Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 09:29, реферат
Любое явление имеет свою противоположность. Например, у листа бумаги всегда две стороны – одна без другой не существует. У магнита всегда два полюса, магнит с одним полюсом невозможен. Где есть верх, там есть и низ, твердое и мягкое, сильное и слабое, плюс и минус, черное и белое. И так далее. Все в мире делится на противоположности, каждая вещь, каждое явление в мире имеет оборонную сторону.
Трудности личностного роста
Материалы для проведения классных часов в 10 классах
Зрелость или инфантилизм: неслучайный выбор случайного человека.
И.Страндсбург
Единственное, в чем у нас нет выбора, так это в необходимости выбирать.
Роберт Энтони
Здайте себе вопрос:
1. Что я даю жизни?
2. Что я беру от жизни?
3. Моя позиция по отношению к судьбе. Как я отношусь к тому, как я живу?
4. К чему я стремлюсь?
5. Что я даю труду?
6. Что я беру у труда?
7. Как я отношусь к труду?
8. Как вы представляете будущее?
9. До какого возраста вы хотели бы дожить?
10. Чего хотели бы достичь?
11. Какие удары судьбы ожидаете?
Любое явление имеет свою противоположность. Например, у листа бумаги всегда две стороны – одна без другой не существует. У магнита всегда два полюса, магнит с одним полюсом невозможен. Где есть верх, там есть и низ, твердое и мягкое, сильное и слабое, плюс и минус, черное и белое. И так далее. Все в мире делится на противоположности, каждая вещь, каждое явление в мире имеет оборонную сторону. Счастье – страдание. Дуальные пары имеют в нашей жизни огромное значение. Точно так же каждый элемент из этой пары имеет сове положительное и отрицательное значение. Хорошо быть счастливым, но не менее плохо быть несчастным, если ты приложил к этому столько усилий, что на это ушла большая часть твоей жизни. Зрелость – инфантилизм – не исключение. И то, и другое имеет свое преимущество. Суть жизни заключается в одном – как мы осуществляем свой выбор в рамках этих пар, пассивно, случайно, бездумно, равнодушно, по принципу «пусть идет, как идет» или активно, представляя возможные последствия того или иного выбора и понимая, что в любом случае надо будет платить цену за выбор.
Цена зрелости Цена «вечного детства»
+ - + -
Многим из нас кажется, что мы ведем себя как взрослые люди. Но на самом деле наши действия подчиняются не нашим целям и замыслам, а желаниям других, стремлению жить «удобно», формальному принятию долга. Положительная сторона выбора себя: возможность реализовать себя. Положительная сторона выбора других: возможность приобрести положительную оценку других, их помощь и заботу как благодарность за жизнь для них.
Я делаю то, что я хочу Я делаю то, что хотят от меня другие
+ - + -
Мы часто слышим от других людей слово «должен». Настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться или, что по своей сути есть одно и тоже, действовать на зло, наперекор. Нами могут руководить люди, ситуации, а также собственные установки. Очень часто какая-то часть личности сопротивляется этому «должен», но человек подчиняется, подавляя ее. Он говорит: «Я должен быть гордым» - и не позволяет себе простить друга, мучаясь при этом, или «Я должен поддерживать их. Я должен быть заботливым» и заботится о людях, предпочитающих жить за счет чужой активности. Если человек руководствуется в основном «долженизмами - недолженизмами» - это значит, что настоящий хозяин положения не он сам, а какие-то посторонние авторитеты. Эти авторитетные «должен-не должен» могут совсем не соответствовать конкретной ситуации. Часто они бывают просто сомнительными. Если вы считаете, что непременно должны быть на вечерней «тусовке» во дворе, среди сверстников, вами руководит «тусовка». Если вы идете в школу только потому, что должны туда ходить, вами руководит школа. И в том и в другом случае бывает так, что решение принять не вами.
Всякий раз, когда человек что-то должен, он может превратить это в «хочу». Качество общения, учебы, работы неизмеримо возрастает, если решения принимаются сознательно, а не под давлением чувства долга. «Когда мне кто-то говорит «ТЫ должен», во мне сразу само собой звучит «Не буду». Нам кажется, что мы можем только подчиняться или восставать. Если мы подчиняемся, остается чувство обиды. Если восстаем, возникает неприязнь и та же обида. Оба способа реагирования толкают нас к какой-то форме мести – себе или другим людям.
Если мы сами выбираем отношение к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Для этого надо сознательно сосредоточиться на наилучшей мотивации для данного дела или каких-либо действий. Замените утверждения, вынуждающие вас на что-либо, на утверждения, содержащие личный выбор.
Я должен Я хочу
Мать разозлиться, если я не пойду с ней Я хочу доставить радость
матери, пойдя с ней
Я должна выгладить белье на всю семью Я выглажу белье,
чтобы моя семья была опрятна одета
Я должен работать на даче Это прекрасный способ
почувствовать себя взрослым
Переход от «я должен» к «я хочу» означает, что человеку будет легче бороться не только со своими «долгами», но и с «долгами», возложенными на него другими. Быть может, в настоящий момент у вас есть несколько дел, которые вам не по душе. И если вы, так или иначе, все равно занимаетесь ими, почему бы не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки или раздражения испытать удовольствие? Такой сознательный выбор может превратить неудачный день в удачный.
Влияние личности быстро начинает расти, когда желание и действительность начинают совпадать. Бессильное, серое существование превращается в жизнь по своему выбору.
Исход наших действий зависит только от нас самих.
Секрет богатых и знаменитых вовсе не в их патологической везучести, а в принципиально ином отношении к неудачам: для них любой промах – побуждение к действию. Великая Эдит Пиаф, голос 20 века, начинала свой путь уличной бродяжкой, которая зарабатывала деньги, развлекая песнями прохожих. Она родилась на тротуаре, воспитывалась в борделе, десятки раз попадала в катастрофу, чудом оставаясь в живых. От нее отворачивались те, кто потом говорил, что если бы не они, не их вера в нее, она никогда бы не прославилась. Но она жила каждый день так, как будто завтра должна была умереть.
Мадонна. Ведь она когда-то жила в бедности и питалась кукурузными хлопьями, подрабатывая то натурщицей, то гардеробщицей. Но она бросалась в работу, как олимпийская чемпионка в бассейн. Именно яростная жажда жизни и победы, жажда успеха возвела ее на Олимп.
Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности,
Пусть даже несовершенным образом,
Чем чужие – в совершенстве.
Лучше изведать неудачи,
Исполняя свой собственный долг,
Чем выполнять долг чужой,
Ибо следовать по чужому пути опасно.
Бхагават-Гита
Самое трудное - это научиться использовать ресурсы собственно «Я» и направлять их на достижение успехов. Множество людей по разным причинам часто не имеют представления о том, что бы они хотели делать, к чему стремиться. Это тоже проявления инфантилизма. По своей природе человек чем-то напоминает велосипед, который в состоянии сохранять равновесие только в движении по направлению к чему-либо. Если человек не ставит цель перед собой сам, за него это сделают другие. С одной стороны, ситуации, когда решения принимают за нас, достаточно удобны: не надо принимать ответственность за свой выбор, легко оправдать свою неудачу – «а мне этого и не хотелось». С другой стороны, и в случае успеха человек добьется выполнения не своего желания, и, таким образом, оказывается вы ситуации вечной неудачи. Но есть люди, которым нравится быть неудачниками.
Если людям предложат выбирать
Между счастьем и несчастьем,
Они скорее всего выберут второе,
Потому что они слишком много в него вложили.
Ошо
Э.Берн, американский психотерапевт, условно разделял всех людей на победителей, неудачников и непобедителей.
Победитель – знает, что он хочет и стремится к этому.
Неудачник – знает, что он хочет, но не желает тратить силы на достижение целей, предпочитая оставаться несчастным и получая максимум выгод из своего положения в виде жалости других, ровной жизни без рисков, взлетов и падений и т.д.
Непобедитель –не знает своих желаний и выбирает цели других. Как результат – даже в ситуации успеха они чувствуют себя несчастными и не удовлетворены жизнью.
Победитель Неудачник
+ - + - + -
Выбор кем быть – осуществляет сам человек. Как и выбор цели своей жизни и отдельных действий.
Любая жизнь, какой бы долгой и сложной она ни была,
состоит из одного момента – того момента,
когда человек понимает раз и навсегда, кто он.
Хорхе Луис Борхес
Но достаточно ли просто имеет цель? Необходимо еще приложить усилия, чтобы ее достичь, то есть иметь хорошо сформированные волевые качества.
Многие люди, когда говорят о целях, о своих планах на далекое или недалекое будущее, акцентируют внимание на недостатках времени, как бы оправдывая себя в недостижении той или иной цели. Отношения человека со временем является первичным показателем его личностной зрелости и успешности. Гармоничные отношения со временем означают две вещи:
- способность жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как подготовку к будущему или как роковое следствие прошлого;
- способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной.
Вопросы отношения со временем очень актуальны в любом возрасте. Обратите внимание, как вы относитесь к словам «понадобится еще пятнадцать лет..» Тоскливо. Правда? Пятнадцать? Шестнадцать? Сколько бы ни было, все равно прожитые годы воспринимаются как пролетевшие мгновения. Вроде бы жизнь была, а вроде бы все это было лишь сном. Пролетит еще пятнадцать лет, и они тоже превратятся в мгновение. Теперь оглянитесь назад и вспомните, как вы собирались, например, бегать по утрам или изучать язык. Прошло время, а вы до сих пор собираетесь, хотя надо было потратить всего двадцать минут в день.
Упражнение «24 часа»
Чертим большой круг – срез типичного дня. Сколько времени у вас уходит на сон, школу, друзей, домашнее задание, семью, одиночество, работу по дому, на все остальное. Глядя на круг своей жизни, задайте себе следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как проходит день? Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом круге? Что легко и что трудно изменить в вашей жизни? Чего не хватило для верного отображения вашей жизни? Почему все-таки мы ждем и стремимся к изменениям?
«Но я не могу! Если я изменю, свое поведение, то…» Действительно, не в наших силах изменить последствия своего решения. Наша свобода заключается лишь в решении делать осознанный выбор и выбирать его цену.
Примечание: выписки из различных словарей
Свобода – отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности
- сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления
- способность человека
действовать в соответствии со
своими интересами и целями, опираясь
на знание объективной
- реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач
- не стесняемой никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности
- степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей
- наличие прав и их гарантированность
- один из основополагающих принципов правого государства
Границы нашей свободы,
а следовательно и
Я свободен в принятии решений
Ранее детство Настоящее время Взрослая жизнь
Ограниченность нашей жизни приводит к ограниченности нашего выбора. «Все красивые ракушки на морском берегу собрать невозможно», - сказал Энн Морроу Линдьерг. С точки зрения прагматизма и выгоды зрелось и инфантилизм мало чем отличатся друг от друга. Более того, оставаться «вечным ребенком» энергетически более выгодно для нашего телесного существования. Но и за это приходится платить: чувством неприкаянности, чуждости жизни, происходящей вокруг. Зато это лучшее средство сохранять раз достигнутое. В конце концов, весь выбор между зрелости и инфантилизмом касается одного – оставаться с тем, что имеешь и терять свои преимущества постепенно или стремится к изменениям, несущим нам как положительные, так и отрицательные переживания.
Воин берет свою судьбу,
Какой бы она ни была,
И принимает ее в абсолютном смирении.
Он в смирении принимает себя таким, каков он есть,
Но не как повод для сожаления,
А как живой вызов.
Карлос Кастанеда. Сказка о силе.
Подведение итогов.
Сочинение синквейнов.
Синквейн
Нерифмованные пятистишия
1 – название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением)
2 – определение темы в двух прилагательных или причеастиях
3 – три глагола, показывающие действия в рамках данной темы
4 - фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме
5 – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Свобода.
Независимая. Самостоятельная.
Мыслить. Делать. Быть.
Всего дороже на свете.
Полет.
Ответственность.
Самостоятельная. Честная.
Была. Есть. Будет.
Тяготит тебя или радует.
Свобода.
Достоинство.
Личное. Возвышенное.
Ценить. Отвечать. Уважать.
Достигай величия любой ценой.
Честь.
Выбор.
Свободный. Достойный.
Искать. Пробовать. Действовать.
Ответственное решение здравомыслящего человека.
Поиск.