (1927), «Детство в норме и патологии» (1965), работы М. Кляйн «Психоанализ детей» (1932), «Психоаналитическая игровая техника: ее история и значение» (1955), книга Д. Винникотта «Пигля»: отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки» (1977) оказали заметное влияние на становление и развитие детского психоанализа.    

В своей исследовательской  и терапевтической деятельности А. Фрейд исходила из того, что детский  психоанализ требует специальной  техники, поскольку в отличие  от взрослого ребенок является незрелым, несамостоятельным существом, решение  на анализ никогда не исходит от него самого, он не чувствует никакого нарушения и чаще всего у него нет сознания того, что он болен. Учитывая эти особенности, детский психоанализ предполагает прежде всего более или менее длительный подготовительный период, на протяжении которого осуществляется как бы «дрессировка» ребенка для анализа (сознание болезни, доверие, согласие на лечение). По мнению А. Фрейд, работающему с детьми аналитику необходимо придерживаться следующих правил: он не должен оставаться безличным по отношению к маленькому пациенту; вместо толкования свободных ассоциаций и поступков пациента аналитик должен направить свое внимание туда, где «разыгрываются невротические реакции», то есть на домашнюю среду, окружающую ребенка; аналитик должен учитывать то обстоятельство, что внешний мир оказывает «на механизм инфантильного невроза и на течение анализа» более сильное влияние, чем у взрослого пациента; при работе с ребенком аналитик должен суметь занять место его Я-идеала и ему не следует начинать свою терапевтическую деятельность до тех пор, пока не будет уверен в том, что он «окончательно овладел этой психической инстанцией ребенка»; аналитик должен обладать авторитетом в воспитательном отношении, то есть анализировать и воспитывать, позволять и запрещать, «разрывать и вновь связывать».   

В отличие от А. Фрейд, считавшей, что анализ ребенка уместен только в случае инфантильного невроза, М. Кляйн придерживалась точки зрения, согласно которой психоанализ приемлем и для развития нормальных детей. Используя психоаналитические методы исследования и лечения, она разработала технику детского психоанализа, основанную на игре и ранних объектных отношениях. Свободной игре ребенка придавалось такое же значение, как и свободным ассоциациям взрослого пациента. Соответственно за игровыми действиями ребенка усматривались символические значения, в психоаналитической интерпретации совпадающие или во всяком случае мало чем отличающиеся от аналитической работы со взрослыми. Связанные с игрой действия ребенка расшифровывались и толковались в плане проявления его сексуальных и агрессивных желаний: столкновение двух игрушек между собой рассматривалось как выражение наблюдения интимных отношений между родителями; опрокидывание какой-либо игрушки – как агрессивные действия, направленные против одного из родителей. Игровая аналитическая техника не требует подготовительного этапа к анализу и дает возможность лучше понять объектные отношения между ребенком и родителями, в первую очередь детские переживания, связанные с матерью. В основу детского психоанализа должно быть положено, по мнению М. Кляйн, представление о том, что удовлетворение и фрустрация, либидозные и деструктивные импульсы формируются на самых ранних стадиях развития ребенка, в течение трех-четырех первых месяцев его жизни, когда у него появляется восприятие «хорошего» и «плохого» объекта («хорошей» и «плохой» груди матери). На самых ранних стадиях развития ребенка проявляется то, что может быть названо «младенческим неврозом», характеризующимся депрессивной тревогой. Последняя, как считала М. Кляйн, «играет жизненно важную роль в раннем развитии ребенка, и нормой является завершение инфантильных неврозов где-то к сроку около середины первого года жизни».   

Во второй половине 20-х  и начале 40-х годов проходили  идейные столкновения между А. Фрейд  и М. Кляйн, обусловленные их различными взглядами на детский психоанализ. Отголоски этих дискуссий сохранились до сих пор среди психоаналитиков, специализирующихся в области психоанализа детских невротических заболеваний. Во всяком случае среди современных психоаналитиков нет единого мнения по поводу того, в какой степени следует доверять детской игре в процессе анализа ребенка: отражает ли его игра действительные жизненные ситуации, свидетельствующие о внутренних конфликтах, или в ней проявляется сопротивление выражению конфликтов; является ли игра ребенка своего рода переносом или излюбленным средством выражения; находит ли он в ней средство «бегства в болезнь» или игра ребенка сама по себе обладает целебной силой.   

 


Информация о работе Труд Зигмунда Фрейда "Анализ фобии пятилетнего мальчика"